Папки-передвижки

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Альбина Ясавиева
Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст – уникальный период развития ребёнка, обладающий своеобразной логикой и спецификой, это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями.

Игра – ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности, создающий благоприятные условия для психологического и личностного развития ребёнка. Именно в игре следует искать ключ к познанию ребёнка в дошкольном возрасте, так как это наиболее близкая, органично соответствующая детской природе, деятельность дошкольника и естественное выражение его активности. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

Публикация «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» размещена в разделах

Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольника является эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Речевое развитие является стержнем полноценного формирования личности ребёнка. Речь ребёнка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребёнка. Актуализировать речевое развитие помогает вовлечение детей в игровую деятельность. На занятиях по развитию речи используются специальные игры и упражнения, которые в комплексе способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребёнка : воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, активизация словаря, развитие связной речи. Благодаря им у ребё нка происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационно – динамическая выразительность, развивается диалогическая и монологическая речь, обогащается словарный запас, формируютсяпредпосылки письменной речи и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственную речевую активность ребёнка.

Игры на развитие звуковой культуры речи.

Для развития речи у дошкольников подходят различные игры и упражнения на формирование фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении, либо подобрать слова с заданным звуком.

Игра «Придумай слово».

Цель: развитие фонематического слуха у дошкольников, умение определять количество слогов в слове.

В процессе игры ребё нок должен придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале слова, в середине слова, в конце слова, с заданным количеством слогов, с по схеме и т. д.

Игра «Строим дорожку».

Цель: развитие фонематического слуха.

Дети садятся в круг. Кому-то даётся мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передаётся другому игроку. Ребёнок должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре воспитатель на первых этапах помогает детям правильно произнести слово, выделяя последний звук в слове, далее исполняет роль наблюдателя – контролёра.

Игры на формирование грамматического строя речи.

Это разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя у ребёнка. Речевые игры помогают усвоить грамматические категории рода, числа, падежа, существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола.

Игра «Чего не стало?»

Упражнение в формировании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Детям предлагается закончить предложение.

- Были утята. Не стало … (утят).

- Были ребята. Не стало … (ребят).

(Они убежали смотреть на котят).

Игра «У кого – кто?»

Детям предлагается закончить предложение.

У кошки – котёнок.

У лисы - …

У зайца - …

У волка - …

Отрабатывая суффиксальный способ образования слов, не нужно использовать пары с разными корнями. Например: у собаки – щенок.

Игры на обогащения словарного запаса.

В этой группе используются такие лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь детей, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное и подходящее слово. Также в таких играх происходит знакомство со словами – предметами, словами – признаками, словами – действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.

Игра «Закончи фразу».

Цель: развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова.

Педагог называет детям словосочетания, делая паузы. Ребёнок должен сказать слово, которое пропустил педагог, т. е. закончить фразу.

- Сахар сладкий, а лимон …

- Луна видна ночью, а солнце …

- Огонь горячий, а лёд …

Игра «Какой предмет?»

Цель: развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов – признаков и правильно их согласовывать.

- Зелёный – помидор, огурец, крокодил, цвет, фрукт …

- Красное – платье, яблоко, ведро, крыльцо, пальто …

Игры на развитие связной речи

Работа по развитию связной речи у детей является синтезом всех предыдущих речевых упражнений. Обучение детей рассказыванию может проводиться в разной форме: составление рассказов – описаний по теме, по картине, по серии картинок, упражнения типа «закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т. д.

Игра «Закончи сам».

Цель: развитие у детей воображения, монологической и диалогической речи.

Педагог рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям задаётся задание продолжить или придумать концовку.

Для активизации речевого развития детей на занятиях по развитию речи используются упражнения и игры, которые направлены на решение разных речевых задач. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идёт постепенное усложнение методов и приёмов обучения родному языку.

Наблюдая за активностью детей на занятиях, вы увидите, что при использовании данных игр активность и интерес детей к занятиям заметно возрастает и занятие проходит очень весело и интересно.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев отмечают, что творческое воображение является центральным психологическим «завоеванием» дошкольного.

Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклораРечевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора «Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора» Одним из самых важных приобретений ребенка в раннем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Опубликовано: 25 января 2024 в 12:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Ясавиева (УИ 492719) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД