Вера Гончарова
Конспект ООД по экологии в подготовительной к школе группе «Путешествие на Северный полюс»
▼ Скачать + Заказать документы
Российская Федерация
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 166”
394088, Г. ВОРОНЕЖ, УЛ. ХОЛЬЗУНОВА, Д. 90. ТЕЛ. 266-56-36, ФАКС (473) 266-56-36
e-mail :tzrr-detskiisad166@yandex.ru
ОКПО/ОГРН 49756324/1023601568704 ИНН 3662050520 КПП 366201001
КОНСПЕКТ
ООД познавательного цикла по экологии
Публикация «Конспект ООД по экологии в подготовительной к школе группе „Путешествие на Северный полюс“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
в подготовительной к школе группе
Тема: «Путешествие на Северный полюс»
Подготовила воспитатель : Гончарова В. П.
2017г
ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА, ПРЕДСТАВЛЕННЫМИ В ПЯТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ.
Социально-коммуникативное развитие.
•Обогащать представления детей о природных условиях Крайнего Севера.
• Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
• Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к животным.
Познавательное развитие.
•Развивать любознательность, воображение, творческую активность, способность наблюдать, описывать явления природы.
•Заложить основу естественнонаучного мышления, познания природы. Активизировать интеллектуально-познавательную деятельность детей.
Речевое развитие.
•Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь, речевое творчество.
•Активизировать в речи слова-определения; слова, обозначающие действия.
•Упражнять в интонационной выразительности при чтении стихотворения.
Художественно-эстетическое развитие.
•Развивать предпосылки ценностно – смыслового восприятия и понимания
мира природы
•Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей.
Физическое развитие.
•Развивать двигательную активность, в том числе связанную с выполнением упражнений, направленных на развитие координации и гибкости.
•Формировать опорно-двигательную систему организма, равновесие, крупную и мелкую моторику обеих рук.
Материалы к занятию: Географическая карта, глобус, иллюстрации к сказке В. Катаева "Цветик-семицветик” (девочка Женя на Северном полюсе, цветик - семицветик, фонограмма, плакаты разных природных зон, иллюстрации с изображением флоры и фауны Крайнего Севера, оборудование для опыта.
Предварительная работа: рассматривание плакатов природных зон и их обитателей, рассматривание экологической азбуки для детей «Жизнь морей и океанов»
Ход занятия:
1. Вводная беседа.
Воспитатель. Однажды художникам, живущим в разных странах, предложили нарисовать портрет Земли. Когда они справились с заданием, то все пейзажи поместили на выставке. И все люди увидели, что получились совсем разные портреты. На одном мы увидели бы суровую тундру, на другом - пышные джунгли, на третьем - пустыню, томящуюся от зноя.
И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся, как много лиц у нашей планеты! (рассматривание плакатов разных природных зон). Эти разные лица появились у Земли потому, что условия для жизни организмов на ней очень разнообразны и в разных уголках планеты сложились совсем разные природные зоны. Вспомните сказку В. Катаева "Цветик-семицветик" (о чем в ней говорится)
Воспитатель:(показывает цветик-семицветик, одно из желаний девочки Жени было попасть на Северный полюс. Она оказалась там мгновенно и также быстро попросилась обратно домой.
Почему? (Там было очень холодно, а еще Женя испугалась белых медведей.)
Воспитатель: давайте мы с вами сегодня отправимся в путешествие и узнаем что же это такое - Северный полюс. А для этого нам нужно оторвать лепесток нашего цветика-семицветика.
Как вы думаете, какого цвета нужно выбрать лепесток? (Белого). Правильно белого, а почему? (Потому что белый цвет больше всего подходит к этой части земли)
Посмотрите, где находится Северный полюс? (Покажите его на карте).
Как вы думаете, почему он весь окрашен в белый цвет? (Ответы детей)
Воспитатель: Северный полюс - это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома.
Ребенок читает стихотворение "Северный Ледовитый океан" :
Океан покрылся льдом,
Волны не бушуют в нем.
Он от края и до края
Как пустыня ледяная-
Царство холода и тьмы,
Царство матушки-зимы.
Воспитатель: Что здесь происходит в зимнее время года? (ответы детей) Зимой здесь часто бушуют метели, свирепствуют морозы. (Дать детям послушать фонограмму северного ветра, вьюги).
В это время солнце долго не показывается над линией горизонта. Длится полярная ночь. Только бледный свет звёзд да луны, а иногда полярного сияния, освещает бескрайние снежные просторы.
Вот как описывает полярное сияние один путешественник : "Небо пылало, как будто неведомая сила колебала огромный занавес. Крупные, чёткие складки украшали его. Волны то красного, то зелёного света, чередуясь, проносились по нему с одного края до другого. Отдельные полотнища занавеса ярко вспыхивали и тут же бледнели".
(Дети рассматривают Северное сияние на картине.)
На смену длинной ночи приходит полярный день. Круглые сутки светло. Наступает короткое лето. Солнце совсем не скрывается за линией горизонта. Но оно поднимается невысоко, его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом, только у берегов сильными ветрами лёд взламывается и начинает таять. В этих местах холодно в течениевсего года: и зимой и летом, день с ночью не чередуются, как это происходит в том месте, где живем мы.
Воспитатель: Как вы думаете, там обитают животные? Назовите их. (Ответы детей)
Воспитатель: Как ни сурова природа Северного Ледовитого океана и его островов, здесь обитают многие животные: тюлени, моржи. (Рассматривание картинок с изображением животных северного полюса).
- А чем же питаются моржи и тюлени? (ответы детей) Рыбой, которой много в тех местах.
- А кто еще любит рыбу? (ответы детей) Птицы.
На острова в летнее время слетается множество птиц: кайры, гагары, тупики. Они находят в море богатую пищу: различных рыб, мелких рачков. На скалистых берегах устраивают гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов. На зиму птицы улетают в тёплые края.
В тех местах, где рыбы много, много и птиц. Они селятся по скалистым берегам, образуя птичьи базары.
- Как вы думаете, почему так называют большое скопление птиц? (ответы детей)
Воспитатель: как вы думаете, кто самый главный житель Севера? (Ответы детей)
Да, главный житель северных просторов это белый медведь, самый крупный хищный зверь на Земле.
Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки. (Ответы детей)
Медведь - прекрасный пловец, вода для него родная стихия. Белый медведь может плавать даже под водой. Он охотится за рыбой и тюленями, птицами. Даже моржи могут стать его добычей.
Зимой у белых медведей появляется потомство. Пока медвежата растут, медведица не выходит из берлоги. Но уже через два месяца они выходят из заснеженной берлоги и учатся ловить рыбу, а затем и тюленей.
Воспитатель: Как вы думаете, маленьким белым медведям холодно на Севере? (ответы детей)
Как можно согреться маленьким медвежатам? Мы можем чем-то им помочь? (Ответы детей. Можно предложить детям научить медвежат делать зарядку)
Проводится физкультминутка.
К морю Мишеньки спустились, наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре, вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно:
Вместе раз - это брасс, одной, другой - это кроль.
Все как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
Раз, два, три, четыре - топаем ногами.
Раз, два, три, четыре - хлопаем руками.
Руки вытянуть пошире - раз, два,три, четыре
Наклониться - три, четыре, и на месте поскакать.
На носок, потом на пятку, все мы делаем зарядку.
Воспитатель: Вы ребята, конечно молодцы, но я думаю, что густая белая шерсть медведя и толстый слой жира предохраняют его от сильных морозов. Когда медведьвыходит на льдину из воды, он встряхивается. От него во все стороны летят брызги.
А почему медведь не покрывается льдом, ведь он выходит из воды на такой сильный мороз? (Ответы детей) Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт.
В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. (Что вы видите?Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды.)
А если бы сейчас ударил мороз, то чтобы случилось? (Ответы детей) Эта вода превратилась бы в корочку льда.
Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? (Ответы детей)
Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. Попробуйте руку встряхнуть, и смотрите, что произойдет? (Ответы детей) Эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем. (Ответы детей)
-А кто еще из животных использует эту хитрость? (Водоплавающие птицы.)
Подумайте, где человек использует явление несмачивания? (Ответы детей.
Смазывают металлические детали машин, чтобы от соприкосновения с водой они не заржавели. У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом).
5. Заключительная часть.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Где мы с вами сегодня побывали? Покажите на глобусе, где находится Северный полюс? Какова природа Севера. ?Чем климат Севера похож на русскую зиму? Что такое Северное сияние? Что такое полярная ночь, день? Перечислите животных, живущих на Северном полюсе?
Понравилось вам наше путешествие? Я предлагаю сегодня вечером нарисовать Северный полюс, Северное сияние, животных Севера. Ваши рисунки мы поместим на нашу выставку.