Папки-передвижки

Мастер-класс «Сказка как метод формирования социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ»

Светлана Мордарева
Мастер-класс «Сказка как метод формирования социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Сказка как метод формирования социально- коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.

Цель: презентация опыта работы со сказкой в формировании социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.

Задачи:

Передать опыт работы путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм психолого- педагогической деятельности;

Привлечь внимание и заинтересовать в поиске возможных решений проблемы социализации детей с ОВЗ.

Публикация «Мастер-класс „Сказка как метод формирования социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ“» размещена в разделах

Ход мастер-класса:

Знакомство участников друг с другом и ведущими. (5-10мин.)

Погружение в тему показ ролика «Анатоль и кастрюлька»

Социальные отношения сложны для аутичного ребенка в силу того, что он

малоспособен к моделированию поведения в зависимости от ситуации. Он гораздо хуже понимает людей, т. к. зафиксирован на частных проявлениях, не умеет обобщать и выделять главное.

Проигрывая и проговаривая сказку, аутичный ребенок обыгрывает различные эмоциональные состояния: злость, обиду, гнев, страх и т. д. Он научится правильно в зависимости от ситуации, реагировать на происходящее. Знакомство аутичного ребенка со сказкой строится на основе возможности воспринимать ребенком речь и самостоятельно воспроизводить содержание сказки (короткой, т. к. у таких детей специфические нарушения речевого развития (эхолалии, мутизм, стереотипные монологи, речевые штампы, отсутствие в речи первого лица,

расстроена возможность использовать речь в целях коммуникации.

Сказка очень сложна для понимания детьми с РАС. Требуется постоянное разъяснение, частые остановки при чтении, обязательно эмоциональное чтение взрослыми (так одновременно ребенок получает знания в области эмоций, учится понимать интонации голоса). Русские народные сказки вызывают затруднения в понимании слов, выражений, речевых оборотов, т. к. наши дети чаще всего буквально воспринимают происходящее. Образный язык, шутки не всегда доступны их пониманию. Поэтому при изучении сказок используются различные формы и методы работы: чтение чередуется с рисованием, раскрашиванием, изготовлением поделок из бумаги, пластилина, игра переплетается с драматизацией, просмотр мультфильмов сочетается с прослушиванием аудиозаписей. Лучше всего выбирать сказки, где история заканчивается возвращением домой («Маша и медведь», «Три медведя», «Петушокзолотой гребешок», «Снежная королева», «Заюшкина избушка» и т. д.). В этих сказках дом — символ жизни семьи, теплого домашнего очага, убежище, кров, защита от напастей внешнего мира. Другой вариант — общий пир, свадьба («Царевналягушка», «Сивкабурка»). Обычно дети любят сказки, в которые можно играть без подготовки и закреплять их содержание игрой («Репка», «Теремок», «Три медведя»).

1 этап

На первом этапе проходило ознакомление детей с определенной сказкой. В работе могут использоваться любые сказки, соответствующие возрасту

ребенка, в которых он может быть в роли «хорошего» или «плохого» героя, где

актуализируются различные эмоциональные состояния героев. Это могут быть

народные и авторские сказки, например: «Курочка Ряба», «Три поросенка»,

«Колобок», «Теремок» и т. д.

Также на этом этапе необходимо наладить взаимосвязь с воспитателями группы, воспитатель читает детям сказку, затем предлагает побеседовать о прочитанном.

- чтение сказок и беседа о прочитанном;

- рисование по мотивам сказки.

2 этап

На втором этапе проводилась беседа об увиденной сказке, пересказ педагогом

этой сказки, где литературное произведение не только словесно воспроизводится, но и

подкреплялась иллюстрациями.

1. Вопросы об эмоциональном отношение детей к героям, явлениям и ситуациям (Что больше всего понравилось в сказке?Кто понравился или не понравился? и т. п.).

Эти вопросы задаются, как правило, в начале беседы, они оживляют и обобщают первые, непосредственные впечатления.

2. Вопросы, направленные на воспроизведение содержания сказки.

При ответах на эти вопросы, ребенок учится логически выстраивать факты и события сказочного повествования, развивая память и логическое мышление.

3. Вопросы на выявление основного замысла сказки, ее суть.

Такие вопросы позволяют выявить, насколько правильно понято детьми содержание сказки.

4. Вопросы причинно-следственного характера, обращающие внимание детей на причину событий и мотивы поступков персонажей.

Вопросы такого рода побуждают ребенка размышлять о причинах и следствиях поступков героев, замечать логическую закономерность событий.

5. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам

(О чем эта сказка?Кто является главным героем сказки).

Игры по сказкам используются для закрепления усвоения содержания сказок, для развития памяти, внимания, мышления и развития речи у детей с РАС. Можно применять следующие игры:

Предложить участникам поиграть в игру…

Далее демонстрация игрового материала:

«Что сначала – что потом»

Используются иллюстрации из сказки, повторяющие последовательность сюжета. Эти картинки нужно перепутать и предложить ребенку восстановить последовательность сюжета, расставив картинки по порядку. Либо, убрав одну из них, предлагаем рассказать, какого эпизода в сказке не хватает. В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.

Игра "Угадай, о ком я рассказала"

Цель. Узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов. Оборудование. Картинки с изображением хорошо знакомых детям персонажей сказок "Курочка Ряба", "Теремок", "Колобок", "Репка".

Ход игры

Дети сидят полукругом. У педагога на столе картинки с изображением вверх (не более 2—3 картинок). Он вызывает кого-нибудь из детей и просит послушать загадку, и среди предложенных картинок найти картинку-отгадку. Если ребенок не может отгадать, педагог еще раз медленно произносит текст загадки, делая остановку на каждом свойстве или характерном признаке этого персонажа. Когда загадка будет отгадана, педагог спрашивает у детей, какие слова помогли им в этом, например: "Какой Колобок? (круглый, румяный). Какой волк? (серый, зубастый)". Если дети затрудняются, педагог задает вопросы, содержащие ответ: "Репка сладкая? У зайца длинные уши? Заяц любит морковку?" Персонажи, о которых составляются загадки, должны меняться, чтобы дети не заучивали отгадку, а учились слушать и понимать смысловую сторону речи, опираясь на имеющиеся представления и восприятие, помогающие создать единый образ со словом.

«Собери картинку»

Иллюстрации к сказке можно разрезать на несколько частей, по принципу мозаики, предложив ребенку собрать картинку из частей и угадать из какой сказки этот эпизод. Эта игра развивает воображение, развивает способность к высказываниям.

«Сказочное лото»

Детям раздаются иллюстрации к сказкам, которые разделены на поля. Все поля заполнены, кроме некоторых. Маленькие карточки-части иллюстраций раздаются детям в случайном порядке. Участники игры должны определить, откуда каждая карточка и найти ей нужное место на иллюстрациях.

«Сказочная викторина»

Может происходить в командах. Дети отвечают на вопросы по сказкам и получают баллы. Примерные вопросы:

- В каких сказках встречаются дикие животные? (домашние)

- Какие сказки начинаются со слов «В некотором царстве, в некотором государстве…»?

- Какие сказки рассказывают о волшебных явлениях?

- Кто из сказочных героев исполнял желания?

3 этап

На третьем этапе (как закрепляющее занятие по определенной тематике)

педагоги показывали кукольный спектакль – сказку.

Сюда же можно включить элементы пальчиковой и

дыхательной гимнастики, упражнения по развитию общей моторики, например,

«Подул сильный ветер (дети дуют)или («как волк» на домики трех поросят, забарабанил дождь (постучать пальчиками по

столу, цветочки клонили свои головки к земле (наклоны головы в стороны)» итд.

Показ кукольного спектакля по сказке совместно с педагогом. Сказки должны быть эмоционально окрашены, с простым сюжетом, с включением диалога.

4 этап

Показ кукольного спектакля детьми с ОВЗ для детей младшей группы.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ средствами изодеятельности В последние годы стало более заметным стремление изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей - инвалидов в лучшую сторону.

Формирование социально-коммуникативных навыков посредством игровой деятельности у детей раннего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ручеёк» «Формирование социально-коммуникативных навыков.

Игры для формирования социально-коммуникативных навыков дошкольниковИгры для формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников Игра для ребёнка — это разнообразные «фрагменты» из повседневной жизни. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс,.

Мастер-класс «Формирование коммуникативных навыков детей в игровой деятельности» Тема: Формирование коммуникативных навыков детей в игровой деятельности. Участники мастер- класса: данный мастер класс предназначен для.

Мастер-класс «Пейзажная живопись в развитии коммуникативных способностей и социальных навыков детей дошкольного возраста» Мастер- класс «Пейзажная живопись в развитии коммуникативных способностей и социальных навыков детей дошкольного возраста» Составила.

Мастер-класс развитие социально-коммуникативных навыков ребенка через использование игр Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу вам рассказать о развитии социально-коммуникативных навыков ребенка через использование игр. Проблема.

Особенности развития социально-коммуникативных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями средствами игровых технологий Особенности развития социально-коммуникативных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями средствами игровых технологий Общение –.

Презентация «Мастер-класс по развитию коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста» Предлагается презентация к выступлению по теме: «Мастер-класс по развитию коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста». Где.

Программ по развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ЗПР средствами игровых технологи ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа воспитательной работы по развитию социально-коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития.

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей средствами проектной деятельности. Из опыта работы Развитие социально-коммуникативных навыков у детей через проектную деятельность Развитие социально-коммуникативных навыков у детей является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Сказка как метод формирования социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ»
Опубликовано: 12 мая 2018 в 13:22
+44Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Сказка как метод формирования социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Мордарева (УИ 65170) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД