Козловская
Речь и альтернативная коммуникация. Конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные» с обучающимся 6 класса с НОДА, ТМНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» с обучающимся 6 класса (домашнее обучение). Диагноз: ДЦП (двойная гемиплегия с нарушением ходьбы, статики, самообслуживания). Заключение ПМПК: НОДА, ТМНР, обучение по варианту 6.4 (СИПР).
Тип урока : урок изучения нового материала.
Форма: индивидуальная работа.
Публикация «Речь и альтернативная коммуникация, Конспект урока на тему „Твердые и мягкие согласные“ с обучающимся 6 класса с НОДА, ТМНР» размещена в разделах
- Гласные и согласные
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Согласные звуки
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Тема. Твердые и мягкие согласные.
Цели: познакомить с понятиями «твердые и мягкие» согласные, правилами практического определения твердых и мягких согласных звуков в словах.
Обучающие задачи : научить определять твердые и мягкие согласные звуки на слух в слогах и словах, обозначать цветом буквы, соответствующие твёрдым и мягким звукам при зрительном восприятии слов.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание; обогащать пассивный словарь, развивать возможности речевой и альтернативной коммуникации, двигательные навыки (доступные манипуляции, альтернативное письмо - печатание, тактильное восприятие;
Воспитательные задачи: воспитывать мотивацию к общению доступными средствами (вербальными и невербальными, положительное отношение к учебной деятельности.
Оборудование: ноутбук учителя, презентация, планшет обучающегося, таблички со слогами и словами, плакаты с таблицами букв и звуков, плакат с алфавитом, буквы алфавита (пластмассовые, кубик из ткани и поролона, деревянный кубик.
Ход урока
1. Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности, психологический настрой.
- Доброе утро, Ярослав! Как твои дела?
- Хорошо (устный ответ по подражанию учителю).
- Какое у тебя сегодня настроение? Выбери смайлик.
(ученик выбирает смайлик на картинках, соответствующий настроению)
Слайд 1 (смайлик)
- Отлично! Давай улыбнемся так, как улыбается нам этот смайлик!
Слайд 2
- Сейчас урок : «Речь и коммуникация».
Тема. Мягкие и твердые согласные.
Сегодня мы продолжим изучать согласные звуки и буквы. Ты узнаешь, что согласные бывают мягкие и твердые, научишься определять мягкие и твердые согласные звуки в слогах и словах. Потом мы будем выполнять задания и играть на тренажере.
Начинаем заниматься?
- Да (устный ответ и утвердительный кивок головы).
2. Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию нового материала.
- Давай вспомним то, что мы изучали. Покажи алфавит.
Слайд 3
- (Ученик показывает на плакат с алфавитом перед ним и слайд презентации).
- Алфавит – это буквы, расположенные по порядку.
Сколько букв в алфавите? Сколько гласных? Сколько согласных?
- (Ученик показывает рукой на плакате числа 33, 10, 21, произносит числа вместе с учителем)
- Покажи твердый и мягкий знаки.
- Вот (ученик проговаривает по подражанию учителю и показывает на плакате мягкий и твердый знаки).
- Вспомним, как согласные делятся на звонкие и глухие.
- Вот буквы алфавита (перед учеником выкладываются рассыпные буквы, разделенные на
группы в пакетиках)
- Покажи гласные буквы (красные по цвету).
Покажи согласные буквы (синие и зеленые по цвету).
- Вот (указательный жест ученика)
- Какие буквы обозначают звонкие согласные звуки? (Звуки, которые мы произносим с голосом)
- Вот (указательный жест на синие буквы).
- Какие буквы обозначают глухие согласные звуки? (Звуки, которые мы произносим шёпотом)
- Вот (указательный жест ученика на зелёные буквы).
- Правильно. Синие – это звонкие согласные. Зелёные – это глухие согласные.
Слайд 4
- Рассмотри таблицу (на слайде).
Назовем вместе парные согласные : б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
Назовем непарные согласные : л, м, н, р, й – звонкие; х, ц, ч, щ – глухие.
(Ученик называет звуки вместе с учителем).
- Молодец! Мы вспомнили алфавит, гласные и согласные буквы и звуки. Вспомнили, что согласные делятся на глухие и звонкие. Сегодня ты узнаешь, что согласные звуки могут быть еще твердыми и мягкими, и почему согласная буква может превращаться в твердый звук или в мягкий.
3. Ознакомление с новым материалом.
3.1. Слайд 5
- Тема нашего урока «Мягкие и твёрдые согласные».
Как ты понимаешь слова «мягкие» и «твёрдые»?
Возьми в руку кубики, ощупай. Какой кубик мягкий? Какой кубик твёрдый?
(Ученик с помощью учителя ощупывает мягкий кубик из поролона и твёрдый кубик из дерева).
- Это твёрдый. Это мягкий. (Ученик проговаривает по подражанию вслед за учителем.)
- Послушай стихотворение. Посмотри на картинки на слайде.
Слайд 6
Мягкий хлеб и мягкий снег.
Мягкий пух и мягкий мех.
Ну а звуки, не пойму,
Как размякли? Почему?
Все потрогать, все проверить
Я могу в своем портфеле.
Только не могу понять,
Как мне звуки различать.
3.2. - Как же различать мягкие и твёрдые согласные звуки?
Посмотри на картинки. Послушай внимательно слова: мишка-мышка; бусы-гуси.
Какую букву нужно вставить ы или и?
Дай мне нужную букву. (Перед учеником таблички со словами с пропущенными гласными)
М_шка – м_шка. Бус_ - гус_ .
В слове мышка звук м звучит твёрдо. В слове мишка [м’] – звучит мягко.
Мы-ми. Буква м – обозначает два звука [м] и [м’]
В слове бусы звук с звучит твёрдо, в слове гуси звук [с’] звучит мягко. Сы-си.
Буква с – обозначает два звука [с] и [с’].
3.3. - Еще раз рассмотрим таблицу (на плакате). Большинство согласных звуков могут
обозначать два звука: мягкий и твёрдый (твердый обозначен синим цветом, мягкий
зелёным).
Назовем вместе парные по мягкости-твёрдости звуки : [б]-[б’], [п]-[п’], [в]-[в’], [ф]-[ф’], [г]-[г’], [к]-[к’], [д]-[д’], [з]-[з’], [с]-[с’], [л]-[л’], [м]-[м’], [х]-[х’], [м]-[м’], [н]-[н’], [р]-[р’].
Не имеют пары звуки: [ж], [ш], [ц] – они всегда твёрдые; [й’]- [ч’]- [щ’] – они всегда мягкие.
3.4. - Как определить мягкий или твёрдый согласный звук в словах?
Слайд 7 Запомни правила! (Чтение правил на слайдах вместе с учителем).
Согласные звуки твёрдые, если после них стоят гласные А, О, У, Ы, Э.
Слайд 8 Согласные звуки мягкие, если после них стоят гласные И, Я, Е, Ё, Ю или Ь.
Слайд 9 Всегда твё рдые звуки: Ж, Ш, Ц.
Слайд 10 Всегда мягкие звуки : Й, Ч, Щ.
4. Физкультминутка.
Музыкальная пауза (ритмичные движения под любимую музыку на планшете по выбору обучающегося).
- Включи твою любимую музыку. Будем танцевать.
5. Первичное осмысление и закрепление изучаемого материала.
5.1. Слайд 11
- К нам пришли гости из мультфильма. Прочитай их имена.
- Маша. Миша. (самостоятельное чтение).
- В слове Маша звук м – твердый согласный или мягкий? (Покажи нужный кубик).
В слове Миша звуки м – твердый или мягкий? (Покажи нужный кубик).
(Перед обучающимся выкладываются таблички Маша, Миша и карточки со слогами: МА,
МО, МУ, МЭ, МЫ, МИ, МЯ, МЮ, МЁ, МЬ).
- Разложи слоги со звуками [м], [м’]. Маше и Мише.
Маше – слоги с твёрдым звуком [м], а Мише с мягким звуком [м’].
Прочитай слоги парами: ма-мя, мо-мё, му-мю, мы-ми, мэ-ме (чтение с помощью учителя).
- Напечатай на планшете имя мамы и моё имя (Таня, Наталья).
Определим, какие согласные звуки – твердые, а какие – мягкие.
Таня (т- твердый, н – мягкий); Наталья (Н- твердый, т – твердый, л – мягкий).
5.2. Слайд 12
- Открой на планшете по ссылке (в сообщениях Вайбера) https://kid-mama.ru/tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki/ онлайн игру-тренажер «Твердые и мягкие согласные». Еще раз назовем правила. Будем играть. Обозначь красным цветом гласные буквы, синим цветом твёрдые согласные, зелёным цветом – мягкие согласные.
6. Домашнее задание.
Зайти по ссылке (в сообщениях Вайбера) https://kid-mama.ru/mjagkie-i-tvjordye-soglasnye-onlajn-igra/
Играть в онлайн игру по русскому языку «Мягкие и твердые согласные буквы в словах»
(с опорой на плакаты с правилами).
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Урок подошел к концу. Ты сегодня узнал, как делятся согласные на твёрдые и мягкие; перед какими гласными согласные звуки становятся твёрдыми, а перед какими – мягкими; зачем нужен мягкий знак после согласных букв. Тебе всё было понятно?
- Да (утвердительный кивок головой).
- Ты хорошо сегодня занимался? Как ты считаешь?
- Да.
Слайды 13, 14 (смайлики)
- Молодец! Оценка – отлично!
Урок окончен. Пока!
- Пока!