Ксения Горохова
Речевое развитие детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие – это сложный и длительный процесс, который включает в себя развитие всех компонентов речи: фонетику, фонематику, лексику, грамматику и связную речь.
Для каждого возраста характерна своя ведущая деятельность. На этапе 4-5 лет – это игровая. У детей сначала развивается монологическая речь, они могут играть сами, придумывать сюжет игры и развивать его. В детском саду развивается диалог. Дети, играя, придумывают ход игры, учатся договариваться, слушать друг друга.
Публикация «Речевое развитие детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Состояние детской речи в возрасте от четырё х до пяти лет может быть очень разным: от идеального владения возможностями родного языка до очень невнятных высказываний со скудным словарным запасом и массой грамматических ошибок.
Ориентиры, на которые можно опираться, анализируя состояние речи детей :
• Ребёнок пятого года жизни употребляет слова точно по смыслу;
• Кроме основных частей речи он активно пользуется прилагательными, наречиями, местоимениями;
• Дети могут достаточно полно описать игрушки, предметы, картинки;
• Большинство звуков произносятся чётко и правильно, хотя может быть ещё не освоена артикуляция [л] и [р];
• Он в состоянии управлять громкостью своей речи, умеет говорить шёпотом;
• Темп высказываний средний, без замедленности и чрезмерной торопливости
Звукопроизношение
В 4-5 лет ребенок может произносить все звуки, кроме сонорных. Дети хорошо произносят свистящие звуки, шипящие. Нормой в этот период считается смешивание звуков в связной речи.
Словарный запас
От четырёх до пяти лет словарный запас увеличивается до трёх тысяч слов. Такое богатство лексикона даёт ему возможность точно называть предметы и их качества (сильный, весёлый, крепкий, тонкий, высокий, длинный, маленький). У детей появляется способность к словотворчеству. Они активно придумывают собственные слова.
«Всехний» – общий, «мелкоскоп» – микроскоп, «огнята» – искры огня, — это примеры словотворчества приводит в своей книге «От двух до пяти» исследователь детской речи писатель К. И. Чуковский.
Помимо активного образования новых слов, дети с удовольствием играют рифмой, придумывая собственные стихи. Эти стихи могут состоять из странных сочетаний звуков, не похожих ни на одно известное нам слово («А я придумал слово, смешное слово «плям»). Не стоит осуждать ребёнка за такое бессмысленное, с точки зрения взрослых, занятие. Маленькие поэты так тренируют речевой слух, учатся подбирать близкие по звучанию слова.
Нормальное речевое развитие детей 4–5 лет приводит к тому, что в словаре появляется всё больше прилагательных, так как теперь в речи на первом плане уточнение качеств и признаков предметов. Цвет предмета теперь не только синий и красный, он может быть розовым, сиреневым, тёмным и светлым, голубым и оранжевым.
В речи четырёхлетнего ребёнка становится больше предлогов, они становятся сложней (из-за, из-под). Увеличивается количество личных местоимений, они всё чаще употребляются как сказуемые (я, ты, мы, вы). Изредка можно услышать и собирательные существительные, которые он теперь употребляет к месту (овощи, фрукты, посуда, мебель).
Грамматика детской речи
В 4-5 лет дети умеют образовывать множественное число существительных, пользоваться предложно-падежными конструкциями, использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы. В этом возрасте дети уже в состоянии построить логически правильно оформленное высказывание из нескольких фраз. Предложения могут быть не только простыми, но и сложными.
Рекомендации.
Для развития речи у детей 4-летнего возраста, родители должны поощрять стремление детей этого возраста поделиться своими впечатлениями, рассказать о том, что они видели и даже о том, что они сочинили. При любой занятости не стоит обрывать попытки малыша пообщаться. Если же ребёнок не стремится к общению, мало разговаривает, нужно всеми способами стимулировать его высказывания, попросив рассказать о том, что он нарисовал, слепил, что видел на прогулке, с кем играл в детском саду.
Чем же родитель может помочь своему ребенку?
Во-первых, очень важно следить за тем, как вы сами разговариваете. У детей с самого раннего возраста формируется чувство языка, т. е. закладывается пассивный словарный запас, основы словообразования, ударения, согласования слов в предложении, употребление предлогов и многое другое. Все это формируется на основе той речи, которую ребенок слышит вокруг себя, соответственно, если речь окружающих не соответствует языковой норме, речь ребенка будет нуждаться в коррекции.
Во-вторых, как бы это банально не звучало, с ребенком необходимо разговаривать, и делать это как можно чаще. Причем, не обязательно целенаправленно выделять этому определенное время, можно завязать интересный разговор с ребенком идя домой из магазина, либо детского сада. Но суть разговора должна быть не о том, что ребенок кушал и как спал, а о том, что ему на самом деле интересно, например, о встретившейся кошке или красивом ярком листике, ведь все, что взрослым кажется обыденным и скучным, для ребенка может иметь очень большой интерес.
В-третьих, детям обязательно нужно читать. Выбирать при этом самые разнообразные тексты – сказки, рассказы, небылицы, шутки и т. д., старые, современные, народные, авторские, зарубежные и т. д. Чем разнообразнее будут книги, выбранные вами для чтения, тем шире будет словарный запас вашего ребенка.
В-четвертых, не стоит забывать о различных упражнениях, способствующих развитию и активизации артикуляционного аппарата. Но бывает, что родители прилагают все усилия, выполняют все вышеперечисленное, но речь ребенка все же вызывает серьезные опасения. В таком случае необходимо обратиться к специалистам.