Ирина Тимонина
Речевое развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Скороговорки появились в глубокой древности. Они видоизменялись, совершенствовались и существуют в самых разных редакциях.
Скороговорки – этот удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка.
Педагогическая ценность скороговорок очевидна. Они улучшают работу артикуляционного аппарата, способствуют выработке ясной четкой дикции, тренируют фонематический слух. Даже простейшие скороговорки, состоящие из нескольких слов, проговорить очень быстро и отчетливо достаточно сложно.
Публикация «Речевое развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Я использую чистоговорки на занятиях познавательно – речевого цикла, прогулках, в процессе индивидуальной работы с детьми, в трудовой деятельности, в игре, как вспомогательное средство для развития словотворчества, воображения и фантазии детей.
У чистоговорок огромный потенциал, так как их можно придумывать самим и включать в разные тематические занятия. Чистоговорки и скороговорки представляют собой фразы, построенные из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Само их название указывает на то, что говорить их нужно чисто, быстро. Чистоговорки и скороговорки можно использовать в работе с детьми с младшего возраста.
Для совместной и самостоятельной деятельности детей создано пособие «Весёлые чистоговорки», опорные карточки со скороговорками.
Посредством бесед, консультаций, выставок литературы, проводится работа с родителями.
Совместно с родителями создан альбом скороговорок «Говорить не торопись, да смотри не ошибись».
Детям младшего и среднего дошкольного возраста я предлагаю небольшие по объёму, простые по содержанию чистоговорки.
Их смысл понятен детям, близок по жизненному опыту.
У маленького Сани новенькие сани.
В старшем дошкольном возрасте предлагаю более сложные чистоговорки: на дифференциацию звуков, близких по звучанию и произношению
Шла по улице машина, шла машина без бензина, шла машина без мотора, шла машина без шофера, шла, сама не зная, шла машина… заводная.
Такие чистоговорки не только способствуют формированию чёткого и правильного произношения звуков, но и укрепляют артикуляционный аппарат детей, способствуют выработки быстрой переключаемости мышц языка, губ с одного движения на другое.
Использование чистоговорок, скороговорок, речевых игр и упражнений позволяет повысить эффективность развития правильного звукопроизношения и тем самым улучшить речь детей.
Занимаясь с детьми по данной теме, я пришла к выводу: что систематическое использование чистоговорок способствует развитию выразительной речи, речетворчества и диалогической речи, как важнейших составляющих коммуникативной самостоятельности.
Цель: способствовать развитию речи ребёнка :
- фонематического слуха,
- звукопроизношения,
- речевого дыхания,
- грамматики и связной речи;
- учить детей правильно произносить все звуки,
отрабатывать дикцию.
Задачи:
1. Развивать восприятие темпа и ритма.
2. Развивать навыки управления силой голоса.
3. Отрабатывать четкость дикции.
4. Отрабатывать правильный темп,
интонационную выразительность речи,
5. Обогащать словарный запас.