Татьяна Макарова
Речевой досуг в форме КВН «Путешествие в страну родственных слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развитие в занимательной досуговой форме речевой деятельности детей.
Основные задачи:
• Закрепить и автоматизировать звуки [р], [рь], [л], [ль].
• Закрепить понятие «родственные слова».
• Формировать умение выделять родственные слова среди других слов.
• Развивать умение определять значение родственных слов.
• Формировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать, наблюдать и делать выводы.
Публикация «Речевой досуг в форме КВН „Путешествие в страну родственных слов“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- КВН. Сценарии по мотивам игры «Клуб весёлых и находчивых»
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• Развивать координацию речи с движением.
• Развивать слуховую память.
• Расширить активный словарь детей.
• Формировать навыки правильного поведения в игре.
Ход проведения досуга.
Организационный момент — создание положительного эмоционального фона досуга. (Под музыку дети встают полукругом).
Педагог:
- Мы начинаем игру КВН. Это - клуб веселых и находчивых. (Педагог обращает внимание детей на буквы). В игре встречаются команды и проводят разные веселые соревнования. Чтобы поделиться на команды, пожалуйста, достаньте из мешочка свою эмблему.
Задание №1. Представление команд.
Педагог:
- В нашей игре принимают участие две команды: «Дождинки» и «Садовники».
За правильно выполненное задание будет вручаться фишка. Победит та команда, у которой окажется большее количество фишек.
- Первое наше задание — это приветствия. Напомню, что стихи должны раскрывать названия команд, читаться громко и выразительно.
Приветствие команды «Дождинки».
Мы дождинки-веселинки,
Мы пришли играть,
И задания любые
Мы готовы выполнять!
Раз, два, три —
Дождинки, победи! Приветствие команды «Садовники».
По садовой по дорожке
Побежали наши ножки.
Будем саженцы сажать
И рассаду поливать.
Садик, садик, подрастай!
Будет новый урожай!
Задание №2. Разминка (с мячом).
Педагог:
- Следующее задание – разминка. Вам нужно быстро ответить на мои вопросы. Начнем с команды… (Команды по очереди встают в круг вместе с педагогом).
Вопросы к команде «Дождинки» :
- Как назвать дождь ласково? (Дождик, дождичек).
- Если на улице целый день идет дождь, то день какой? (Дождливый).
- Как называется плащ, который защищает от дождя? (Дождевик).
- Назови по-другому капельку дождя. (Дождинка).
- Если на улице метет снег, то говорят «заснежило», а если идет дождь.? (Задождило).
- Дождь прошел, и ручейки наполнились какой водой? (Дождевой).
- В ваших словах ответы похожи по звучанию и по значению. Как они называются? (Родственные слова).
Вопросы к команде «Садовников» :
- Где растут фруктовые деревья? (В саду).
- Как назвать сад ласково? (Садик).
- Кто ухаживает за ними? (Садовник).
- А кто разводит сады? (Садовод).
- Как называются инструменты садовода? (Садовые).
- Как называется маленькое деревце, которое сажает садовод? (Саженец).
- Какие слова вы назвали? (Родственные слова).
Задание №3. «Найди родственные слова».
Педагог:
- Ребята будут читать выученные заранее стихотворения, команды должны найти в них родственные слова. Чтобы потренироваться назовите родственные слова в стихотворении :
Бывают березы, бывают березки
И веники есть березовые.
Березнячок, что у самой дорожки
Осыпался перед морозами.
Березы, березки, березоньки,
Как много вас в здешнем краю.
Кругом березняк вдоль дороженки.
Березовый край я люблю.
Дети читают стихи:
Сосновый лес назвали сосняком
Здесь сосны величавые растут.
А маленькие сосенки кругом
Все эти сосны словно стерегут. Из ивовых прутьев корзину сплели.
У ивушки гибкие ветки.
Те ивы от нас очень близко росли.
Ивняк был хороший у речки.
Елочки, елки и ели
Выросли в чаще лесной.
Еловый лесок – это ельник.
Мы в нем погуляем с тобой.
Мы собираем желуди под дубом.
А лес дубовый называется дубняк.
Чтоб кожи стали твердыми и грубыми
Их обязательно кожевники дубят.
В осиновом лесу растут осины.
Осинником зовется этот лес.
Осинки потянулись к небу синему,
А подосиновик под дерево залез.
На осине осиновый лист.
Осинник осыпался осенью.
Все осинки под ветра свист
Вдруг решили прижаться к сосенкам.
Дубовый лес зовут еще дубравой.
В нем много молодых растет дубков.
Дубрава та от озера направо,
Сходи туда пособирать грибков.
Задание №4. Игра «Будь внимательным».
Педагог:
- Приглашаю всех. Встаньте по разным дорожкам. Следующее задание - «Будь внимательным». Я буду называть пары слов. Если вы услышите родственные слова, делайте «пружинку», не родственные — повороты туловища.
Сад – сажать
Садик – ссадина
Всадник – саженец
Пересаживать – палисадник
Садочек – салат
Садоводство - рассада Дождичек – дождевик
Дождик – дожидаться
Дождинка – дождище
Дожди – дрожжи
Дождь – вода
Дождевик плащ
Физкультминутка: игра «Назови и покажи».
Педагог:
- Я назову большой предмет, а вы – предмет поменьше, совсем маленький и очень большой. Например: ДУБ – ДУБОК – ДУБОЧЕК – ДУБИЩЕ. Вслушайтесь в эти названия: чтобы обозначить предметы разной величины, мы добавляем к слову различные окончания : ДЫМ – ДЫ-МОК – ДЫМ-ОЧЕК – ДЫМ – ИЩЕ. Вы не только назовете, но и покажете размеры предметов: большой предмет – стоя, руки вниз; предмет поменьше – слегка присев, руки вперед; маленький предмет – сидя на корточках, руки на коленях; огромный – подняться, руки кверху.
ДОМ
ДОМОК ДОМОЧЕК ДОМИЩЕ
ДЫМ
ДЫМОК ДЫМОЧЕК ДЫМИЩЕ
САД
САДИК САДОЧЕК САДИЩЕ
СЛЕД
СЛЕДОК СЛЕДОЧЕК СЛЕДИЩЕ
ХОД
ХОДОК ХОДОЧЕК ХОДИЩЕ
ДОЖДЬ
ДОЖДИК ДОЖДИЧЕК ДОЖДИЩЕ
ДРУГ ДРУЖОК ДРУЖОЧЕК ДРУЖИЩЕ
Задание №5. Упражнение «Ромашка».
Педагог:
- Следующее задание - «Собери ромашку». Лепестки 2-х ромашек перепутаны. Одна команда собирает лепестки к ромашке «Гриб», другая – к ромашке «Рыба».
(Дети из обеих команд собирают из лепестков свою ромашку родственных слов).
Задание №6. Упражнение «Семья родственных слов».
Педагог:
- Последнее задание – назвать семейку родственных слов. Чтобы справиться с заданием, надо внимательно слушать и запоминать. (Педагог читает текст. Команды находят родственные слова).
Садоводство.
Однажды весной Саня Садовников с мамой и папой поехал в ботанический сад. Они ходили по садовым дорожкам вдоль палисадников, наблюдали за работой садовников. Садоводы сажали в землю зеленую рассаду, пересаживали молодые саженцы. У них было много садовых инструментов: лопата, грабли, тяпка и даже садовничий нож. На следующий день Саня предложил ребятам в садике вместе посадить маленький садочек.
Подведение итогов всей игры. Вручение призов.