Разгуляева Юлия
Речевое развитие дошкольников посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Любой здоровый ребенок с рождения обладает физиологическими предпосылками речи. Однако для реализации речевой деятельности маленькому человечку необходимо социальное окружение. Равнодушное ожидание того момента, когда малыш сам «выговорится», может привести к упущению периода, дарованного природой для формирования речи.
Следует помнить, что речь формируется исключительно под влиянием речи взрослых, и ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Недопустимы сюсюканья и лепетания взрослых при общении с малышом, подобная манера легко и прочно закрепит существующие недостатки. Принести вред способны не по возрасту сложные речевые конструкции. Неправильное их произношение закрепится, и со временем приумножится.
Публикация «Речевое развитие дошкольников посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Работы, проводимой в детском саду для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями. Однако в современных условиях, при напряженном ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате "вопрос — ответ". Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление — связность, словарный запас, грамматические ошибки.
В результате к моменту поступления в школу самостоятельная связная речь детей оказывается недостаточно сформированной, они не умеют связно и последовательно излагать содержание своих мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ.
Основной деятельностью детей дошкольного возраста является игра, значит, игровая форма в развитии речи таких детей будет самой продуктивной.
Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Это и дома, и на прогулке, и в детском саду. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: "Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?" Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Также ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов "ширина", "высота", "длина", "высокий", "низкий". Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и две машины. Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга. Для некоторых детей проще дается описание различий, чем сходные признаки. Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей.
Примеры дидактических игр, которые могут использовать родители в домашних условиях.
[/b]
Дидактическая игра: «Целое и часть».
Задачи: формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого фрукта и его части, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: картинки целых фруктов и их частей.
Ход игры: играют 2 ребенка. У одного – картинки с изображением целого фрукта, у другого – картинки с изображением его части. Один играющий выкладывает свою картинку, называет что на ней изображено, а другой должен подобрать соответствующую.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Дидактическая игра «Две корзинки».
Задачи: совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.
Атрибуты: две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов.
Ход игры: дети по очереди берут картинку, называют, что на ней изображено, определяют, к какой группе относится и кладут в соответствующую корзинку.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Дидактическая игра «Отгадай по описанию».
Зеленый, хрустящий, пупырчатый… (огурец)
Красный, сочный, наливной… (томат)
Рассыпчатая, жареная, ароматная… (картошка)
Белокочанная, кудрявая, цветная… (капуста)
Круглая, оранжевая, большая… (тыква)
Острый, лечебный, зеленый… (лук)
Дидактическая игра «Продолжи фразу…»
Лимон кислый, а яблоко… (сладкое);
Лимон овальный, а яблоко… (круглое);
Лимон желтый, а яблоко… (красное).
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Задачи: совершенствовать умение наощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть цвет, развивать внимание, память, устную речь.
Атрибуты: мешочек, муляжи фруктов и овощей.
Ход игры: ведущий показывает мешочек и говорит:
Я – чудесный мешочек,
Всем ребятам я – дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, наощупь определяют, что это, называют его, а потом достают. После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».
Дидактическая игра «Какой сок?», «Какое варенье?».
Задачи: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: корзина, картинки фруктов.
Ход игры: дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображенный фрукт и говорят, как будет называться сок (или варенье) из этого фрукта. Например: «Это яблоко – яблочный сок».
Подвижная игра «Вершки и корешки».
Задачи: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.
Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.
Ход игры: Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные, дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле – тянут руки вверх, если под землей – приседают. В качестве взрослого может выступать и ребенок, который сам показывает овощи.
Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают движениями, где он растет.