Ольга Чиркова
Речевая карта для детей 5–6 классов
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая карта
___
Ф. И. О. ребёнка
Ученика (-цы)___ класса
Дата зачисления на занятия ___
Общие сведения
Данные о родителях: Ф. И. О., возраст, социальный статус___
___
Раннее речевое развитие
Гуление ___
Лепет (в норме - с 3 – 4 мес.)___
Первые слова (в норме – около года)___
Первые фразы (в норме – с 1,5 до 2 лет) ___
Занятия с логопедом___
Данные о нервно – психическом и соматическом состоянии
Характер беременности___
Течение родов___
Перенесённые заболевания ___
___
Публикация «Речевая карта для детей 5–6 классов» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Невропатолог___
Психиатр___
Отоларинголог___
Офтальмолог___
Состояние мелкой моторики
Двигательная сфера: моторная неловкость, нарушение координаций движений, повышенный мышечный тонус, ведущая рука ___
Состояние пространственно – временных представлений
Название и последовательность времён года, месяцев, дней недели, суток___
___
Ориентировка в схеме собственного тела, в пространстве___
___
Состояние артикуляционной моторики
Движения губ: («улыбка», «трубочка», поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, одновременно поднять губу и опустить нижнюю)
Движения языка: («лопата», «жало», «лопата» - «жало», «качели», «чашечка», «вкусное варенье», «мостик»)
Движения нижней челюсти: (открыть и закрыть рот, подвигать нижней челюстью вправо - влево)
Наличие или отсутствие движений, тонус, объём, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка___
___
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы, нормальные)___
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов)___
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)___
Твёрдое нёбо (высокое, узкое, готическое, плоское, расщелина, субмукозная щель)___
Мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)___
Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной складкой)___
Состояние дыхательной и голосовой функции
Тип физиологического дыхания (верхнелёгочное, диафрагмальное, брюшное. смешанное)
Объём дыхания (достаточный, недостаточный)
Громкость голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий,с носовым оттенком, глухой, монотонный)___
Особенности динамической речи
Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)___
Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)___
___
Состояние фонематического восприятия
Повторение серий слогов:
ба-па-ба-ба да-та-та-да
ца-ца-са-ца жа-ша-жа-ша
жа-ша-жа-ша та-тя-та-тя са-ца-са-ца за-са-за-за
ща-ща-ча-ша са-са-ша-са
га-ка-ка-га ча-тя-ча-тя
Показать картинки. Исследование проводится с использованием картинок на слова – квазиомонимами (смотри картинки)
П – Б пашня – башня К – Г кора - гора
Т – Д уточки – удочки Ф – В софа – сова
Л – Р рак – лак; рожки – ложки; гроза – глаза;
С – З суп – зуб С – Ц лиса – лица
Ш – Ж шар – жар Ч – Щ челка – щёлка; плач – плащ
Ч – Т’ речка – редька; плечи – плети З – Ж роза - рожа
С – Шмиска – мишка С – Ж ус – уж; сук – жук
С – Щ лес – лещ С – Ч нос – ночь
Состояние языкового анализа и синтеза:
Анализ предложения:
(определить количество, последовательность и место слов в предложении)
5 класс :
Стоят теплые деньки.
Осенью часто льют дожди.
Зимой в поле уныло воет ветер.
Желтые листья падают на землю.
Из леса вышел старик с большой корзиной.
6 класс
Мы приехали в Санкт-Петербург утром.
Наша экскурсия начинается у памятника Петру Первому.
Потом мы идем по набережной Невы.
На правом берегу реки, у самой воды поднимаются стены Петропавловской крепости. Золоченый шпиль так высоко уходит в небо, что, кажется, будто тучи задевают его.
Слоговой анализ и синтез:
Определить количество слогов в слове.
сто-ят, день-ки, дож-ди, лис-тья, боль-шой, кор-зи-ной, ве-ло-си-пед, у-ни-вер-си-тет.
___
Отобрать картинки, в названии которых три слога
(картинки не называются) :
Назвать слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам:
• Слова:
са-ды, пер-чат-ки,пу-зы-рить-ся, кро-вать, трак-тор, кон-стру-и-ро-вать, кон-сер-ви-ро-вать___
___
• Предложения:
5 класс
Мы выш-ли на у-ли-цу.
Там мно-го ма-шин.
Не иг-рай на мос-то-вой.
6 класс
Рос-ла в ле-су ди-ка-я яб-лонь-ка.
О-сень-ю у-па-ло с не-ё кис-ло-е яб-ло-ко.
Пти-цы скле-ва-ли е-го.
Од-но зер-ныш-ко спря-та-лось в зем-ле.
Фонематический анализ:
• Выделение звука на фоне слова:
Инструкции:
1. «Слышишь ли ты звук [Н] в словах» :
Слова: нос, сыр, слон, окно, малина, замок, океан, насухо, чемодан, кенгуру.
___
2. «Есть ли звук [Щ] в словах» :
Слова: пищит, щит, шумит, ящик, щегол, щенята, лещи, помощь, шептать.
___
• Выделение первого звука из слова:
Инструкция: «Какой первый звук в словах ты слышишь» :
Слова: август, кукла, мышь, бедняга, вагон, жуки, внучка, башмачки, дятел.
___
• Выделение последнего звука в словах:
Инструкция: «Какой последний звук ты слышишь в словах» :
Слова: голова, мука, тулуп, водоём, алфавит, миллион, ананас, мороз, кузнец, детёныш, командир, колюч, помощь.
___
• Определение места звука в словах (начало, средина, конец) :
Инструкция: «Где ты слышишь звук [С] в словах» :
Слова: сон, нос, оса, предостерегать, субботник, поднос.
«Где ты слышишь звук [Л] в словах» :
Слова: пела, булка, висел, лапа, лыжи, чехол.
___
• Определение количество звуков в словах:
Инструкция: «Сосчитай, сколько звуков в слове ты слышишь» :
Слова: лобзик, тесьма, тюлень, район, капуста, перчатки, орхидея, телятина, лейтенант.
• Определение места звука по отношению к другим звукам (позиционный анализ) :
Инструкции:
1. «Какой по счету звук [З] в слове» :
Слова: зал, изба, поезда, обезьяна, вздрогнуть, презентация, периодизация.
2.«Назови соседей звука [Ц] в слове» (какой звук ты слышишь перед и после звука [Ц]) :
Слова: пыльца, улица, концы, цыганка, цапля, жильцы, пунцовый.
___
Фонематический синтез:
- составь слово из последовательно данных звуков:
«Послушай звуки и скажи, какое слово получилось?»
К,Р,О,Т- П,Ч,Е,Л,А– Р,А,Й,О,Н– Щ,Ё,Т,К,А – М,У. Р,А,В. Ь,И
___
Фонематические представления:
- придумать слова, в которых есть звуки Ш, Щ, Ц, Й:
- придумать слова, в которых
4 звука:
5 звуков:
6 звуков:
- отобрать картинки, в названии которых 5 звуков:
6 звуков: ___
___
Номинативный словарь (имена существительные, прилагательные, глаголы, наречия)___
___
Характеристика пассивного словаря:
- точность употребления слов___
Состояние грамматического строя речи:
Характеристика употребляемых предложений:
Простые, простые распространенные, с однородными членами, сложносочиненные с союзами А, И, НО, сложноподчиненные с союзами ЧТО, ПОТОМУ ЧТО___
___
Состояние словоизменения:
- употребление предложно-падежных конструкций. Просклонять существительные: земля, конь, рожь.
Изменить словосочетания:
рыжий муравей – рыжие, ___
солдат марширует- солдаты, ___
Саша рисует – Саша (Что сделал, ___
Луна светила – солнце, фонарь…___
Состояние словообразования:
- Образование названий профессий женского рода: ___
- Названий детё нышей животных:
у коровы, у лошади, у белки, у зайчихи, у тигрицы, у овцы, у верблюда, у кенгуру, у жирафа, у тюленя.
- Образование прилагательных от существительных (качественных, относительных) :___
___
(Стол из дерева. Какой стол? Шапка из меха. Стакан из стекла. Сапоги из резины. Пакет из бумаги. Лопата из железа. Ваза из фарфора.)
- Образование притяжательных прилагательных: ___
___
(Лапа чья? Ухо чьё? Хвост чей? и т д.)
Состояние письменной речи
15.2. Списать слова и предложения с печатного текста:
5 – 6 классы :
1. Перед глазами ехавших расстилалась широкая, бесконечная равнина.
2. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали.
3. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку.
4. Но прошло немного времени, роса испарилась, а воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид.
5. Бричка бежит, а Егорушка видит всё одно и то же: небо, равнину, холмы.
Записать после однократного прослушивания:
• Под ёлкой спрятался пушистый зайчик___
• Закат солнца был совершенно чист___
• Весь народ выступил против врагов___
• Ветви сирени закрыли старый домик___
Составить и записать рассказ по серии сюжетных картинок
для 5-го класса; ___
___
6 класс– сочинения по картине___
___
замены букв
пропуск букв
пропуск слогов
перестановка букв, слогов
слитное написание слов
пропуск предлогов
грамматические ошибки
Примечание
Обследование чтения
1. Знание, графического образа букв (знает, не знает, все, некоторые)
2. Чтение (по буквам, по слогам, целыми словами). Читает быстро, медленно.
3. Понимание прочитанного.
4. Ошибки при чтении
а) пропуск букв
б) пропуск слогов
в) пропуск слов
г) замены букв
д) перестановка букв, слогов
е) пропуск предлогов
ж) грамматические ошибки
Примечание
Заключение учителя – логопеда ___
___
Перспективный план коррекционной работы на ___учебный год
___
___
Результаты коррекционной работы на конец учебного года
___
___
___
Перспективный план коррекционной работы на ___учебный год
___
Результаты коррекционной работы на конец учебного года
___
___
___