Светлана Боева
Консультация «Речевое развитие ребенка 2–2,5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей 2-2,5 лет.
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. В отличие от раннего детства, когда ребенок для достижения речевых целей широко пользовался внеречевыми средствами (мимикой, жестом, действием и др.) он переходит к собственному речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится язык, а внеречевые формы играют вспомогательную роль.
Публикация «Консультация „Речевое развитие ребенка 2–2,5 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
Принимая ребенка в группу раннего возраста мы, педагоги, во время адаптации стараемся выявить уровень развития умения понимать речь, уровень развития активной речи, уровень развития свободного общения со взрослыми и сверстниками, уровень развития практического овладения нормами речи. Безусловно, для решения этих задач помогает богатая предметно-развивающая среда в группе. Педагог должен уметь обыграть каждую игрушку, каждый предмет в интерьере для активизации речи детей, тем самым, создавая образовательную ситуацию.
При этом к речи педагога тоже имеются определенные требования.
Они должны быть:
по возможности чаще адресована каждому ребенку, этим обеспечивается привлечение внимания малыша к речи взрослого и готовность отвечать на неё;
эмоционально окрашенной;
правильной, отчетливой, неспешной;
понятной ребенку по содержанию;
более сложной, чем речь ребенка, как по структуре и форме фраз, так и по лексической новизне; взрослый должен давать ребёнку более сложные образцы, чем те, которыми уже владеет малыш.
Для развития речи ребенка мы используем следующие виды образовательных ситуаций:
• Наблюдения за реальными объектами и явлениями социальной и природной среды;
• Демонстрация игрушек, предметов;
• Инсценировка с игрушками;
• Рассматривание предметных и сюжетных картин;
• Знакомство с произведениями художественной литературы;
• Игры-инсценировки с использованием различных видов театра;
• Комбинированные ситуации, сочетающие несколько перечисленных видов образовательных ситуаций.
В процессе образовательной ситуации ребенок осваивает новое
содержание, а значит, обогащается словарный запас: он узнает название объекта, названия его некоторых частей и ярко выраженных особенностей; названия действий объекта или действий, которые можно совершить с ним. Накопленный в процессе опыт и соответствующий ему словарный запас должен найти применение в более сложных формах связной речи детей. Поэтому каждая образовательная ситуация обязательно повторяется. При этом, мы педагоги, стараемся использовать различные методические приемы.
Возьмем для примера всеми известную сказку «Курочка Ряба».
1. Во время адаптации знакомим детей с курочкой.
2. Рассказываем сказку с показом кукольного театра.
3. Рассматриваем картинки из серии «На птичьем дворе».
4. Рисуем «Зерно для птиц», «Золотые и простые яички для бабушки и дедушки». Лепим «Корм для птичек».
5. Прочитываем сказку вместе. При этом воспитатель читает сказку и предлагает найти соответствующую картинку.
6. Рассматриваем книжки.
7. Пересказываем сказку, используя фланелеграф.
8. Выполняем театрализацию с использованием детей.
Дополнительно используем словесные игры «На птичьем дворе», «Кто
как кричит», рассматривание картин «Домашние птицы», «Дети кормят курочку и цыплят». Во время игры «Как мы птичек кормим» происходит развитие мелкой моторики, что немаловажно для развития речи. Проводим конструирование, выполняя с детьми «Загородку для цыплят».
Вот сколько методических приемов можно использовать, взяв только одну - единственную сказку «Курочка Ряба».
Но работа педагогов будет безуспешна, если в процессе речевого развития ребенка, если будут участвовать только они. Без помощи родителей, а они в развитии речи ребенка играют главенствующую роль.
Если ребенок в 2- 2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов – это вызывает у них тревогу и они обращаются к врачу. Но мы знаем из опыта своей работы с детьми, что речевое развитие ребенка может идти скачкообразно, т. е. сначала накапливается пассивный словарь, хотя в активной речи еще большое место занимает лепет, произнесение отдельных звукосочетаний. Затем происходит резкий скачок и очень быстро растет запас активно употребляемых слов. Именно в этот период ребенка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную активность. Если у родителей возникают трудности в правильном подборе методом и приемов развития речи ребенка, то мы педагоги стараемся предложить те приемы, которые стимулируют развитие речи и оказывают полноценную помощь.
Вот некоторые из этих приемов:
1. Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что вы видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчетливо, короткими простыми предложениями, доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко. Таня пьет молоко».
2. Параллельный разговор. Вы описываете все действия ребенка : что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, вы как бы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт.
3. Провокация, или искусственное понимание ребенка. Этот прием состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим» и «глупым».
4. Распространение. Продолжайте и дополняйте все высказанное малышом, но не принуждайте его к повторению – вполне достаточно того, что он вас слышит. Например, он говорит: «Суп», - вы же продолжайте: «Овощной суп очень вкусный», «Суп едят ложкой». Этим приемом постепенно подводите ребенка к тому, чтобы он овладевал более сложными языковыми формами, учился заканчивать свою мысль.
5. Приговоры. Использование игровых песенок, потешек. Это доставляет для детей огромную радость и способствует непроизвольному обучению.
6. Выбор. Предоставляйте ребенку возможность выбора. Уже к двум годам он вполне может самостоятельно делать выбор: «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?»
7. Продуктивные виды деятельности. Для многих своих мыслей и продолжений ребенок не находит подходящих слов и выражает их другими способами – через рисование, лепку, аппликацию, конструирование. В этих видах деятельности развивается не только речь ребенка, но и сенсорика, имеющая особое значение в формировании мыслительной деятельности.
8. Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с огромным удовольствием двигаются, играют, поют под музыку. Задача взрослого – петь с ребенком, но в отличие от него, петь правильно.
9. Уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики рук. Чтобы развивать ручную умелость, т. е. моторику, а следовательно и речевую активность ребенка мы предлагаем родителям с детьми:
• запускать пальцами мелкие волчки;
• разминать пальцами пластилин, глину…
• рвать на мелкие куски бумагу;
• сжимать и разжимать кулачки;
• играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
• складывать матрешки, играть с вкладышами;
• рисовать рукой и пальцами в воздухе;
• играть с песком и водой;
• рисовать мелом, мелками, гуашью и углем.
В нашем современном мире, где все куда- то спешат, суетятся чаще всего ребенок предоставлен компьютеру, телевизору и очень редко услышишь от родителей, что «Я вечером почитал ребенку сказку», «Мы посмотрели иллюстрации», «Мы поиграли». Хочется, чтобы предоставленный материал помог как педагогам, так и родителям, и чтобы выражение психоаналитика Франсуаза Дольто «О ребенке говорят много, но с ним не говорят» употреблялось бы реже и реже.