Марина Бурдюгова
Рефлексивный отчёт
▼ Скачать + Заказать документы
Рефлексивный отчёт
Планирование уроков.
Наша страна вышла на международный рынок и продолжает расширять свои границы сотрудничества с другими странами. Появилась необходимость в коммуникабельных, креативных и высокообразованных личностях. Появилась необходимость пересмотреть образовательную программу. Старая образовательная программа не справляется с динамическими преобразованиями современного мира. Нужны новые подходы и кардинальные изменения в образовании. Именно это нам предлагает обновленная образовательная Программа. С изменением Программы, прежде всего, должен меняться сам учитель. Нужно пересмотреть свои взгляды, методы и начать с самообразования: изучить Программу, другие источники по нововведениям и применять их на практике. Обязательно необходимо наблюдать и фиксировать положительную и отрицательную динамику в учебном процессе, для того чтобы не навредить детям, а найти эффективные стратегии, которые помогут каждому ребенку раскрыться и достичь положительного результата.
Публикация «Рефлексивный отчёт» размещена в разделах
Поэтому, прежде чем внедрять в свою практику нововведения по обновленной образовательной Программе, я посещала коучинги, семинары, курс образовательной Программы профессионального развития педагогических кадров в общеобразовательных школах «Рефлексия в практике», а также курсы по обновленной образовательной программе и критериальному оцениванию.
Начать я решила с планирования уроков. Это первый и важный этап в процессе обучения детей. Планировать урок нужно с учетом способностей учеников, его социальной среды, материальной базы, времени и уровня знаний по определенным темам. На практике попробовала построить планы последовательных уроков, опираясь на спиральную образовательную программу, основанную на когнитивной теории Джерома Брунера, согласно которой, каждый урок должен строиться с опорой на имеющие знания, с повторением и добавлением нового материала. Использовать активное обучение с закреплением на практике, знаковое обучение с использованием наглядного и образного материала и символическое обучение. [1]
При составлении планирования уроков сначала определяла цель серии последующих уроков. Например, по серии уроков русского языка была поставлена цель: Совершенствование знаний учащихся о синтаксической роли второстепенных членов в предложении. Далее разрабатывала цели обучения для каждого урока по отдельности с учетом того, что учащиеся должны достигнуть на данном уроке с опорой на ожидаемый результат. Обязательно при планировании нужно знать, что учащиеся уже знают по данной теме, а далее уже планировать работу по совершенствованию и добавлению новых знаний. После всего этого, начинаю составлять сам урок. В своих уроках применяю наряду с традиционными методами и современные методы преподавания и обучения. Есть возможность сравнить эффективность применения этих методов и их результат. На данный момент заметила, что современные методы направлены на удовлетворение потребностей учеников, повышают их мотивацию и учитывают потребности учебной Программы.
Структуру урока разделили на три этапа: начало, середина и конец урока. В начале урока провожу организационный момент. От того как настроишь детей на работу, зависит ход всего урока. Сейчас существует множество различных стратегий для проведения организационного момента. Например, «Здравствуйте, это я!», «Тик!Так!», «Подковка на удачу!», «Австралийский дождь», мультфизминутки, «Круг радости» и другие. Современные стратегии организационного момента отличаются от традиционных тем, что они более динамичные, веселые, музыкальные, с интересным содержанием. Конечно, бывают и минусы после проведения динамичных разминок: у некоторых детей появляется настрой не на учебу, а на веселье. В таких случаях приходится прибегать к успокаивающим тренингам. Это могут быть просто дыхательные упражнения, медитация и или расслабляющая релаксация.
Следующий момент урока - это обратная связь по рефлексии пройденного урока. Обратная связь помогает сделать остановку и обдумать, что получилось, а над чем нужно еще поработать. Её можно использовать на любом этапе урока. Она не помешает, а только поможет сконцентрировать внимание. Мои дети любят писать мне записки, письма, жалобы по пройденному уроку, которые потом мы рассматриваем во время анализа обратной связи следующего урока. Например, после проведения в конце урока русского языка стратегии «РАФТ», один ученик написал мне жалобу от имени отца: «Мой сын знает правила о второстепенных членах предложения, но путает обстоятельство и дополнение».
Стратегия «РАФТ»
В начале следующего урока мы рассмотрели письма, которые написали мне ребята и остановились на этой жалобе. Затем на уроке повторили правила, и я дала возможность детям самостоятельно составить диаграмму Венна из двух и трех колец, где дети выделили общие и отличительные признаки второстепенных членов.
Диаграмма Венна.
В течение последующих уроков я наблюдала за работой этого ученика и заметила, что он справился с этой проблемой. Очень часто в своей работе для проведения обратной связи я использую стратегию «Волшебный сосуд». В конце урока дети пишут и бросают в него свои записки. В них они отражают, что понравилось, чему научились или что не поняли. Существуют, конечно, и проблемы в проведении обратной связи, чаще всего это нехватка времени. Иногда дети, которые не хотят думать, пишут просто так, делая одолжение. Вам же нужно было, чтоб я написал, вот и написал. Это всё выясняется во время проведения анализа обратной связи.
На стадии вызова надо сделать так, чтобы дети сами пришли к тому, что они будут сегодня изучать, для того чтобы не было постоянной открытости. Дети любят разгадывать загадки, ребусы, шарады и решать возникшие проблемы. Этот процесс заставляет ребенка работать, развивать критическое мышление. Здесь я использовала стратегии «Задом наперед», «Путаница», «Проблема», «Секрет» и т. д. На стадии вызова так же важно закрепление и повторение пройденного материала. Для этого существуют более активные стратегии, такие как «Горячая картошка», минутка «Воспоминаний», «Атака». «Меткий стрелок» и другие. Они помогают активизировать класс для дальней шей работы. Как говорится в народе «Повторение – мать учения», оно дает возможность вспомнить пройденное и приготовиться к восприятию следующего материала связанного с ним.
В целом структура каждого урока не должна быть похожа друг на друга. Непредсказуемость урока повышает мотивацию учащихся. Форму работы на уроке и для каждого задания по отдельности планирую еще до начала урока. Затем на уроке или перед уроком можно разделить детей на группы, пары, трио, квартеты, в зависимости от заданий и цели урока.
Средний этап урока включает в себя основную часть работы над темой урока. Её я строю по модели таксономии Блума. Дети должны получить знания, понять их, применить, проанализировать, провести синтез и оценить.
Проходя курсы по обновленной Программе, я испытала на себе самообучение. Когда нам что - то объясняли, показывали, я не воспринимала и не могла понять материал. После самостоятельного изучения, делая заметки, составляя схемы, сравнивая и анализируя, я начинала понимать. Поэтому в свою практику, ввела самообучение. На уроке даю время детям для того, чтобы ознакомились с материалом. Выбрали то, что считают главным и сделали для себя выводы. После этого можно провести стратегию «ЗХУ». Ребята поделятся с тем, что они уже знали, хотят узнать и узнали. Далее ведется работа над изучением нового материала. Его можно изучить с помощью практического задания. Это дает более глубокое осмысление того, что дети изучают. Например, на уроке русского языка, когда дети знакомились с обстоятельством, выбрала стратегию «Третий лишний». Ребята выписали лишнее слова (сегодня, завтра, вчера) и аргументировали почему. Они сделали для себя вывод, что это обстоятельство времени, выраженные наречием. Сравнили их с существительными: час, минута, секунда. Составили предложения, и нашли разницу между дополнением и обстоятельством. Аналогичная работа велась по обстоятельствам места, причины, цели и образа действия. Для закрепления изученного использовала стратегию «Хрустальная туфелька». Учащиеся находили пару «Обстоятельство и к нему вопрос». Эта стратегия помогла детям закрепить полученные знания и отдохнуть. В конце дети аргументировали свой выбор. Далее работа проводилась по учебнику. Работу по учебнику можно тоже сделать более интересной и продуктивной, чем просто выполнения рекомендуемого задания учебника. Например, стратегия «ИСЕРТ». Её можно использовать, когда нужно вставить пропущенные буквы с объяснением. Дети делают пометки над вставленными буквами. Если уверенны, ставят «V», новое слово «+», вызывает противоречие «-», не знаете «?». Далее ведется процесс аргументации.
Стратегия «ИНСЕРТ»
Конечно это не единственные стратегии, которые применяю на уроке при изучении и закреплении материала.
Я думаю, что на уроке должны больше говорить дети. Обязательно обосновывать свою точку зрения. Потому что это приводит к осмыслению, пониманию и помогает в применении.
Мерсер и Литлтон (2007) утверждали, что диалог в классе способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении, а Выготский считал, что ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, это могут быть одноклассники и учителя. [2] Их теории подтверждается практикой. На уроках, где ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируется мышление и речь. Беседа учеников в классе, в группе, в паре помогает детям воспринимать, сравнивать, доказывать и вносить своё виденье темы или вопроса. Здесь важно не навязывать свою точку зрения, а только оказывать поддержку, чтобы ребята пришли к правильному решению. Наблюдая за детьми, я заметила, что они стали более правильно строить свою речь, аргументировать, уверенно держаться и говорить.
Во время диалогового обучения есть свои минусы. Например, дети не умеют слушать других, стараются говорить громко, не думая об окружающих, иногда перебивают друг друга. Это мешает в работе. Мы с ребятами нашли выход из этой ситуации. Составили свод правил «Культура собеседника» и теперь часто к нему обращаемся.
Свод правил «Культура собеседника»
Диалоговое обучение должно присутствовать на каждом уроке. Эффективно использовать для этого коллаборативное обучение, потому что в тесном контакте друг с другом дети становятся более уверенными, ближе друг другу, свободно высказывают свое мнение и вместе находят нужное решение. Это работа в паре, в группе, можно сделать трио, квартет. Например, когда ребята работают в «трио», один из учащихся является экспертом, двое других рассказывают друг другу домашнее задание или новый материал. Эксперт подводит итог и выставляет свою оценку. Затем ребята меняются ролями. В роли эксперта и собеседника должен побывать каждый учащийся. Этот диалог лучше помогает усвоить материал и устранить пробелы в знаниях. При подготовке к изложению, ребята ведут диалог в паре. После этого, кто – то проговаривает вслух всему классу. Во время прослушивания дети добавляют недостающую информацию. Ребята лучше запоминают текст и легко справляются с изложением.
Работа в группе
Когда дети работают в группах они взаимобоучают, взаимооценивают друг друга. Это способствует достижению лучшего результата. На начальном этапе были, трудности. Дети не умели взаимодействовать друг с другом. Одни не хотели прислушиваться к другим, сильные не делятся своими знаниями. Каждый хочет быть лидером и при этом не нести ответственности за группу. Но после того как учащиеся сами разработали правила работы в группах, они поняли, что важно выслушать мнение каждого и прийти к единому решению, только так можно победить в любой ситуации. Сейчас мои дети сплоченно работают в группах и приходят к результату. Всегда нужно вести наблюдение за группами и учениками для того, чтобы не упустить детей, которых могут подавить другие дети. Например, у меня в классе есть ученик, который считает, что он всегда прав и решение своей группы он подводит под своё мнение. Дети с ним соглашаются. Мы принимаем их решение, но обязательно выслушиваем мнение других членов группы всем классом, чтобы выявить другие решения. Тут ребята начинают понимать, что их мнение тоже интересное. Сейчас этот ученик уже прислушивается к мнению других, иногда соглашается. Ребята тоже не идут у него на поводу.
Обязательно «красной нитью» в течение всего урока проходит формативное оценивание учащихся для повышения внешней и внутренней мотивации учащихся. Это бывает форме похвалы, стратегии «Хлопай» Топай!», «Светофор», «Смайлики» и другие. [3]
Третий этап урока – это конец урока. Здесь подводится итог всей работы. Его можно подвести в виде игры, например, «Кто больше знает?», «Паутинка» и другие. Важным моментом в завершении урока является обратная связь и рефлексия. Для планирования следующего урока важно знать, что ребята поняли, что понравилось, что нужно изменить и на чем заострить внимание. В конце краткосрочного плана, я указываю, какую работу провожу по дифференцированному обучению, использую формы оценивания, ИКТ и взаимосвязь с другими предметами. А также делаю самоанализ своего урока, в виде рефлексии. Где рассматриваю, какую цель ставила перед уроком и чего достигла. Оцениваю свой урок с помощью разных стратегий. Например, «Шахматная доска», «Три в одном», «Три желания».
Проанализировав свою работу, я пришла к выводу, что планирование каждого урока должно быть постоянно взаимосвязано с последующим и предыдущим уроками. Для чего это нужно? Чтобы закреплять пройденный материал, устранять пробелы, добавлять новый материал. А главное ребенку будет легче воспринимать что - то новое, когда он уже будет иметь хоть какое- то представления об этом. Обязательно менять стратегии, методы, формы работы урока. Когда мы с вами смотрим один и тот же фильм, в конце концов, он нам надоест. Однотипные уроки тоже надоедают детям. Непредсказуемость урока помогает повысить интерес учащихся к предмету и повышает мотивацию. При планировании урока нужно обдумывать каждый его момент, чтобы не навредить, помочь детям достичь желаемого результата, учитывая потребности учащихся и Программы.
Считаю, что планирование урока является главной и основной ступенькой в построении последовательных уроков и в целом образовательном процессе. План урока – это стратегический план, от которого зависит к чему мы придем. В будущем я планирую включать в план полиязычие, использовать ИКТ, заострять внимание на проблемном обучении и исследовательской работе.
Используемая литература
1. Программа повышения квалификации учителей
2. Руководство для учителя (второе издание) Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015
3. Руководство по критериальному оцениванию.