татьяна петрова
Конспект занятия «Путешествие на Северный полюс»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок и окружающий мир «Путешествие на северный полюс»
Программное содержание.
1. Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера.
2. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
3. Расширять знания детей о животных Крайнего Севера (внешний вид, питание, повадки, места обитания).
Публикация «Конспект занятия „Путешествие на Северный полюс“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
4. Познакомить со своеобразной жизнью народов Севера (природа, труд, жилище, одежда).
5. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
6. Развитие связной речи, умение отвечать полными. Распространёнными предложениями.
7. Учить мыслить системно, видеть настоящее, прошлое объекта (МСА, учить находить противоречия в игре «Хорошо- плохо», умение классифицировать «Четвёртый лишний».
Словарная работа: вечная мерзлота, Крайний Север, Северный полюс, тюлени, моржи, северный олень, полярная сова.
Индивидуальная работа. Автоматизация звука Р у Никиты, Андрея. Автоматизация звука С у Жени.
Материал. Иллюстрации с изображением животных севера,
растительности.
Литература. 1.
2.
Содержание деятельности.
1. Игра «Да-нет».
- Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие. А на чём мы отправимся, вы узнаете поиграв в игру «Да-нет»
- Это живое?
- Это предмет рукотворного мира?
- Это транспорт?
- Это самолёт?
Правильно, мы полетим на самолёте. Уважаемые пассажиры пристегните ремни! Заведите моторы! У-у-у. Взлёт!
Сегодня наш самолёт пролетит над холодными странами. Север — это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели. Воспитатель показывает глобус. Показывает, где находится Север. Вокруг Северного полюса находится океан, поэтому добраться до него можно на самолете или на корабле (ледоколе). Люди на полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климатические условия, жизнь животных. Около Северного Ледовитого океана есть часть земли, которую называют тундрой. В тундре тоже очень холодно. Большую часть года земля там покрыта снегом и только в течение 1—2 месяцев тает снег. Так как на Севере очень холодно, то и люди одеваются в меховые одежды (одежда, изготовленная из шкур животных) Далеко, сколько ни напрягай глаза, простирается пустынная голая местность. Нигде не видно высоких деревьев - только маленькие, карликовые ивы да березки изо всех сил жмутся к земле, растопырив во все стороны цепкие корни. Как подует холодный ураганный ветер, заметет пурга, закружит поземкой - только держись! Казалось бы, кто станет жить в таких условиях! Так нет же -для кого-то даже негостеприимная на первый взгляд тундра - родной и любимый дом. Живут в тундре северный олень, песец, полярная сова, куропатка, мелкие грызуны. Зимой в тундре и Арктике наступает полярная ночь. Несколько месяцев солнце совсем не показывается - темнота. Воспитатель выставляет картину с изображением северного края-Как растения приспособились жить на Севере? (Снег укрыл зимой от мороза все растения, как одеялом.)- Какие растения тундры вы знаете? (Карликовая береза, полярная ива, голубика, клюква, мхи и др.)-Как вы думаете, а каких животных мы можем встретить в тундре? (Заяц, песец, северный олень, полярная сова и др.)
2. И г р а на воображение «Мы попали на Север». - Закройте глаза и представьте себе, что мы идем по глубокому снегу, скользим по ледяной горке, попали в пургу. И мы видим красавца - зверя с огромными красивыми рогами. Чтение стихотворения:
Быстрые ноги не вязнут в снегу, Голову вскинул олень на бегу -Вскинул высоко, как будто гордится, Что человеку сумел пригодиться! Откройте глазки! Воспитатель выставляет картинку северного оленя — Кто это? Как выглядит? (Могучий, ветвистые рога, густая волнистая шерсть, недлинные ноги с широкими копытами.)- Чем питаются? (Мхом.) Это сопровождается показом иллюстраций.
3. Метод системного анализа «Северный олень»
В тундре обитают и другие животные: песцы, волки, зайцы, северная сова (рассматриваем внешний вид, чем питаютя). Это всё хищные животные.
4. Физкультминутка «У оленя дом большой»
Как олени резво скачем
(Бег с высоким подниманием колен)
И попрыгаем, как мячик.
(Прыжки на месте на двух ногах)
Как метель мы покружились,
(Повернуться вокруг себя один раз)
А теперь – остановились.
(Остановиться)
Мы немного отдохнём
(Вдох – выдох 3 раза)
И затем пешком пойдём.
(Ходьба на месте)
Опустили руки вниз
И на льдинки все садись.
(Присесть на импровизированные льдинки)
5. Беседа о животных Северного полюса. - Как вы думаете, можно ли на Севере встретить медведя? Какого? (Белого.)
- Почему мы их с вами не видим? Чтение стихотворения:
Видит пингвиненок: Белый снег, трещит мороз. Прячет белая медведица Медвежонка за торос. Из-за льдины светится Любопытный чёрный нос.
- Как хорошо видно чёрный нос на белом снегу (показывает картинку с изображением белого медведя).
- А что делают медведи, чтобы его не было видно? (закрывают лапой)
- Чем же питается белый медведь во льдах? (рыбой, птицами, моржами, тюленями)
- Где появляются на свет белые медвежата? (в снежной пещере).
- Белый медведь самое крупное животное на земле. Белый медведь может долго плавать даже под водой, хорошо ныряет.
- А кто увидел и рассказал нам про белого медведя? (пингвиненок)
Пингвиненок прибыл из Антарктиды. И вот он увидел ещё моржа и тюленя. Они отличаются друг от друга.
У моржа есть клыки. У тюленя нет клыков.
У моржа нет усов. У тюленя есть усы.
Моржи возят детёнышей на спине. У тюленей детёнышей собирают в «детский сад», называют их белеками.
И моржи. И тюлени питаются рыбой, моллюсками, рачками, не боятся холода (от холода их предохраняет толстый слой подкожного жира).
- Белые медведи, моржи, тюлени, пингвины - жители Северного полюса.
- А сейчас садимся в самолёт и вернёмся в детский сад.
- Физкультминутка. «Полёт на самолёте»
-А пока мы летим на самолёте, я предлагаю поиграть со мной в игру «Хорошо-плохо».
6. Игра «Хорошо-плохо». Жить в тундре.
7. Вот мы и приземлились. Хотите ещё поиграть? Игра «Четвёртый лишний»
Белый медведь - морж - олень - тюлень Олень - песец - полярная сова - волк
8. Итог.
- Куда мы сегодня летали на самолёте?
- С какими животными познакомились?