Ольга Чиркова
Речевая карта для детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая карта
___
Ф. И. О. ребёнка
Ученика (-цы)___ класса
Дата зачисления на занятия ___
Общие сведения
Данные о родителях: Ф. И. О., возраст, социальный статус___
___
Раннее речевое развитие
Гуление ___
Лепет (в норме - с 3 – 4 мес.)___
Первые слова (в норме – около года)___
Первые фразы (в норме – с 1,5 до 2 лет) ___
Занятия с логопедом___
Данные о нервно – психическом и соматическом состоянии
Характер беременности___
Течение родов___
Перенесённые заболевания ___
___
Публикация «Речевая карта для детей младшего школьного возраста» размещена в разделах
Невропатолог___
Психиатр___
Отоларинголог___
Офтальмолог___
Состояние мелкой моторики
Двигательная сфера: моторная неловкость, нарушение координаций движений, повышенный мышечный тонус, ведущая рука ___
Состояние пространственно – временных представлений
Название и последовательность времён года, месяцев, дней недели, суток___
___
Ориентировка в схеме собственного тела, в пространстве___
___
Состояние артикуляционной моторики
Движения губ: («улыбка», «трубочка», поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, одновременно поднять губу и опустить нижнюю)
Движения языка: («лопата», «жало», «лопата» - «жало», «качели», «чашечка», «вкусное варенье», «мостик»)
Движения нижней челюсти: (открыть и закрыть рот, подвигать нижней челюстью вправо - влево)
Наличие или отсутствие движений, тонус, объём, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка___
___
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы, нормальные)___
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов)___
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)___
Твёрдое нёбо (высокое, узкое, готическое, плоское, расщелина, субмукозная щель)___
Мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)___
Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной складкой)___
Состояние дыхательной и голосовой функции
Тип физиологического дыхания (верхнелёгочное, диафрагмальное, брюшное. смешанное)
Объём дыхания (достаточный, недостаточный)
Громкость голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий,с носовым оттенком, глухой, монотонный)___
Особенности динамической речи
Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)___
Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)___
___
Сформированность звуко – слоговой структуры слова
самолёт
клубника
фотограф
аквариум
скворечник
подснежник
Дюймовочка
скворец
градусник
экскаватор
универсам
фотоаппарат
простокваша
перекрёсток
стрекоза
космонавт
велосипед
мотоцикл
сковорода
милиционер
велосипедист
термометр
аквалангист
перепорхнуть
регулировщик
водопроводчик
виолончелист
кораблекрушение
Состояние фонематического восприятия
Повторение слогов с оппозиционными звуками
ба–па–ба ча-тя-ча
да-та-да ща-ча-ща
га-ка-га тя-ща-тя
жа-ша-жа са-ца-са
за-са-за ра-ла-ра
ба–па–ба па-ба-па
да-та-да та-да-та
га-ка-га ка-га-ка
жа-ша-жа ша-жа-ша
за-са-за са-за-са
ча-тя-ча тя-ча-тя
ща-ша-ща ша-щя-ша
ча-ца-ча ца-ча-ца
са-ца-са ца-са-ца
тя-га-тя га-тя-га
ба-па-ба-ба
да-та-та-да
ца-ца-са-ца
жа-ша-жа-ша
ра-ра-ла-ра
Покажи картинки : показ и называние слов – квазионимов. (Методика О. Е. Грибова, Т. П. Бессонова)
Состояние фонематического анализа
(Методика О. Е. Грибова, Т. П. Бессонова)
Выделение звука на фоне слова
усы (у)
роза (о)
руль (ль)
сахар (а)
волчица (и)
скатерть (ть)
мебель (ль)
бетон (т)
продавец (п)
лимон (о)
жираф (ф)
хлебница (ц)
Определение первого и последнего звука в словах
сок
кора
аист
иглы
ураган
астра
иней
крысы
фонарь
белила
ухо
игры
лужок
струны
хризантема
взгляд
шпроты
грабли
крыжовник
регулировщик
Определение количества и последовательности звуков в слове
дом
мука
крыша
окунь
пляска
гармонист
стрела
воробьи
лестница
крылья
тростник
гармошка
Определение места звука по отношению к другим звукам
кошка (ш)
каток (о)
клюква (л)
точка (ч)
завтрак (т)
танкист (и)
гвоздь (з)
лимон (и)
журнал (н)
львёнок (вь)
аэропорт (р)
дрессировщик (сь)
Нахождение общего звука в слове
дом – сом – окна
ваза – зонт – зуб
лиса – мир - кит
лес – сад – осы
змея – яма – заяц
блюдо – изюм - люк
сумка – усы – страус
луна - лодка – осёл
цапля – палец - цок
очки – ночь – часы
щеки–мощный – плащ
май – зайка - елка
Исследование фонематического синтеза
ш-у-м
л-у-н-а
п-о-л-к-а
к-а-р-м-а-н
а-н-г-и-н-а
и-з-ю-м
у-х-в-а-т
р-и-с-у-н-о-к
ю-б-к-а
с-и-т-о
в-о-л-о-с-о-к
м-у-р-а-в-ь-и
Исследование фонематических представлений
Подбор слов с определённым звуком в начале (в конце слова)
Подбери слово, которое начинается (заканчивается) на звуки ….
(а)
(о)
(м)
(и)
(е)
(р)
(й)
(ч)
(ль)
(й)
(щ)
(ц)
Исследование слогового анализа и синтеза
Выделение слога на фоне слова
вода (да)
земля (ля)
песок (сок)
корень (ко)
барсуки (ки)
стакан (ста)
сурок (рок)
костюм (тюм)
кастрюля (трю)
туман (ту)
черепаха (па)
деревянный (ный)
Определение количества слогов в слове
лист
цветы
осина
гвоздь
молоток
плоскогубцы
фиалка
луковица
сороконожка
квадрат
прямоугольник
электричество
Определение последовательности слогов в слове
Какой слог стоит перед слогом:
машина (на)
салфетка (фет)
велосипед (си)
магнитофон (фон)
Составление слов из слогов
ка-ша
ко–тя–та
о-го-ро-ды
дож-дик
ос-та-нов-ка
ус-лы-ха-ли
ко-ню-хи
вер-ми-шель
биб-ли-о-те-ка
об-ла-ка
от-бив-на-я
гу-се-нич-ный
Фонетический разбор слова
мох
лапы
стрела
крылья
Состояние звукопроизношения
(изолированно, в словах, во фразах)
Звук
С
С'
З
З'
Ц
Ш
Ж
Щ
Ч
Л
Л'
Р
Р'
К
К'
Г
Г'
Х
Б
Д
Т
В
Ф
Состояние грамматического строя речи
Повторение предложений
В саду было много красных яблок.
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
На зелёном лугу, который был за рекой, паслись лошади.
Верификация предложений
Мальчик умывается лицо.
Солнце освещается землёй.
У Нины большая яблоко.
Над большим деревом была большая яма.
Составление предложений из слов в начальной форме
мальчик, открывать, дверь
рисовать, карандаш, девочка
в, сад, расти, вишня
сидеть, синичка, на, ветка
груша, бабушка, внучка, давать
Витя, косить, трава, кролики, для
Маша, дать, собака, большая, кость
Добавление предлогов в предложение
Почки распустились … деревьях.
Чайка летит … водой.
Солнце выглянуло … тучи.
Щенок спрятался … крыльцом.
Пёс сидит … конуры.
Большая толпа собралась … театром.
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
стол – столы - столов
стул – стулья - стульев
воробей – воробьи – воробьёв
зеркало – зеркала - зеркал
котёнок – котята - котят
яблоня – яблони - яблонь
майка – майки - маек
вишня – вишни - вишен
ведро – вёдра – вёдер
Понимание логико – грамматических связей
Покажи карандашом ключ, покажи карандаш - ключом.
Нарисуй круг над крестом, крест над кругом.
Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?
Сашу ударил Коля. Кто драчун?
Охотник бежит за собакой. Кто впереди?
Папа прочёл газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?
Состояние лексика
Исследование объёма и качества номинативного словаря
Исследование умения называть действия по предъявленному предмету
Исследование умения подбирать определения к слову, обозначающему предмет (Какой? Какая? Какое)
Исследование умения объяснить значения слова
Имена существительные
Что такое?
игла
пила
книга
труба
корзина
коробка
топор
гроза
рельсы
трамплин
инструктор
деньги
Имена прилагательные
Это какой?
чайный
быстрый
рогатый
старый
полезный
нарисованный
бескрайний
высокий
каменный
любящий
высокогорный
терпеливый
Глаголы
Что значит?
читать
играть
бежать
вскопать
изучить
перебежать
определить
распугать
шутить
оглядеться
задуматься
приспособиться
Исследование умения объяснять переносное значение слов в словосочетаниях и предложениях
Золотое сердце.
Добрые дела.
Тяжёлый характер.
Колючий взгляд
Подбор синонимов
радость
смелый
бежать
добро
грустный
бросать
жара
активный
глядеть
колдун
бесполезный
лгать
Подбор антонимов
добро
лёгкий
строить
высоко
широкий
горевать
близко
трудный
плакать
часто
холодный
оправдать
Состояние связной речи
1. Беседа
класс___
класс___
класс___
класс___
2. Составление рассказа по серии сюжетным картинкам
класс___
класс___
класс___
класс___
3. Пересказ
класс___
класс___
класс___
класс___
Состояние письменной речи
замены букв
пропуск букв
пропуск слогов
перестановка букв, слогов
слитное написание слов
пропуск предлогов
грамматические ошибки
Примечание
Обследование чтения
1. Знание, графического образа букв (знает, не знает, все, некоторые)
2. Чтение (по буквам, по слогам, целыми словами). Читает быстро, медленно.
3. Понимание прочитанного.
4. Ошибки при чтении
а) пропуск букв
б) пропуск слогов
в) пропуск слов
г) замены букв
д) перестановка букв, слогов
е) пропуск предлогов
ж) грамматические ошибки
Примечание
Заключение учителя – логопеда ___
___
Перспективный план коррекционной работы на ___учебный год
___
___
Результаты коррекционной работы на конец учебного года
___
___
___
Перспективный план коррекционной работы на ___учебный год
___
___
Результаты коррекционной работы на конец учебного года
___
___
Перспективный план коррекционной работы на ___учебный год
___
___
Результаты коррекционной работы на конец учебного года
___
___
___
Перспективный план коррекционной работы на ___учебный год
___
___
Результаты коррекционной работы на конец учебного года
___
___
___