Гульнара Мамаева
Консультация для родителей «Речевое развитие детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 4 -5 ЛЕТ»
Важно исправлять нарушения речи вовремя, то есть в детском саду. И это крайне важно. Многие рассуждают: ну подумаешь, не выговаривает ребенок пару букв, понять-то его можно! Однако у детей с логопедическими проблемами в первых классах школы всегда возникают ошибки на письме – как говорят, так и пишут.
Публикация «Консультация для родителей „Речевое развитие детей 4–5 лет“» размещена в разделах
Словарь Словарный запас достигает 2000 слов. Ребенок знает и использует в речи много существительных, глаголов, прилагательных. Словарный запас обогащается наречиями, обозначающими пространственные и временные признаки: «скоро, потом, вокруг». Используют обобщающие слова. В активной речи появляются слова второй-третьей степени обобщения: «ёлочка – дерево – растение». Называют животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Могут подбирать к словам антонимы.
Словообразование и словоизменение: Развивается способность к словообразованию. Продолжается словотворчество. Пользуются суффиксами, обозначающими людей по их профессии. Ребенок переносит грамматические признаки формы одного слова на форму другого слова. Это может быть и нормативно, может быть неправильно: «сильно - сильнее, громко - громчее».
В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. К 5 годам ребенок правильно усваивает все возможные варианты образования множественного числа предметов. Встречая новое слово, может изменить его неправильно, но после того, как взрослый подскажет правильный вариант, быстро усваивает грамматическую норму для нового слова: «стол - столы, зеркало – зеркалы, …зеркала»
Связная речь: В 4 года связная речь полностью еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность. Пересказывают знакомые сказки с помощью взрослых. Хорошо запоминают стихи наизусть. Могут составить рассказ по картинке или серии картинок. В своих высказываниях дети начинают пользоваться структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. В 5 лет дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений. Пятилетний возраст - это начало формирования внутренней (планирующей) речи. Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений. Относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (“Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют”).
Речевой слух (фонематический слух) : Начинают различать далекие по артикуляции звуки (Р и А и т. п.). Различает слова паронимы (лак – лук). Замечают неправильное произношение в собственной речи. Начинают изменять голос, например при пересказе сказки. Начинают дифференцировать гласные и согласные звуки, далее - мягкие и твердые согласные и, наконец, шипящие и свистящие звуки. Способны к выполнению заданий на фонематический слух, анализ, синтез – определяют наличие звука в слове, определяют место звука в слове (начало, середина, конец).
Звукопроизношение: К пяти годам исчезают почти все возрастные неправильности произношения. У части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих (с-ш, з-ж, если они недавно появились в речи, а также может наблюдаться отсутствие вибрантов Р, Р'.
Родители!
Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:
1. Нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
2. Желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
3. Общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;
4. Следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
5. Исправляйте ошибки в речи, но не наказывайте за ошибки, не передразнивайте, не допускайте раздраженного тона. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.
6. Родители делают большую ошибку, пытаясь самостоятельно научить ребенка произносить какой-либо звук. Если ваш ребенок упорно говорит «ыба», не надо по сто раз повторять: «Скажи р-р-рыба!». Ребенок не знает, как правильно поставить язычок, и будет говорить по своему, закрепляя неправильную постановку звука. Часто родители, бабушки и дедушки повторяют неправильную речь детей, ведь она так очаровательно звучит! Но все хорошо в меру, и сюсюканье должно закончиться в свое время. Нельзя говорить с четырехлетним ребенком, как с годовалым. Малыш должен слышать правильную речь, и общаться с ним нужно по-взрослому.
Когда же и как определить – в норме или нет речевое развитие ребенка?
Родителям надо задуматься, если:
- в три года ребенка никто, кроме мамы, не понимает;
- после трех лет ребенок не говорит распространенными предложениями;
- в четыре года ребенок не выговаривает свистящие и шипящие звуки (хотя бы даже какой-то один);
- в пять-шесть лет ребенок еще не говорит звуков Л или Р.