Наталина Евгения
Консультация «Речевое развитие детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей по развитию речи детей 2-3 лет.
Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое значение для всей дальнейшей жизни.
Таблица усвоения детьми звуков речи
Возраст ребенка Звуки речи
От 1 до 2 лет А, В, Е, М, П, Б
От 2 до 3 лет В, И, Ы, Т, Д, В, Ф, Г, К, Х, Н
От 3 до 4 лет С, Ц, З
Публикация «Консультация „Речевое развитие детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
От 4 до 5 лет Ш, Ж, Ч, Щ
От 5 до 6 лет Л, Р
Задачи по речевому развитию детей 2-3 лет
Звуковая культура речи:
1. Упражнять в отчётливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков, кроме свистящих (с,з,ц, шипящих (ш,ж. ч. щ) и сонорных (р,л, в правильном воспроизведении звукоподражаний (ку-ка-ре-ку; и-го-го, слов и несложных фраз (из двух-трёх слов). Например: «Мама дай куклу» и т. д.
2. Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
Формирование грамматического строя:
1. Формировать умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).
2. Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из двух-трёх слов («Кисонька — мурысенька, куда пошла?»).
Формирование словаря:
1. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
2. Формировать умение по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).
Обогащение словаря:
— существительными, названиями игрушек, предметной личной гигиены (полотенце, зубная щётка, расчёска, носовой платок, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама, транспортных средств (автомашина, автобус, овощей, фруктов, домашних животных и их детёнышей;
— глаголами, обозначающими трудовые действия (пылесосить, стирать, гладить, лечить, поливать, действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, взять — положить, действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять, их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);
— прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, холодный, горячий);
— наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).
Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.
Связная речь:
1. Формировать умение понимать речь взрослых, слушать небольшие рассказы и сказки, в начале с показом иллюстраций, а к концу года и без показа. Помогать отвечать на простейшие вопросы (что, кто, что делает) и более сложные (во что одет, что везёт, кому, какой, где, когда, куда, обязательно поощрять попытки детей по собственной инициативе или по просьбе взрослого рассказывать об изображённом на картинке, о новой игрушке (обновке, о событии из личного опыта.
2. Способствовать освоению диалогической формы речи.
3. Формировать умение слышать и понимать заданные вопросы, отвечать на них.
К концу 3 года дети могут:
1. Иметь активный словарный запас (не менее 1000-1200 слов).
2. Повторять за взрослым слово и небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание.
3. Ответить на понятный вопрос взрослого.
4. Поделиться информацией («Коля пришёл», пожаловаться на не удобства («замёрз, устал») и действия сверстника («отнимает»).
5. Сопровождать речью игровые и бытовые действия.
6. Слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
7. Пользоваться речью как средством общения со сверстниками.
Помните!
Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.