Надежда Балашова
Конспект НОД в старшей группе «Игра-путешествие на Северный полюс»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – путешествие на Северный полюс
в старшей группе ДОУ
Цель: Знакомство детей с животными и особенностями природных условий Северного полюса.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать интерес к живой природе. Воспитывать культуру речевого общения.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Игра-путешествие на Северный полюс“» размещена в разделах
- Животные севера. Игры, дидактические пособия
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
Развивающие: Развивать умение объединяться в пары, договариваться между собой, вести диалог; развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки; наглядно-образное мышление.
Образовательные: Формировать у детей первичные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания;
способствовать формированию умения составлять описательный рассказ, используя сложно - сочиненные и сложно - подчиненные предложения.
Расширять объём словаря.
Материалы: карточки с изображением животных Северного полюса (тюлень, белый медведь, морж, природы Севера, большие карточки с изображением леса и скотного двора, аудиозапись с голосами диких и домашних животных, фигурки животных, оборудование для опыта (таз с водой, салфетки, жир или растительное масло).
Ход:
I.Вовлечение.
Звучит аудиозапись: одновременно голоса диких и домашних животных.
Воспитатель: Ребята, что- то случилось! Как вы думаете, что произошло, почему такой шум?
Дети находят перемешанные фигурки диких и домашних животных.
Дети: произошло какое-то чрезвычайное происшествие - все звери оказались вместе и т. д.
Воспитатель: Что делать, ребята?
Дети: нужно помочь животным.
Воспитатель: Зачем?
Дети: дикие животные могут съесть домашних.
Воспитатель: А как это сделать?
Дети: нужно отвести диких животных в лес, а домашних на скотный двор.
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, где у нас будет размещаться лес, а где скотный двор?
(дети предлагают свои варианты, определяются, где что будет находиться)
Воспитатель: Ну, теперь все будет в порядке! Чтобы быстрее помочь животным, давайте объединимся в пары. Найдите каждый себе друга (дети объединяются в пары).
Воспитатель: (сообщает правило). Теперь в своей паре договоритесь, какое животное вы будете представлять: дикое или домашнее, и возьмите фигурку этого животного. Затем вдвоем нужно подойти к дому или лесу и рассказать все о своем животном. Остальные будут внимательны и пропустят только тех "животных", которые всё о себе рассказали.
Дети подходят к большим карточкам с изображением скотного двора или леса, называют свое животное, рассказывают о нем.
Одной из фигурок оказался тюлень. Дети не пускают его ни в лес, ни на скотный двор.
II. Целеполагание.
Дети в затруднении - куда определить тюленя? Воспитатель показывает картинку с изображением тюленя.
Воспитатель: Куда же деться нашему тюленю? Почему мы не пропустили его на скотный двор?
Дети: это не домашнее животное.
Воспитатель: Почему мы не пустили его в лес?
Дети: тюлень не живет в лесу.
Воспитатель: Как вы думаете, где может жить тюлень?
Дети: (предположения детей). На Севере
Воспитатель: А вдруг ему там не подходят природные условия?
Дети: Надо узнать, подходит ли жизнь на Севере для тюленя.
III. Планирование.
Воспитатель: Что же надо выяснить?
Дети: Надо узнать о самом тюлене, о природных условиях Севера и о других животных, живущих на Севере.
IV. Осуществление.
Воспитатель: Давайте получше познакомимся с тюленем.
Воспитатель: Посмотрите, какой он упитанный. Почему, как вы думаете?
Дети: слой жира предохраняет его от переохлаждения.
Воспитатель: А зачем ему ласты?
Дети: Ласты помогают тюленю двигаться в воде, чтобы охотиться за рыбой.
Воспитатель:. Ребята, так как мы помогли всем диким и домашним животным разойтись по своим местам, теперь можем спокойно отправиться в путешествие на Северный полюс, чтобы побольше о нем узнать.
Воспитатель: Рассмотрите северный пейзаж (картинка).
Воспитатель: Как вы думаете, тюлень - хищник или травоядное животное?
Дети: хищник, на Северном полюсе нет растений.
Воспитатель: Чем питается тюлень?
Дети: рыбой.
Воспитатель: Кто охотится на тюленя?
Дети: белый медведь.
Воспитатель: Чем ещё питается белый медведь?
Дети: рыбой, может напасть на моржа.
Воспитатель: Кто ещё любит рыбу?
Дети: птицы.
Воспитатель: Значит, в Арктике много птиц? Птицы селятся по скалистым берегам, устраивают "птичьи базары" (дети рассматривают картинку).
Воспитатель: Почему птицы, когда ныряют за рыбой в воду, потом не замерзают в сосульку?
Дети: (Предположения детей)
Воспитатель: Мы сейчас проведем опыт.
Воспитатель: В емкость с водой опустите руку и сразу выньте ее. Посмотрите на руку внимательно. Она мокрая?
Дети: да, она покрыта тонким слоем воды.
Воспитатель: Если бы сейчас ударил мороз, что произошло?
Дети: вода превратилась в корку льда.
Воспитатель: Теперь вытрите руки и смажьте жиром. Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что заметили?
Дети: вода собралась капельками.
Воспитатель: Встряхните руку. Что произошло?
Дети: капли упали с руки, на руке нет воды, в мороз нечему превращаться в лёд.
(Дети делают вывод, почему птицы не мёрзнут, когда ловят рыбу).
Воспитатель: А кто еще из животных использует эту хитрость?
Дети: медведь.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему медвежьи лапы не примерзают ко льду?
Дети: У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах. Чтобы легче держаться на льду, подошвы лап покрыты водонепроницаемым мехом.
Самостоятельное применение нового в других игровых ситуациях.
Дидактическая игра «Кто кем питается?» Предложить детям расположить картинки животных Севера на большом листе бумаги.
Воспитатель: Покажите стрелками, кто кем питается из этих животных.
Дидактическая игра «Отгадай загадку».
1. У ленивого растяпы
Превратились в ласты лапы.
Спит на льдине целый день
Толстый маленький. (тюлень)
2. Сильное животное, живет в холодном крае,
Огромными клыками сражается с врагами,
Мороза не боится, он гладок, толстокож,
На льдине обожает спать неуклюжий. (морж)
3. Шубок белых не снимают,
В шубках спят, едят, играют,
Даже в шубках рыбу ловят.
Где вы видели такое?
Если знаешь, то ответь:
Это белый. (медведь)
V. Рефлексия.
Воспитатель: Что мы узнали о Северном полюсе?
Дети: Там очень холодно, нет растений. Много снега. Там живут белые медведи, моржи, птицы. В воде много рыбы.
Воспитатель: Что мы узнали о тюлене?
Дети: У него толстый слой жира, который спасает его от холода. Он умеет плавать и ловить рыбу.
Воспитатель: Сможет тюлень жить на Северном полюсе?
Дети: Да
(Дети ставят фигурку тюленя около изображения Северного полюса).
Воспитатель: Давайте вернемся назад в группу и нарисуем нашего тюленя на северном полюсе.