Олеся Александровна Вишнякова
Речевая карта для диагностики речи детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая карта
(для детей старшей группы – 5 лет)
1. Фамилия, имя, возраст: ___
2. Возрастная группа : ___
3. Дата обследования «___» ___ 20___г.
4. Заключение ПМПК: ___
5. Состояние артикуляционного аппарата:
А) Строение - губы (толстые, тонкие, расщелина, №)
- зубы (редкие, мелкие, излишне крупные передние, кариозные, отсутствие, №)
- прикус (открытый боковой, открытый передний, перекрестный, закрытый)
Публикация «Речевая карта для диагностики речи детей старшей группы» размещена в разделах
- подъязычная связка (короткая, укороченная, натянутая)
- небо (высокое, узкое, уплощенное, субмукозная щель, №)
- язык: массивный, короткий, длинный, гипертрофия корня языка, №)
Б) Подвижность - губы (подвижны, малоподвижны) Упражнения: «улыбка»; «трубочка»; чередование их.
- язык (моторно неловок, кренится вправо, влево, №)
При выполнении артикуляционных упражнений («лопатка», «иголочка», чередование их, «качели», «маятник») наблюдается: быстрая утомляемость, синкенезии, тремор, повышенная саливация.
6. Дыхательная функция.
Задания: сдувать пушинки, снежинки (2-3 дыхательных движения);
2-3 слова на выдохе ___
7. Просодическая сторона речи.
Темп (замедленный, близкий к №, быстрый, №) ___ Голос (слабый, крикливый, гнусавый, неумение говорить шепотом, №) ___
8. Состояние мимической мускулатуры.
легко сомкнуть веки, удержать позу___, плотно сомкнуть веки, удержать позу___, прищурить глаза, удержать позу___, закрыть поочередно левый и правый глаз___, поднять брови___, нахмурить брови___, надуть щеки___, втянуть щеки___, наморщить нос___, открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков___
9. Мелкая моторика:
- одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, потом левой руки___
- упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой___
- проба «кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой___
10. Импрессивная речь.
Понимание имен существительных.
Задание: показать на картинках отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов.
Пятка, кулак, голова, рука, пальцы, шея, уши, лоб, нос, колено; машина: колеса, двери, окна, руль, фары, сиденье; самолет: крылья, хвост, дверь, колеса, окна; медведь: голова, туловище, лапы, хвост.
Понимание обобщающих слов.
Задание: показать несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию.
Игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы.
Понимание имен прилагательных.
Задание: показать по предложенным картинкам.
Круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье.
Понимание глаголов.
Задание: показать картинки.
Девочка рвет цветы. Девочка играет в мячик. Девочка убирает комнату. Девочка ловит бабочку.
Понимание различных форм словоизменения.
Задание: дифференциация ед. и мн. числа имен существительных (показать по картинкам).
Глаз – глаза, стул – стулья, лист – листья, окно – окна.
Понимание предложно-падежных инструкций с предлогами.
Задание: показать на картинках расположение предметов.
Ложка - В стакане, на стакане, у стакана, под стаканом, за стаканом.
Понимание предложений.
Задание: показать по предложенным картинкам.
Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой.
11. Экспрессивная речь.
Употребление имен существительных.
Задание: назвать по 4-5 имен существительных по предложенным темам.
Мебель___
Овощи___
Фрукты___
Птицы___
Задание: Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке.
Стул, стол, шкаф___
Огурец, помидор, морковь___
Яблоко, банан, апельсин ___
Воробей, голубь, сова___
Употребление глаголов.
Задание: ответь на вопросы по картинкам.
Как передвигаются птицы? (Летают.)___
Как передвигаются рыбы? (Плавают.)___
Как передвигается змея? (Ползает.)___
Как передвигается лягушка? (Прыгает.)___
Как передвигается человек? (Ходит.)___
Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает.)___
А как поддает голос корова? (Мычит.)___
А как подает голос петух? (Кукарекает.)___
Употребление имен прилагательных.
Задание: назвать предъявленные цвета.
Красный___, оранжевый___, желтый___, зеленый___, голубой___, синий___, белый ___, черный___
Задание: назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки).
Солнце какое? (Круглое.)___
Салфетка какая? (Квадратная.)___
Косынка какая? (Треугольная.)___
Огурец какой? (Овальный.)___
12. Грамматический строй речи.
Употребление имен существительных в форме Им. п. ед. и мн. числа.
Задание: образовать слова по аналогии.
Рот – рты, лев – ___, река – ___, ухо – ___, кольцо –.
Образование имен существительных в форме мн. ч Р. п.
Задание: ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам.
Шаров – ___, ключей – ___, берез – ___, ложек – ___, окон –.
Согласование имен прилагательных с имена существительными ед. ч.
Задание: назвать по картинкам.
Оранжевый апельсин___
Голубая бабочка___
Белое облако___
Употребление предложно-падежных конструкций.
Задание: ответить на вопросы по картинкам.
Где сидит снегирь? (На дереве.)___
Где стоит машина? (В гараже.)___
У кого кукла? (У девочки.)___
Где стоит коза? (За забором.)___
Где едет машина? (По дороге.)___
Употребление числительных «два» и «пять» с именами существительными.
Задание: образовать мн. ч. имен существительных (один – много).
Один мяч, два – ___, пять – ___
Одна роза, две – ___, пять – ___
Одно окно, два – ___, пять –___
13. Словообразование.
Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Задание: выполнить словообразование по картинкам.
Забор___, носок___, лента___, окно___
Образование названий детенышей.
Задание: образовать слова по образцу (у кошки – котята).
у зайчихи ___ у волчицы ___
у белки ___ у козы___
14. Состояние связной речи.
Составление рассказа по сюжетной картинке «Котенок».
Задание: опиши котенка, какой он, придумай про него рассказ___
___
___
Пересказ текста
Задание: пересказать текст. Рыбалка.
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
Ребенку читают рассказ и задают вопросы: «Куда собрался Илюша? Как он собирался? Что он сделал, когда пришел к реке? Кого он поймал сначала, а кого потом? Что сварила мама Илюше?» Далее предлагают ребенку план пересказа: «Сначала ты расскажешь, куда собрался Илюша и как он собирался. Потом расскажи, что он сделал, когда пришел к реке, кого поймал сначала, а кого потом. И наконец, расскажи, что сварила Илюше мама».
___
___
___
15. Фонематические процессы.
Задание: повторить слоги с оппозиционными звуками:
Па-ба-па; па-ба-па; да-та-да; та-да-та; га-ка-га; ка-га-ка; за-са-за; са-за-са; та-тя-та; тя-та-тя
___
___
Дифференциация оппозиционных звуков.
Задание: показать по картинкам.
Мишка – миска, почка – бочка, цвет – свет, рейка – лейка, салат – халат, майка – марка
Фонематический анализ.
Задание: выделить начальный ударный звук (Аня, Оля, Утро, Ира; Сад, Зайка, Жук)___
___
16. Слоговая структура слова.
Задание: повторить слова с опорой на наглядность.
Самолет ___, фотограф___, погремушка___
17. Звукопроизношение.
Гласные ___
Согласные: б, п, м___ в, ф ___
д, т, н ___ г, к, х ___
й___
- свистящие___
- шипящие___
- аффрикаты___
- сонорные___
18. Логопедическое заключение ___
___
19. Заключения специалистов
Слух – ___
Зрение – ___
Невролог – ___
20. Результаты исправления речи___
___