Лариса Бочарова
Рекомендации для родителей дошкольников с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации родителям дошкольников с нарушениями речи
1. Регулярно консультироваться со специалистами по вопросам речевого
Исправление речи требует систематических продолжительных занятий. Успех
коррекции во многом может зависеть и от Вас. Так, если у ребенка заикание,
то Вы обязательно должны организовать дома щадящие условия:
Публикация «Рекомендации для родителей дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
обязательный режим дня, ограничение речи, соблюдение «режима молчания»,
избегание сильных эмоциональных впечатлений и т. д.
2. Адекватно отнеситесь к речевым проблемам ребенка, принимайте активное участие в занятиях с ним:
1) Активно посещайте коррекционные логопедические занятия.
2) Регулярно выполняйте вместе с ребёнком артикуляционную гимнастику
(перед зеркалом 1-2 раза в день).
3) Формируйте звуковую культуру у Вашего ребёнка («Как шумит ветер?», «Как
шипит змея?» и т. д.).
4) Озвучивайте как можно больше действий ребёнка и своих в повседневной
жизни («Одеваем на правую ножку носочек», «Я беру сок, наливаю его в
стакан» и т. д.).
5) По возможности не выполняйте просьбу ребёнка, если она высказана жестами, мимикой (попросите озвучить).
6) Деликатно поправляйте неправильно произнесенные звук или слово: не
ругайте, не повторяйте неправильно произнесенного слова, не требуйте
немедленного правильного произнесения. Обязательно дайте правильный
образец. Ребенку требуются многократные повторения для формирования
навыка правильного произношения.
7)Если ребёнок путает, пропускает, искажает
слоги в словах, помогите ему сформировать ритм собственной речи
(проговаривайте трудное слово по слогам, с помощью хлопков и т. д.).
8) Учите ребёнка ориентироваться в собственном теле. Стоя вместе с ним
перед зеркалом, показывайте и называйте: «Вверху у нас голова, а внизу
стопы; вот правая рука (нога, ухо, глаз, вот левая» и т. д. (это необходимо для
овладения чтением, письмом, математическими операциями, когда ребёнок
пойдёт в школу).
3. Не следует ограждать ребенка от общения со сверстниками, имеющими нормальную речь. Важно всячески поддерживать интерес ребенка к речевому общению.
4. Говорить с ребенком рекомендуется негромко, медленно, спокойно, мягко.
5. Нельзя допускать, чтобы другие передразнивали речь ребенка. Никто из членов семьи не должен говорить при ребенке о его дефекте, демонстрировать его дефект другим лицам.
6. Для ребенка необходимо создать обстановку душевного покоя, ограничить
участие в шумных играх, оберегать ребенка от утомления, поскольку оно
приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию повышенной
активности. Необходимо ограничить ребенка от сильных впечатлений,
страшных сказок и рассказов, ограничить просмотр телепередач, особенно
агрессивных фильмов, сцен жестокости.
7. Большое значение для развития речи имеет пение, чтение стихов.
8. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Изо дня в день время приема
пищи, выполнения домашних заданий, игр и сна должно соответствовать этому распорядку.
9. Дайте ребенку возможность для расходования избыточной энергии.
Полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные
прогулки, бег. Превратите прогулки ребёнка в увлекательные путешествия,
эмоционально рассказывайте ему о происходящем на улице, просите показать
различные предметы.
10. Необходимо закаливать организм ребенка.
11. Ребенок овладевает речью по подражанию, поэтому важно, чтобы
взрослые следили за своей речью. Речь родителей должна быть доступна
ребенку по содержанию: не загружайте ребенка непонятными ему словами,
сложными грамматическими конструкциями, заучиванием сложных по
структуре и содержанию стихотворений.
12. Объясняйте ребенку значение новых и непонятных ему слов. При
необходимости обращайтесь к словарю, тем самым ребенок будет приучаться
работать со справочной литературой.
13. Если ребенок пересказывает содержание сказки (рассказа, составляет
рассказ по картинке, допуская речевые ошибки, не перебивайте ребенка,
укажите на ошибки после того, как ребенок закончит высказывание.
14. Старайтесь отвечать на все вопросы ребенка. Если вы не можете дать
ответ сразу, обязательно ответьте, как будете готовы. Этим вы не только
дадите ребенку новые знания, но и взаимно полезное общение.
15. Необходимо следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы
(уздечка, прикус, органов слуха, носоглотки. Их заболевания отрицательно
влияют на состояние речевой функции.