Маргарита Симонова
Творческий отчёт по самообразованию
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование основ экологического мировоззрения и культуры старших дошкольников через создание предметно-развивающей среды в группе и на прогулочном участке"
Дата работы над темой: февраль- август 2017 года
Актуальность:
Публикация «Творческий отчёт по самообразованию» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Экологическое образование и воспитание - одно из приоритетных направлений деятельности образовательных систем, основа для формирования нового образа жизни, здорового, успешного и уверенного в себе человека, живущего в гармонии с собой и окружающем мире. Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, шелест травы и многое другое позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного воспитания.
Однако далеко не все способны видеть эту красоту. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.
Приступая к экологическому воспитанию дошкольников, я ставила перед собой следующие задачи:
• Познакомить детей с объектами природы ближайшего природного окружения (растения, животные, неживая природа, космос); Показать, как человек использует культурную природу (выращивает и собирает урожай зерна, овощей и фруктов, разводит домашних животных, цветы).
• Включить детей в посильную деятельность по уходу за живыми организмами в уголке природы и на прогулочном участке;
• Развивать умение устанавливать единичные причинно-следственные связи и зависимости, существующие в природе;
• Воспитывать положительно-эмоциональное, бережное отношение к объектам природы, а так же положительное отношение к себе и окружающему миру.
Пути реализации:
• Создание условий, экологизация развивающей среды, программное обеспечение.
• Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.
• Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами.
• Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
• Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.
Технологическая карта видов детской деятельности
Вид детской деятельности: коммуникативная
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация.
Содержание деятельности
- Беседы: «Изменения в неживой природе», «Что такое ветер?», «Для чего нужна вода», «Весенний лес», «Что такое облака?», «Что такое космос?», «Человек-часть природы»;
- Рассказывание по мнемотаблице «Весенние изменения в природе», коллажам «Пробуждение природы», «Перелетные птицы»
- Отгадывание загадок по темам «Дикие животные», «Деревья», «Вода»
- Экскурсия: «Деревья, кустарники, цветы нашего детского сада».
Вид детской деятельности: чтение художественной литературы
Интеграция образовательных областей: развитие речи, восприятие художественной литературы, познание
Содержание деятельности
- Чтение: С. Маршак «Весенняя песенка», «Кораблик», «Как волки учат своих детей». Г. Скребицкий «На лесной полянке», Н. Павлова «Ранней весной», «Подснежник проснулся».
В. Бианки «Ребятам о зверятах», «Лесная газета», В. Зотов «Лесная мозаика», Г. Снегирев «Звери наших лесов», В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», М. Михайлов «Лесные хоромы»
- Перессказ: Л. Толстой «Пришла весна», Е. Чарушин «Воробей», Б. Житков «Наводнение»
- Разучивание: К. Бальмонт «Ручеек», Ф. Тютчев «Капелька и река», А. Барто «Ветерок», Л. Николаенко «Бумажная вертушка», И. Даренский «Веселые качели»
Вид детской деятельности: игровая
Интеграция образовательных областей:коммуникация, познание, социализация
Содержание деятельности:
- Подвижные игры:
«У медведя во бору», «Зайцы и охотник», «Хитрая лиса» «Волк во рву», «Кто знает, пусть продолжает»
- Дидактические игры на экологическую тему: «Солнышко и дождик», «Мы – геологи», «Ветер – ветерок», «Четыре стихии», «Вода – суша», «Ручеек»;
- Сюжетно-ролевые игры:
«Собираемся в поход», «Мы космонавты»
Вид детской деятельности: продуктивная совместно с познавательно-исследовательской
Интеграция образовательных областей: художественное творчество, коммуникация, социализация
Содержание деятельности
- Рисование: «Зайчик на полянке», «Береза весной», «Скворец», «Я рисую море», «Белочка», «Скворечник», «Морская азбука», рисование-экспериментирование- «Солнечный свет»
- Коллективная аппликация: «Вот какие у нас зведолеты»
- Лепка: «Косматый мишка», «Птицы на кормушке»
- Мини - викторина «Дикие животные»
- Книжные выставки: «Человек и космос», «Наш дом – Земля».
- Прогулки: «Экологический лабиринт на территории детского сада», «Деревья на нашем участке»
- Опыты на прогулке: «Опыт с ветром», «Уличные тени»
- Видеоэкскурсия «Гатчинский парк»
- Фотовыставка «Гатчинский парк»
- Познавательные занятия: «Дикие животные», «Перелетные птицы».
- Практические занятия: «Свойства воды», «Дерево и металл»: «Как узнать возраст спиленного дерева?», «Что можно растворить в воде?»
- Наблюдения: за насекомыми, за прорастанием семян горчицы, за появлением корней и листьев у лука.
Вид детской деятельности[/i: музыкально-художественная
Интеграция образовательных областей: Музыка, коммуникация
Содержание деятельности
- Слушание музыки : муз. Зарецкой, сл. Б Штормова «Ручей», муз. О. Девочкиной «Ручей», муз. П. И. Чайковского «Подснежник», «Вальс цветов» П. Чайковского, «Цветы» А. Вивальди
- Песенное творчество: «Зайка, зайка, где бывал?», «Птицы в весеннем лесу»
- Музыкально-ритмические движения: «Марш», «Сочини танец», муз. А. Филлипенко сл. Волгиной «Весенний хоровод»
- Музыкально-дидактическая игра: «Лесенка», «Эхо»
- Игра на детских музыкальных инструментах: «Андрей-воробей», «Дождик», «Часы»
- Игра-драматизация «Во поле береза стояла»
Вид детской деятельности[/i: двигательная
Интеграция образовательных областей: физическая культура, познание, здоровье
Содержание деятельности
- Малоподвижные игры: «Затейники», «Кто ушел?», «Что делают животные?», «Утро, день, вечер, ночь»
- Подвижные игры на прогулке: «Медведь и пчелы», «Стой», «Ключи», «Хвост дракона», «Карусель»;
- Беседа: «Пришла весна - ребятишкам не до сна!».
- Чтение стихов : В. Бойчук «О здоровье»
Формы и методы работы:
• - НОД;
• - продуктивная деятельность – экспериментирование,
рисование, лепка, аппликация, опыты, ручной труд;
• - чтение художественной литературы;
• - театрализованная деятельность и праздники;
• - наблюдение в уголке природы и на прогулке;
• - организация труда в уголке природы, на участке, на огороде;
• - подвижные игры;
• - работа с календарем природы, дневником наблюдения,
журналом опытов;
• - подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;
• - рассматривание репродукций картин, иллюстраций,
фотографий, альбомов.
• - взаимодействие с семьями воспитанников;
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогли обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую детям особую положительную эмоциональную окраску. С родителями проводилась следующая работа:
- анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома.
- привлечение родителей к покупке семян, земли, контейнеров, инвентаря для выращивания рассады цветов;
- помощь родителей в приобретении литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок для книжной выставки. Привлечение родителей к совместному чтению с детьми книг по данной тематике;
- памятки для родителей: «Использование прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе», «Знакомство детей с объектами живой природы», «Правила безопасности при общении с разными объектами в природе»; «Развитие сенсорных качеств ребенка при наблюдении за живой природой».
- изготовление фотографий для фотовыставки «Весенние прогулки по Гатчинскому парку»
А теперь, видеоряд результатов нашей работы:
Фотовыставка " Весенний Гатчинский парк"
Творческие работы детей
"Гуси-лебеди"
"Весенний сев"
"Скворцы прилетели"
Опыты с водой
Фиксируем результаты
Книжная выставка
Развивающая среда в группе
Развивающая среда на участке:
В результате проделанной работы:
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• сформировалось осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
• сформированы начала экологической культуры детей;
• дети получили практические знания по охране природы;
• развиваются речевые навыки детей;
• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.