Васильева Ольга Дмитриевна
Конспект НОД по речевому развитию на тему «Гласные звуки» (старшая-подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие. НОД старшая/подготовительная группа тема «Гласные звуки»
Тема: Знакомство с гласным звуком «О» и буквой «О»
Задачи:
1. Образовательные:
• познакомить со звуком [о];
• познакомить с буквой О;
• способствовать формированию понятия «звук», «гласный звук», «буква».
2. Развивающие :
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию на тему „Гласные звуки“ (старшая-подготовительная группа)» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
• способствовать развитию фонематического восприятия гласного звука «о», определять место звука в слове
3. Воспитательные:
• умение вслушиваться в речь педагога;
• умение слушать своего товарища.
4. Оздоровительные:
• способствовать снятию психо-эмоционального напряжения
• предотвращение усталости (перемена деятельности)
Форма проведения: групповая
Возраст детей: 6 лет
Продолжительность: 25 минут
Оборудование:
Ноутбук, столы, демонстрационный материал (облака, предметные картинки, квадраты красного цвета, корзина с овощами, конверт с чистоговоркой, трафарет буквы «О», песок, клей.
Методические комментарии: для реализации поставленных задач
были использованы следующие методы:
• игровой (вызывает у детей повышенный интерес положительных эмоций; позволяет концентрировать внимание на учебной задаче; создает имитационный игровой образ (облако, который способствует развитию воображения и активности детей на занятии);
• словесный (при изучении стихотворения со звуком «О», при разучивании чистоговорки, беседы с детьми, в ходе которых они давали конкретные ответы на вопросы, при сравнении буквы с различными предметами);
• наглядный (при проведении игр, использование предметных картинок, на выделение звука, при собирании картинки из пазл);
• тактильный (в конце занятия использовался прием, направленный на тактильную взаимосвязь педагога с детьми, на повышение уровня мотивации и положительное эмоциональное состояние детей на занятие);
• практический (на протяжении всего занятия был использован раздаточный и демонстрационный материал).
Организационный момент:
Включается интерактивная доска. Играет музыка. На доске изображение большой волшебной говорящей книги
Голос книги – «Здравствуйте ребята, располагайтесь поудобнее. Я волшебная книга, знакомлю со звуками и буквами русского алфавита, а помогает нам в этом язычок, именно он может произнести правильно звуки и буквы. А ещё мы учимся определять место звука в слове, а изучив буквы и звуки мы сможем самостоятельно читать. Интересно?»
- А вы хотите узнать откуда появилась первая азбука?
- И чем пользовались люди до появления букв?
Ответы детей.
Книга: - Давно древние люди передавали друг другу информацию, рисуя животных, сцен охоты на скалах и камнях. Позже люди стали заменять рисунки символами. Но прошло много времени, и в государстве под названием Древняя Греция появилась первая азбука. Создателями этой азбуки были два брата Кирилл и Мефодий. Называлась она Славянской азбукой и выглядела вот так. (показ Азбуки)
- Прошло ещё очень много времени и Азбука стала выглядеть вот так. (показ страницы) Со временим появились и гласные при их произношении воздух выходит без препятствий. Обозначаются красным цветом. (показ страниц)
Рассказ книги сопровождается показом иллюстраций
Педагог: Дети, в этой книге осталось ещё много страниц, которые хранят в себе разные секреты и волшебство, одна из этих страниц приглашает нас в путешествие, а вот к какому звуку мы сейчас подумаем :
С ушами, но не заяц,
Серый, но не волк,
У него есть хвост
И четыре копыта (ослик)
Дети: Ослик
Педагог: Прислушайтесь к слову Оооо-слик. Какой первый звук вы услышали? (звук О). Сегодня мы будем слушать и произносить слова со звуком О, познакомимся с буквой О. Что происходит с губами, когда вы произносите звук О? (Губы вытягиваются в трубочку, округляются.) Произнесите звук О. Что-нибудь мешает ему звучать? (не преграды) Какой это звук? (Гласный звук).
Педагог: Наше путешествие будет необычным, а на чём мы отправимся в путь отгадаем?
(Дети отгадывают загадку)
Пушистая лошадка,
А может бегемот,
А может просто ватка
На небе вдаль плывет (Облака)
Правильно, это облако, и сейчас мы превратимся в маленькие облачка.
(Дети надевают атрибуты облачка)
Педагог: - Положите свои ладошки на мою руку, закройте глаза и представьте, что каждый из вас, маленькое облачко!
Звучит музыка Поль Мореа «Голубая любовь»
Педагог: Мы летим по просторам голубого неба, легкий ветер поднимает нас вверх к большим облакам, и я думаю, что нам предстоит узнать много нового и интересного.
Музыка заканчивается, дети открывают глаза
II. Ход занятия:
Первая остановка
Педагог: Ребята, посмотрите, а вот и первое облако, а оно не обычное.
(К доске прикреплено облако с заданием)
Педагог: Дети посмотрите, что вы видите? (Ответы детей)
Педагог: Это облачко приготовило нам картинки с изображением! (Оса, обруч, облако, одуванчик, лодка) (Педагог показывает картинки и вместе с детьми произносит слова, чётко выделяя первый звук «О»)
Педагог: Дети, какой мы слышим одинаковый звук в этих словах?
(Дети произносят звук «О»)
Педагог: Давайте его произнесём и попробуем определить, что происходит с язычком зубками и губками (Определяем что происходит) Правильно его можно спеть и обозначается он красным цветом.
(Дети произносят звук, цвет и определяют к какой группе он относится).
Педагог: - Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Узнай звук»! (Дети хлопают в ладоши если услышат звук «О»). Я называю слова: озеро, окно, осень, мак крыло, вода, облако.
Педагог: - Ещё облако приготовило для вас вот такую картину, что это ребята? (Правильно овощи)
У меня для вас есть игра, которая называется «Овощи».
(Проводится игра овощи. Дети повторяют движения и слова вместе с педагогом).
Хозяйка однажды с базара пришла Шагают пальцами по столу.
Хозяйка с базара домой принесла Загибают по одному пальчику.
Картошку, капусту, морковку, горох
Петрушку. Ох. Хлопок.
Вот овощи спор завели на столе Попеременно ударяют кулачками.
Кто самый полезный,
Из них на земле. Загибают по одному пальцу. Картошка? Капуста?
Морковка? Горох?
Петрушка? Ох. Хлопок.
И суп оказался неплох! Показывают, пальчиком.
Педагог: - Ещё звуки могут находиться в начале, конце и в середине слова! Определим место звука О в слове. (Осы, дом, яйцо)
Педагог: Мы с вами справились с заданиями и можем лететь дальше!
Вторая остановка
Педагог: Давайте посмотрим, что нам приготовило это облачко!
Показать букву, на что похожа
(Педагог читает стихотворение)
Стихотворение:
Посмотри на колесо
И увидишь букву О.
(Произносим тихо и громко стихотворение.)
Педагог: О чём это стихотворение! (Ответы детей)
- На какой предмет похожа буква «О»? (Ответы детей)
- Из каких элементов она состоит? (Ответы детей)
- Какую геометрическую фигуру она напоминает? (Ответы детей)
Педагог: Дети посмотрите внимательно, это облачко нас приглашает и предлагает сделать творческую работу!
(Расставлены столы, на которых лежат трафареты буквы «О», клей и песок)
- Давайте посмотрим, что нам нужно сделать!
(Дети вместе с педагогом подходят к столам и присаживаются)
Педагог: Мы должны на картоне при помощи песка и клея изготовить букву «О». Сначала мы промазываем трафарет клеем, а затем посыпаем песком. Лишнее мы ссыпаем обратно в тарелочку.
(Дети выполняют работу под тихую музыку)
Педагог: А сейчас возьмите свои работы, встаньте в круг и посмотрите, какие красивые буквы у вас получились.
(Дети встают в круг и рассматривают работы друг друга)
Педагог: Но, к сожалению, нам пора возвращаться!
(Дети берутся за руки, закрывают глаза, под музыку «Осеннего вальса» представляют, как возвращаются домой)
Педагог: Вот мы и дома. Поблагодарим нашу волшебную книгу.
Итог занятия.
Педагог проводит беседу:
- С каким звуком мы сегодня познакомились? (Ответы детей)
- Какой это звук, гласный или согласный? (Ответы детей)
- Каким цветом он обозначается? (Ответы детей)
- Кем вы сегодня были в нашем путешествии? (Ответы детей)
Педагог: Спасибо, вам, ребята!