Альбина Ясавиева
Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – уникальный период развития ребёнка, обладающий своеобразной логикой и спецификой, это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями.
Игра – ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности, создающий благоприятные условия для психологического и личностного развития ребёнка. Именно в игре следует искать ключ к познанию ребёнка в дошкольном возрасте, так как это наиболее близкая, органично соответствующая детской природе, деятельность дошкольника и естественное выражение его активности. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Публикация «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» размещена в разделах
Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольника является эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Речевое развитие является стержнем полноценного формирования личности ребёнка. Речь ребёнка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребёнка. Актуализировать речевое развитие помогает вовлечение детей в игровую деятельность. На занятиях по развитию речи используются специальные игры и упражнения, которые в комплексе способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребёнка : воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, активизация словаря, развитие связной речи. Благодаря им у ребё нка происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационно – динамическая выразительность, развивается диалогическая и монологическая речь, обогащается словарный запас, формируютсяпредпосылки письменной речи и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственную речевую активность ребёнка.
Игры на развитие звуковой культуры речи.
Для развития речи у дошкольников подходят различные игры и упражнения на формирование фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении, либо подобрать слова с заданным звуком.
Игра «Придумай слово».
Цель: развитие фонематического слуха у дошкольников, умение определять количество слогов в слове.
В процессе игры ребё нок должен придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале слова, в середине слова, в конце слова, с заданным количеством слогов, с по схеме и т. д.
Игра «Строим дорожку».
Цель: развитие фонематического слуха.
Дети садятся в круг. Кому-то даётся мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передаётся другому игроку. Ребёнок должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре воспитатель на первых этапах помогает детям правильно произнести слово, выделяя последний звук в слове, далее исполняет роль наблюдателя – контролёра.
Игры на формирование грамматического строя речи.
Это разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя у ребёнка. Речевые игры помогают усвоить грамматические категории рода, числа, падежа, существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола.
Игра «Чего не стало?»
Упражнение в формировании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Детям предлагается закончить предложение.
- Были утята. Не стало … (утят).
- Были ребята. Не стало … (ребят).
(Они убежали смотреть на котят).
Игра «У кого – кто?»
Детям предлагается закончить предложение.
У кошки – котёнок.
У лисы - …
У зайца - …
У волка - …
Отрабатывая суффиксальный способ образования слов, не нужно использовать пары с разными корнями. Например: у собаки – щенок.
Игры на обогащения словарного запаса.
В этой группе используются такие лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь детей, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное и подходящее слово. Также в таких играх происходит знакомство со словами – предметами, словами – признаками, словами – действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.
Игра «Закончи фразу».
Цель: развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова.
Педагог называет детям словосочетания, делая паузы. Ребёнок должен сказать слово, которое пропустил педагог, т. е. закончить фразу.
- Сахар сладкий, а лимон …
- Луна видна ночью, а солнце …
- Огонь горячий, а лёд …
Игра «Какой предмет?»
Цель: развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов – признаков и правильно их согласовывать.
- Зелёный – помидор, огурец, крокодил, цвет, фрукт …
- Красное – платье, яблоко, ведро, крыльцо, пальто …
Игры на развитие связной речи
Работа по развитию связной речи у детей является синтезом всех предыдущих речевых упражнений. Обучение детей рассказыванию может проводиться в разной форме: составление рассказов – описаний по теме, по картине, по серии картинок, упражнения типа «закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т. д.
Игра «Закончи сам».
Цель: развитие у детей воображения, монологической и диалогической речи.
Педагог рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям задаётся задание продолжить или придумать концовку.
Для активизации речевого развития детей на занятиях по развитию речи используются упражнения и игры, которые направлены на решение разных речевых задач. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идёт постепенное усложнение методов и приёмов обучения родному языку.
Наблюдая за активностью детей на занятиях, вы увидите, что при использовании данных игр активность и интерес детей к занятиям заметно возрастает и занятие проходит очень весело и интересно.