Папки-передвижки

Речевое развитие детей

Боголепова Елена
Речевое развитие детей
▼ Скачать + Заказать документы

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ.

Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте.

В общении со взрослым ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас.

Между тем, детское игровое общение важно для разностороннего речевого развития.

Публикация «Речевое развитие детей» размещена в разделах

Проблему формирования речи нельзя сводить к обучению грамоте, т. к. развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной речи является лишь составной частью. Многие родители считают, что развитая речь – это умение читать и писать, хотя бы печатными буквами, умение рассказывать стихотворения. Они стараются научить этому своего ребенка как можно раньше, не обращая внимания на многие другие стороны его формирования. Навыки чтения и письма не являются показателем развития дошкольника. Основные составляющие речевого развития детей : звукопроизношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь. Игры – важнейший способ разностороннего развития речи.

^ Разыгрывание сказки с заместителями. Например, разыгрывая сказку «Рукавичка», можно изобразить всех животных разноцветными, отличающимися по размеру кружками. А рукавичку – самым большим кружком. Взрослый рассказывает сказку, а ребенок, действуя с кружками, разыгрывает сюжет. Далее можно заменять кружки игрушками, изображающими героев. Каждая из игрушек диктует свою манеру поведения, речи, интонации. После этого возникает игра «за двоих», которая чрезвычайно полезна не только для речевого, но и общего развития ребенка.

Очень полезно родителям читать детям «умные» сказки, стихи поэтов-классиков, по возможности приобретать аудиозаписи. Когда ребенок слушает сказки, рассказы в исполнении мастеров художественного слова в сопровождении музыки, усиливается воздействие на его воображение, развивается выразительность речи. Очень полезна такая традиция, как коллективное чтение в семье, которое объединяет всех её членов, воспитывает любовь к литературе.

Пересказ знакомых произведений – ступенька к составлению собственных рассказов, которые родители могут записывать в так называемые книжки-малышки с иллюстрациями детей. В них дети могут рассказывать об экскурсиях в лес, парк, зоопарк, цирк. Об интересных случаях, поездках, событиях.

Отличной подготовкой к овладению письменной речью является обучение детей связной устной речи. Этому способствует совместное с взрослыми сочинение писем родственникам, друзьям и т. д. Кроме того, привлечение к переписке с родными и знакомыми важно для формирования у детей нравственных качеств и чувств, дружелюбия, любви, внимательного отношения к близким, заботливости. Чтобы сочинение письма было для ребёнка увлекательным занятием, важно вызвать у него интерес, прочитав стихотворения Ю. Тувима «Добрые мои дети», С. Маршака «Почта», А. Чехова «Ванька». Правила составления письма: письмо начинается с обращения, сообщается информация о себе, далее задаются вопросы, высказываются пожелания, в конце письма необходимо прощаться и написать своё имя.

Для успешного заучивания детьми стихотворений следует использовать сочетание разных видов памяти: слуховую, зрительную, осязательную, двигательную, эмоциональную; превращать заучивание в весёлое обыгрывание содержания стихотворения. Использовать построчное запоминание в форме игры «Скажи строчку», когда взрослый и ребёнок по очереди произносят строчке стихотворения, потом меняется порядок строк.

Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания (выработка длительного и достаточной силы ротового выдоха, умение беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания). Этому способствует произношение на одном выдохе загадок, пословиц, коротких считалок, «чистоговорок».

Учитывая большую загруженность родителей домашними делами, работой, накопленную к концу дня усталость, можно предложить «Играть с детьми на кухне». Для этого можно использовать простые пальчиковые упражнения (перебрать крупу, сложить из спичек домик и т. д., игры на обогащение словаря «Какие слова вытащим из супа, компота, плиты?», «Вкусные слова (кислые, сладкие)», «Чудесный мешочек» (угадывание фруктов и овощей на ощупь)». С целью развития грамматического строя речи – игра «Сварим варенье» (из яблок – яблочное, «Приготовим сок» (яблочный). По дороге в детский сад и домой можно играть в игры: «Что я видел?», «Какой он?», «Доскажи словечко», «Упрямые слова».

В выходной день родители могут «подарить» ребёнку новое слово, объясняя его значение, что является расширением словаря ребёнка.

Участие родителей в речевом развитии ребёнка не должно быть разовым, каждая речевая игра, упражнение, беседа с ребёнком – неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи.

Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям.

Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что "детей там учат". В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, и для мамы так важно играть вместе! Родителям дорого ощущение любви и близости и то особенное понимание ребенка, которое можно обрести только в игре с ним. Для малыша игра с мамой — самый радостный и комфортный способ познать мир.

Первый и главный вопрос для нее — чему учить? Благо, выбор огромен — спасибо прогрессу! Сегодня 3-4-летний "знаток" без труда управляется с телевизором и микроволновкой, шлепает по клавиатуре компьютера и кнопкам мобильного телефона. И все же мир вокруг нас не изменился в том смысле, что каждый ребенок открывает его для себя заново. Поэтому начнем сначала.

Заметно облегчит жизнь самодеятельному педагогу систематизация. Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т. е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!

Прежде всего займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические уроки — "одежда", "посуда", "мебель", "транспорт" и т. д., а также учебные игры — "Мишка одевается", "Я мою посуду", "Квартира для куклы" и т. д.

Эти простейшие примеры исподволь приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов, соотносить размер, материал.

Быстро будет расширять словарный запас.

Один из основных разделов домашнего обучения — развитие речи. Известно, что дети болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, ко всеобщему умилению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает более старший ребенок, говорящий к примеру, о жвачке: "Пожеваю и покладу на стол". Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить пробел помогут описания ("Какая собачка?", "Какой автобус?"). Ваша цель — приохотить "ученика" говорить много и правильно.

Прогулки на даче и в городе тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, кочек, пней, стволов, веток. Если ребенок видит вокруг только зеленый цвет, сравните окраску двух листочков с разных деревьев. В глаза сразу бросится существенная разница. Вот тут-то и могут появиться такие слова, как "светло-зеленый", "темно-зеленый", "изумрудный", "салатный", "болотный", "желто-зеленый". Предложите ребенку отправиться на поиски новых цветов — всматривайтесь вместе, вглядывайтесь, и тогда вы заметите, как меняется лист от попавшего на него света, от соприкосновения с другими растениями.

Найдите на полянке три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями.

Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами — пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно — величаво-торжественное, другое — бесшабашно-веселое, третье — трагически грустное.

Предложите малышу найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камушка). Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие. Когда малыш поймет, насколько многообразна природа, попросите его отыскать два совершенно разных листа. Ребенок с радостью принесет вам большой лист клена и маленький березовый, уверяя, что они не похожи друг на друга. Исследуйте их вместе и вы увидите, что оба они тонкие, с черешком и прожилками, оба растут на дереве, их формы разные, но совсем другие, чем у мяча или дома. Сопоставив несколько пар листьев, малыш убедится, что самые разные предметы могут иметь сходство, особенно те, которые зовутся одинаково (как в нашем случае — "листья").

Можно сыграть с ребенком в игру "Что на что похоже и почему?" Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: "Лист на что похож? Чем? На что похожи пень, цветок, коряга, ветка?" Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное творческое восприятие!

Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов: "Чем лист похож на бумагу?" (Толщиной, легкостью.); "А на траву?" (Цветом.); "А на каплю?" (Формой.)

Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например, если малыш сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помогите ему составить загадку: "Висит капля зеленая, как трава".

Следующий вид упражнений — скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках.

Ткач ткет ткани на платок Тане.

Около кола — колокола.

Как у горки, на пригорке жили тридцать три Егорки.

Орел на горе, перо на орле.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

А что, если предложить ребенку произносить одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо?

Милая моя, ты не спишь!

Вы ели на завтрак мороженое?

Мама купила (купи) виноград.

Скорее домой!

У нас кончился хлеб.

Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.

Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Поиграйте со своим малышом, доставьте ему радость!

Четвертый лишний

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых относятся к одному обобщающему понятию. Вы раскладываете их перед ребенком и предлагаете определить, какие подходят друг к другу и можно ли назвать их общим словом, а какая из картинок лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, блюдце, тарелка и яблоко; медведь, лошадь, собака и курица; елка, береза, дуб и рыба. Если ребенок не понимает задания, задавайте ему наводящие вопросы, попросите назвать известных ему животных (птиц, рыб, овощи (фрукты).

Можете подобрать картинки с предметами, относящимися к общему понятию, но отличающимися (например, "береза", "дуб", "липа", и "ель"). Эта игра предназначена для развития логического мышления дошкольника.

Где мы были, вам не скажем, что делали — покажем

Оригинальность игры заключается в том, что взрослый предлагает ребенку поиграть в нее без слов. Папа или мама загадывают простое предметное действие (например, "чтение книги") и с помощью мимики и жестов показывают его ребенку. Тот должен отгадать, что делают родители. В случае правильного ответа играющие меняются местами. Если малыш успешно справляется с заданием, предложите ему угадать или показать самому цепочку последовательных событий (например, "проснулся — встал — умылся — позавтракал" и т. д.).

В другом варианте игры можно рассказать известные ребенку короткое стихотворение, сказку или спеть песенку. Все это развивает воображение, фантазию, находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.

Потерявшаяся игрушка

Подберите и поставьте на стол пять-шесть небольших игрушек. Предложите малышу запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время уберите одну из игрушек и попросите кроху угадать, что вы спрятали. Если он ответит правильно, поменяйтесь ролями. Если ребенку трудно запомнить сразу такое количество игрушек, начните игру с трех-четырех, постепенно увеличивая их число. Если малыш справляется с заданием, усложните задачу, изменив игрушки на картинки с изображением предметов (например, из детского лото).

Предложите сыну или дочке запомнить последовательность расположения игрушек на столе (какая за какой стоит). Затем незаметно поменяйте две-три из них местами. Попросите угадать, какая игрушка занимает не свое место.

Такая, на первый взгляд, простая игра поможет малышу в развитии памяти и внимания, умения сосредоточиваться.

Найди тайник

Нарисуйте на бумаге план комнаты, где будет проходить игра, спрячьте в ней игрушку и покажите на плане место ее расположения. Ребенок должен найти вещь, опираясь на схему. Это можно делать и на детской площадке, что значительно усложнит задание.

Игра поможет развитию логического мышления, пространственной ориентации и умения действовать по определенной схеме.

Игры с буквами

Если ребенок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру в "звуки". Взрослый называет слово, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким заканчивается, какие еще звуки он слышит. Если малыш хорошо справляется, можно попросить его проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, в которых, например, звук "а" стоит в начале, в конце или в середине. Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение.

Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению. Играть в нее можно по дороге в детский сад или в магазин.

Я к вам пишу…

Если ребенок знает азы чтения, умеет читать по буквам или слогам, но не проявляет достаточного интереса к этому занятию, попробуйте использовать игру, стимулирующую его мотивацию. Для этого понадобится магнитная азбука или ручка и лист бумаги. В отсутствие ребенка напишите ему с помощью магнитной азбуки "письмо", например, на холодильнике, чтобы он мог самостоятельно прочесть его. Текст может быть любым: послание от героя сказки, сообщение о спрятанном гостинце и т. д. Сначала письмо может содержать два-три простых слова, затем пять-семь.

Для обучения дошкольника письму и чтению полезно предложить ему и его ближайшему товарищу написать друг другу письма, которые можно отправить по почте или передать из рук в руки. Первоначально детям потребуется помощь взрослых, но потом они научатся делать это самостоятельно.

Кляксы

Для этой занимательной игры понадобятся лист ватмана или кусок обоев и краски. Старыми газетами прикройте место, где будет происходить игра. Дайте малышу лист бумаги и краски и позвольте рисовать руками все, что он захочет. Можете присоединиться к этому "безобразию". Такое занятие способствует расслаблению, снятию напряжения, эмоциональной разрядке. А главное — вы вместе, вы рядом.

Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, рассказы, сказки, повести, загадки. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет, журналов. Желательно записать ребенка в детскую библиотеку, чтобы он мог полистать книги на полках и выбрать что-то.

Почаще играйте с ребенком в различные игры: сюжетные и настольные, со словами и геометрическим материалом. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите — а он пускай выберет сам. Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, ножницами, бумагой, клеем и т. д.

Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк, на елку, на каток, в зоопарк и т. д.

Ограничивайте время просмотра телевизора, смотрите передачи вместе и обсуждайте увиденное. Маленькие дети могут и хотят учиться — это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать дома потому, что знания, полученные в первые годы жизни, никогда не исчезнут из памяти.

Публикации по теме:

Загадки и речевое развитие детей дошкольного возрастаЗагадки и речевое развитие детей дошкольного возраста Нельзя переоценить значение загадок в развитии детей дошкольного возраста. Загадки-это одна из малых фольклорных форм устного народного.

Консультация «Речевое развитие детей 3–4 лет» Рекомендации для родителей по развитию речи детей 2-3 лет. Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок.

Консультация «Компьютерные игры и речевое развитие детей» В настоящее время привычным является то, что нас повсюду окружают компьютеры, телевизоры, смартфоны, планшеты – словом, та техника, задачей.

Речевое развитие детей дошкольного возраста Скороговорки появились в глубокой древности. Они видоизменялись, совершенствовались и существуют в самых разных редакциях. Скороговорки.

Речевое развитие детей и художественная литература Речевое развитие детей и художественная литература «Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста».

Речевое развитие детей к четырём годам Речевое развитие детей к четырём годам Что должен говорить ребенок в 4 года? В идеале, малыш 4-х лет обязан владеть словарным запасом в.

Речевое развитие детей раннего возраста от 1 до 2 летРечевое развитие детей раннего возраста от 1 до 2 лет Уважаемые коллеги! На данный момент в моей группе проходит адаптационный период у детишек. И каждый день я стараюсь разнообразить пребывание.

Речевое развитие детей в условиях ДОУ В данной презентации раскрыты аспекты работы логопеда с детьми, работы педагогов-воспитателей, а так же участие родителей в развитии речи.

Речевое развитие детей в средней группе Нормы Развития речи ребенка возраст 5 лет (средняя группа) Что может и должен уметь ребенок в средней группе? Прежде всего, активно.

Познавательно-речевое развитие детей старшего возраста Статья «Познавательно-речевое развитие детей старшего возраста» Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие детей
Опубликовано: 18 февраля 2019 в 12:46
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевое развитие детей» (включая файлы) размещена пользователем Боголепова Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД