Лучший педагог года

Речевое развитие детей 4–5 лет

Ксения Горохова
Речевое развитие детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Речевое развитие – это сложный и длительный процесс, который включает в себя развитие всех компонентов речи: фонетику, фонематику, лексику, грамматику и связную речь.

Для каждого возраста характерна своя ведущая деятельность. На этапе 4-5 лет – это игровая. У детей сначала развивается монологическая речь, они могут играть сами, придумывать сюжет игры и развивать его. В детском саду развивается диалог. Дети, играя, придумывают ход игры, учатся договариваться, слушать друг друга.

Публикация «Речевое развитие детей 4–5 лет» размещена в разделах

Состояние детской речи в возрасте от четырё х до пяти лет может быть очень разным: от идеального владения возможностями родного языка до очень невнятных высказываний со скудным словарным запасом и массой грамматических ошибок.

Ориентиры, на которые можно опираться, анализируя состояние речи детей :

• Ребёнок пятого года жизни употребляет слова точно по смыслу;

• Кроме основных частей речи он активно пользуется прилагательными, наречиями, местоимениями;

• Дети могут достаточно полно описать игрушки, предметы, картинки;

• Большинство звуков произносятся чётко и правильно, хотя может быть ещё не освоена артикуляция [л] и [р];

• Он в состоянии управлять громкостью своей речи, умеет говорить шёпотом;

• Темп высказываний средний, без замедленности и чрезмерной торопливости

Звукопроизношение

В 4-5 лет ребенок может произносить все звуки, кроме сонорных. Дети хорошо произносят свистящие звуки, шипящие. Нормой в этот период считается смешивание звуков в связной речи.

Словарный запас

От четырёх до пяти лет словарный запас увеличивается до трёх тысяч слов. Такое богатство лексикона даёт ему возможность точно называть предметы и их качества (сильный, весёлый, крепкий, тонкий, высокий, длинный, маленький). У детей появляется способность к словотворчеству. Они активно придумывают собственные слова.

«Всехний» – общий, «мелкоскоп» – микроскоп, «огнята» – искры огня, — это примеры словотворчества приводит в своей книге «От двух до пяти» исследователь детской речи писатель К. И. Чуковский.

Помимо активного образования новых слов, дети с удовольствием играют рифмой, придумывая собственные стихи. Эти стихи могут состоять из странных сочетаний звуков, не похожих ни на одно известное нам слово («А я придумал слово, смешное слово «плям»). Не стоит осуждать ребёнка за такое бессмысленное, с точки зрения взрослых, занятие. Маленькие поэты так тренируют речевой слух, учатся подбирать близкие по звучанию слова.

Нормальное речевое развитие детей 4–5 лет приводит к тому, что в словаре появляется всё больше прилагательных, так как теперь в речи на первом плане уточнение качеств и признаков предметов. Цвет предмета теперь не только синий и красный, он может быть розовым, сиреневым, тёмным и светлым, голубым и оранжевым.

В речи четырёхлетнего ребёнка становится больше предлогов, они становятся сложней (из-за, из-под). Увеличивается количество личных местоимений, они всё чаще употребляются как сказуемые (я, ты, мы, вы). Изредка можно услышать и собирательные существительные, которые он теперь употребляет к месту (овощи, фрукты, посуда, мебель).

Грамматика детской речи

В 4-5 лет дети умеют образовывать множественное число существительных, пользоваться предложно-падежными конструкциями, использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы. В этом возрасте дети уже в состоянии построить логически правильно оформленное высказывание из нескольких фраз. Предложения могут быть не только простыми, но и сложными.

Рекомендации.

Для развития речи у детей 4-летнего возраста, родители должны поощрять стремление детей этого возраста поделиться своими впечатлениями, рассказать о том, что они видели и даже о том, что они сочинили. При любой занятости не стоит обрывать попытки малыша пообщаться. Если же ребёнок не стремится к общению, мало разговаривает, нужно всеми способами стимулировать его высказывания, попросив рассказать о том, что он нарисовал, слепил, что видел на прогулке, с кем играл в детском саду.

Чем же родитель может помочь своему ребенку?

Во-первых, очень важно следить за тем, как вы сами разговариваете. У детей с самого раннего возраста формируется чувство языка, т. е. закладывается пассивный словарный запас, основы словообразования, ударения, согласования слов в предложении, употребление предлогов и многое другое. Все это формируется на основе той речи, которую ребенок слышит вокруг себя, соответственно, если речь окружающих не соответствует языковой норме, речь ребенка будет нуждаться в коррекции.

Во-вторых, как бы это банально не звучало, с ребенком необходимо разговаривать, и делать это как можно чаще. Причем, не обязательно целенаправленно выделять этому определенное время, можно завязать интересный разговор с ребенком идя домой из магазина, либо детского сада. Но суть разговора должна быть не о том, что ребенок кушал и как спал, а о том, что ему на самом деле интересно, например, о встретившейся кошке или красивом ярком листике, ведь все, что взрослым кажется обыденным и скучным, для ребенка может иметь очень большой интерес.

В-третьих, детям обязательно нужно читать. Выбирать при этом самые разнообразные тексты – сказки, рассказы, небылицы, шутки и т. д., старые, современные, народные, авторские, зарубежные и т. д. Чем разнообразнее будут книги, выбранные вами для чтения, тем шире будет словарный запас вашего ребенка.

В-четвертых, не стоит забывать о различных упражнениях, способствующих развитию и активизации артикуляционного аппарата. Но бывает, что родители прилагают все усилия, выполняют все вышеперечисленное, но речь ребенка все же вызывает серьезные опасения. В таком случае необходимо обратиться к специалистам.

Публикации по теме:

Дидактические игры по ОО «Речевое развитие»Дидактические игры по ОО «Речевое развитие» Дидактические игры по О. О. «Речевое развитие» Дидактическая игра «Уникуб». Задачи: Образовательные - совершенствовать умение формулировать.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Рабочая программа по области «Речевое развитие» 1. Содержание программы «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие.

Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклораРечевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора «Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора» Одним из самых важных приобретений ребенка в раннем.

Родительское собрание «Речевое развитие ребенка»Родительское собрание «Речевое развитие ребенка» Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи детей.

Сенсорное и речевое развитие детей раннего возраста через использование дидактического пособия «Сказочки на фартучке»Сенсорное и речевое развитие детей раннего возраста через использование дидактического пособия «Сказочки на фартучке» Я работаю воспитателем в группе раннего возраста 5 лет. В своей работе использую современные педагогические технологии, создаю авторские.

Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей 2 слайд Тема: "Речевое развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как одно из условий социализации личности и коммуникативных.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие детей 4–5 лет
Опубликовано: 28 декабря 2023 в 06:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевое развитие детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Горохова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД