Виктория Максимча
Речевое развитие детей в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Нормы Развития речи ребенка
возраст 5 лет (средняя группа)
Что может и должен уметь ребенок в средней группе? Прежде всего, активно применять накопленный пассивный словарь, использовать навыки словообразования и словоизменения, ну и конечно постигать новые знания — развивать свою речь.
Публикация «Речевое развитие детей в средней группе» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
1. Импрессивная речь
1.1. Пассивный словарь
- Понимание существительных (показать на картинках по просьбе взрослого отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов) :
- Умение обобщать (показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию) :
Пр: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы
- Понимание действий (показать по предложенным картинкам) :
Пр: птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет
- Понимание признаков (показать по предложенным картинкам) :
Пр: круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье
1.2. Понимание различных форм словоизменения
-Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам) :
Пр: глаз — глаза, стул — стулья, лист — листья, окно — окна
-Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:
Пр: в, на, у, под, за, по
- Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:
Пр: носок — носочек, чашка — чашечка, окно — окошечко
- Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам) :
Пр: птица летит — птицы летят, машина едет — машины едут
- Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предложенным картинкам) :
Пр: птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку
1.3. Понимание отдельных предложений и связной речи
- Понимание предложений (показать по предложенным картинкам) :
Пр: Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой.
- Понимание текста:
Пр: сказка «Колобок»
1.4. Состояние фонематического восприятия
- Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам) :
Пр:
мышка — мишка___
почка — бочка ___
катушка — кадушка ___
корка — горка___
- Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам) :
Пр:
речка — редька___
цвет — свет___
челка — щелка___
рейка — лейка___
2. Экспрессивная речь
2.1. Активный словарь
- Имена существительные
Назвать по 4— 5 имен существительных по предложенным взрослым темам:
Пр:
Мебель ___
___
Овощи ___
___
Фрукты___
Птицы___
- Назвать части тела и части предметов (по картинкам) :
Пр:
Нос ___рукав___
рот___воротник___
шея ___пуговица___
живот ___кабина машины ___
грудь___ руль___
- Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке:
Пр:
Стул, стол, шкаф ___
Огурец, помидор, морковь___
Яблоко, банан,апельсин___
Воробей, голубь,сова___
- Глаголы
Пр: ответить на вопросы по картинкам
Как передвигаются птицы? (Летают)___
Как передвигаются рыбы? (Плавают)___
Как передвигается змея? (Ползает) ___
Как передвигается лягушка? (Прыгает)___
Как передвигается человек? (Ходит) ___
Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает)___
А как подает голос корова? (Мычит) ___
А как подает голос петух? (Кукарекает). ,
- Имена прилагательные
Пр: назвать предъявленные цвета:
Красный ___
Оранжевый___
Желтый___Зеленый___
Голубой ___
Синий___
Белый ___
Черный___
- Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки) :
Пр:
Солнце какое? (Круглое)___
Печенье какое? (Квадратное)___
Косынка какая? (Треугольная)___
Огурец какой? (Овальный) ___
2.2. Состояние грамматического строя речи
- Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии) :
Пр:
Рот — рты___
Лев___
Река___
Ухо___
Кольцо___
- Употребление имен существительных в косвенных падежах (по картинкам) :
Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам) :
Пр:
Шаров___
Ключей ___
Берез ___
Ложек ___
Окон___
- Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам) :
Пр:
Оранжевый апельсин___
Голубая бабочка___
Белое блюдце___
- Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам) :
Пр:
Где сидит снегирь? (На дереве)___
Где стоит машина? (В гараже)___
У кого кукла? (У девочки)___
Где стоит коза? (За забором)___
Где едет машина? (По дороге)___
- Употребление числительных 2 и 5 с существительными:
Пр:
Два мяча___
Пять мячей___
Две розы ___
Пять роз___
Два окна ___
Пять окон___
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам) :
Пр:
Забор — заборчик___
Носок — носочек ___
Лента — ленточка ___
Окно — окошечко___
- Образование названий детенышей животных :
Пр:
У зайчихи___
У волчицы___
У белки___
У козы___
2.3. Состояние связной речи
Пересказ текста из нескольких предложений:
Пр:
РЫБАЛКА
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.