Светлана Мордарева
Мастер-класс «Сказка как метод формирования социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка как метод формирования социально- коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.
Цель: презентация опыта работы со сказкой в формировании социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.
Задачи:
Передать опыт работы путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм психолого- педагогической деятельности;
Привлечь внимание и заинтересовать в поиске возможных решений проблемы социализации детей с ОВЗ.
Публикация «Мастер-класс „Сказка как метод формирования социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ход мастер-класса:
Знакомство участников друг с другом и ведущими. (5-10мин.)
Погружение в тему показ ролика «Анатоль и кастрюлька»
Социальные отношения сложны для аутичного ребенка в силу того, что он
малоспособен к моделированию поведения в зависимости от ситуации. Он гораздо хуже понимает людей, т. к. зафиксирован на частных проявлениях, не умеет обобщать и выделять главное.
Проигрывая и проговаривая сказку, аутичный ребенок обыгрывает различные эмоциональные состояния: злость, обиду, гнев, страх и т. д. Он научится правильно в зависимости от ситуации, реагировать на происходящее. Знакомство аутичного ребенка со сказкой строится на основе возможности воспринимать ребенком речь и самостоятельно воспроизводить содержание сказки (короткой, т. к. у таких детей специфические нарушения речевого развития (эхолалии, мутизм, стереотипные монологи, речевые штампы, отсутствие в речи первого лица,
расстроена возможность использовать речь в целях коммуникации.
Сказка очень сложна для понимания детьми с РАС. Требуется постоянное разъяснение, частые остановки при чтении, обязательно эмоциональное чтение взрослыми (так одновременно ребенок получает знания в области эмоций, учится понимать интонации голоса). Русские народные сказки вызывают затруднения в понимании слов, выражений, речевых оборотов, т. к. наши дети чаще всего буквально воспринимают происходящее. Образный язык, шутки не всегда доступны их пониманию. Поэтому при изучении сказок используются различные формы и методы работы: чтение чередуется с рисованием, раскрашиванием, изготовлением поделок из бумаги, пластилина, игра переплетается с драматизацией, просмотр мультфильмов сочетается с прослушиванием аудиозаписей. Лучше всего выбирать сказки, где история заканчивается возвращением домой («Маша и медведь», «Три медведя», «Петушокзолотой гребешок», «Снежная королева», «Заюшкина избушка» и т. д.). В этих сказках дом — символ жизни семьи, теплого домашнего очага, убежище, кров, защита от напастей внешнего мира. Другой вариант — общий пир, свадьба («Царевналягушка», «Сивкабурка»). Обычно дети любят сказки, в которые можно играть без подготовки и закреплять их содержание игрой («Репка», «Теремок», «Три медведя»).
1 этап
На первом этапе проходило ознакомление детей с определенной сказкой. В работе могут использоваться любые сказки, соответствующие возрасту
ребенка, в которых он может быть в роли «хорошего» или «плохого» героя, где
актуализируются различные эмоциональные состояния героев. Это могут быть
народные и авторские сказки, например: «Курочка Ряба», «Три поросенка»,
«Колобок», «Теремок» и т. д.
Также на этом этапе необходимо наладить взаимосвязь с воспитателями группы, воспитатель читает детям сказку, затем предлагает побеседовать о прочитанном.
- чтение сказок и беседа о прочитанном;
- рисование по мотивам сказки.
2 этап
На втором этапе проводилась беседа об увиденной сказке, пересказ педагогом
этой сказки, где литературное произведение не только словесно воспроизводится, но и
подкреплялась иллюстрациями.
1. Вопросы об эмоциональном отношение детей к героям, явлениям и ситуациям (Что больше всего понравилось в сказке?Кто понравился или не понравился? и т. п.).
Эти вопросы задаются, как правило, в начале беседы, они оживляют и обобщают первые, непосредственные впечатления.
2. Вопросы, направленные на воспроизведение содержания сказки.
При ответах на эти вопросы, ребенок учится логически выстраивать факты и события сказочного повествования, развивая память и логическое мышление.
3. Вопросы на выявление основного замысла сказки, ее суть.
Такие вопросы позволяют выявить, насколько правильно понято детьми содержание сказки.
4. Вопросы причинно-следственного характера, обращающие внимание детей на причину событий и мотивы поступков персонажей.
Вопросы такого рода побуждают ребенка размышлять о причинах и следствиях поступков героев, замечать логическую закономерность событий.
5. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам
(О чем эта сказка?Кто является главным героем сказки).
Игры по сказкам используются для закрепления усвоения содержания сказок, для развития памяти, внимания, мышления и развития речи у детей с РАС. Можно применять следующие игры:
Предложить участникам поиграть в игру…
Далее демонстрация игрового материала:
«Что сначала – что потом»
Используются иллюстрации из сказки, повторяющие последовательность сюжета. Эти картинки нужно перепутать и предложить ребенку восстановить последовательность сюжета, расставив картинки по порядку. Либо, убрав одну из них, предлагаем рассказать, какого эпизода в сказке не хватает. В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.
Игра "Угадай, о ком я рассказала"
Цель. Узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов. Оборудование. Картинки с изображением хорошо знакомых детям персонажей сказок "Курочка Ряба", "Теремок", "Колобок", "Репка".
Ход игры
Дети сидят полукругом. У педагога на столе картинки с изображением вверх (не более 2—3 картинок). Он вызывает кого-нибудь из детей и просит послушать загадку, и среди предложенных картинок найти картинку-отгадку. Если ребенок не может отгадать, педагог еще раз медленно произносит текст загадки, делая остановку на каждом свойстве или характерном признаке этого персонажа. Когда загадка будет отгадана, педагог спрашивает у детей, какие слова помогли им в этом, например: "Какой Колобок? (круглый, румяный). Какой волк? (серый, зубастый)". Если дети затрудняются, педагог задает вопросы, содержащие ответ: "Репка сладкая? У зайца длинные уши? Заяц любит морковку?" Персонажи, о которых составляются загадки, должны меняться, чтобы дети не заучивали отгадку, а учились слушать и понимать смысловую сторону речи, опираясь на имеющиеся представления и восприятие, помогающие создать единый образ со словом.
«Собери картинку»
Иллюстрации к сказке можно разрезать на несколько частей, по принципу мозаики, предложив ребенку собрать картинку из частей и угадать из какой сказки этот эпизод. Эта игра развивает воображение, развивает способность к высказываниям.
«Сказочное лото»
Детям раздаются иллюстрации к сказкам, которые разделены на поля. Все поля заполнены, кроме некоторых. Маленькие карточки-части иллюстраций раздаются детям в случайном порядке. Участники игры должны определить, откуда каждая карточка и найти ей нужное место на иллюстрациях.
«Сказочная викторина»
Может происходить в командах. Дети отвечают на вопросы по сказкам и получают баллы. Примерные вопросы:
- В каких сказках встречаются дикие животные? (домашние)
- Какие сказки начинаются со слов «В некотором царстве, в некотором государстве…»?
- Какие сказки рассказывают о волшебных явлениях?
- Кто из сказочных героев исполнял желания?
3 этап
На третьем этапе (как закрепляющее занятие по определенной тематике)
педагоги показывали кукольный спектакль – сказку.
Сюда же можно включить элементы пальчиковой и
дыхательной гимнастики, упражнения по развитию общей моторики, например,
«Подул сильный ветер (дети дуют)или («как волк» на домики трех поросят, забарабанил дождь (постучать пальчиками по
столу, цветочки клонили свои головки к земле (наклоны головы в стороны)» итд.
Показ кукольного спектакля по сказке совместно с педагогом. Сказки должны быть эмоционально окрашены, с простым сюжетом, с включением диалога.
4 этап
Показ кукольного спектакля детьми с ОВЗ для детей младшей группы.