Кургина Марина
Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС
▼ Скачать
Семинар – практикум учителя – логопеда для педагогов ДОУ
«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Подготовила учитель – логопед
МДОУ д/с № 40 «Ладошки»
Кургина М. Н.
Слайд 1
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей и неблагоприятными социальными процессами. По данным доктора медицинских наук И. С. Скворцовой, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены разного рода перинатальные поражения головного мозга - центрального органа речевой функции. Речь при этом страдает одной из первых, так как напрямую зависит от созревания головного мозга.
Публикация «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Чёткое произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
Слайд 2.
Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за своей речью. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы, язык должны быть гибкими, долго удерживать определённое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Гимнастику выполняют ежедневно в течение 7-10 минут, перед зеркалом (под зрительным контролем, постепенно темп упражнений увеличивается.
Слайд 3.
Во всех возрастных группах могут быть использованы практически одни и те же комплексы артикуляционных упражнений, но требования к выполнению упражнений на каждом возрастном этапе будут различными.
С детьми младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Необходимо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых трудно дальше развивать движения артикуляционного аппарата.
В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые приёмы, совершенствуются и развиваются дальше приобретённые простейшие навыки движений.
В старшей и подготовительной группе уже следят за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движений, за умением плавно и быстро переключаться с одного движения на другое. Дети этого возраста могут выполнять упражнения в любом темпе.
Слайд 4.
Задание: перед вами картинки к артикуляционным упражнениям, нужно назвать артикуляционные упражнения по картинкам, показать, как они выполняются, и для каких групп звуков используются.
Слайд 5.
У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика рук, что также является одной из причин более позднего становления речи. Для развития мелкой моторики рук выполняют ПАЛЬЧИКОВУЮ ГИМНАСТИКУ. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что в итоге стимулирует развитие речи. Пальчиковую гимнастику рекомендуется выполнять ежедневно (5-10 минут, сначала упражнения выполняют медленно, одной рукой, затем другой, а потом двумя руками вместе.
Слайд 6.
Задание: предлагается показать по одному упражнению пальчиковой гимнастики.
Пальчиковая гимнастика «Совушка-сова»
Слайд 7. Закончи предложение
1. Звуки мы (что делаем… (слышим и произносим)
2. Буквы мы (что делаем… (видим и пишем)
Слайд 8.
Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух. Начиная с 4-х лет детей знакомят с понятиями «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определённой последовательности, что слова звучат по-разному и одинаково. Обращают внимание на длительность звучания слов. Формируют умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные, определять первый звук в слове. Знакомят с делением слов на слоги.
Слайд 9.
Красивый, звучный голос, чёткая, безукоризненная дикция, правильное литературное произношение – свидетельство психического и физического здоровья ребёнка.
Здоровый голос – это прежде всего верно построенное дыхание и очень часто и мы, и наши дети – дышат безграмотно. Отсюда и заболевания верхних дыхательных путей, тихие голоса, «каша во рту», неуверенность в себе, робость – одним словом, целый комплект проблем, которые мешают становлению, развитию личности.
Правильное дыхание — основа жизни, здоровья и долголетия. Плавный длительный выдох – это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность и музыкальность речи, менять громкость.
Дыхательная гимнастика является важным средством преодоления нарушений голоса.
Слайд 10.
Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровообращении, в том числе и в легочной ткани. Улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание. Способствует восстановлению нормального крово- и лимфоснабжению. Повышает общую сопротивляемость организма.
Слайд 11.
При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие условия:
- нельзя много раз подряд повторять упражнения, это может вызвать головокружение;
- темп движения должен соответствовать темпу детского дыхания: у ребенка более быстрый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания;
- не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате;
- температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
- не заниматься после еды;
- занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений;
- не переутомляться, (первый признак утомления — зевота — симптом кислородной недостаточности); при недомогании отложить занятия;
- не заниматься, если есть заболевание органов дыхания в острой стадии;
- дозировать количество и темп проведения упражнений.
- начинать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине — это наиболее удобное положение. После нескольких дней продолжить тренировки сидя или стоя;
- выполнять упражнения по подражанию.
Слайд 12.
Упражнения на развитие речевого дыхания :
«Лети бабочка», «Вертушка», «Футбол», «День рождения», «Осенние листья», «Ветер»
Слайд 13.
Задание: дыхательное упражнение «Ветер дует»
Слайд 14.
Для более эффективного развития речи ребенка можно разучивать скороговорки. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы - великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Скороговорки имеют несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: «на дворе трава, на траве дрова». Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.
При разучивании скороговорки важно ясно, медленно и четко рассказать ее, затем повторить это несколько раз с небольшим ускорением и потом показать ребенку, что можно проговорить ее быстро.
Слайд 15. Как работать со скороговорками?
Прочитайте ребёнку скороговорку и попросите его рассказать, о чём она.
Помогите ребёнку ответить на вопросы по её содержанию.
Попросите его объяснить сложные слова или объясните их значение сами.
Предложите ребёнку взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку (подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог).
Предложите ребёнку проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.
Попросите малыша проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. (Хлопать надо как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки). При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее.
Слайд 16.
Конкурс скороговорок
Задание: Педагоги получают карточки со скороговорками - первую скороговорку должны произнести быстро, вторую с определённой интонацией (удивлённо, сердито, радостно);
Слайд 17.
Успехов в работе!