Умерова Зарема Айдеровна
Конспект НОД по ознакомлению с природой и развитию речи в средней группе «Путешествие на Северный полюс»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Программное содержание: Расширять представления детей о внешнем виде, жизни, повадках животных холодных стран;
Продолжать развивать монологическую речь (составлять рассказ-описание о животных по схемам);
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с природой и развитию речи в средней группе „Путешествие на Северный полюс“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивать диалогическую речь, закреплять использование разнообразных грамматических конструкций в речевых высказываниях;
Закрепить умение покрывать краской весь лист бумаги; познакомить с новым способом рисования (по воску);
Воспитывать любознательность, интерес к разнообразию природного мира, желание помогать тем, кто в этом нуждается.
Методы и приемы: наглядный (рассматривание картин, иллюстраций, практический (игра, самостоятельная работа детей, словесный (чтение стихов, беседа)
Оборудование:
Картинки с изображением животных, шапочки или маски белого и бурого медведей.
Словарь: активизация словаря по теме
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Основная часть.
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй матушка земля,
Здравствуйте- мои друзья!
Воспитатель:- Ребята, я дарю вам свою улыбку. Поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.
Сегодня на занятие я принесла очень интересный предмет. Кто знает, что это? Правильно -это глобус. Для того чтобы представить форму нашей земли, ученные придумали модель нашей земли-глобус, но только эта наша планета очень маленьких размеров.
-В какие цвета он окрашен? Обратите внимание на белый цвет. Это не просто так. Это две полярные области Земли Арктика и Антарктика. Белый цвет-это снег и лед. Это самые холодные места на Земле.
-Скажите, на северном полюсе живут люди (нет)
-Кто там живет (северные животные)
-Вы хотите отправиться на север, как полярники? Посмотреть и узнать о жизни животных и климате Севера?
Там очень холодно, поэтому надо тепло одеться. Надеваем шапки, шубы, валенки, варежки (имитация движений).
– Дети, у меня в руках цветик-семицветик. Давайте, оторвем листок, загадаем желание и скажем хором:
«Лети – лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели».
– Вели, чтобы мы оказались на Крайнем Севере. Представьте, что все мы тепло одеты. Вот и Арктика! С давних пор она привлекала людей! В Арктике вечная мерзлота – снег круглый год, даже летом, а также длинная полярная ночь – темная ночь длиться всю зиму и только звезды освещают землю (воспитатель обращает внимание детей на картину «На Севере Крайнем»).
Вот мы и на Севере. Посмотрите, нас встречают. Кто это?
-Словно царскую корону
Носит он свои рога
Ест лишайник, мох зеленый
Любит снежные луга. (Олень)
Олень нам приготовил задание.
Надо назвать детеныша животного, которого он написал в задании.
(олень, тюлень, медведь, волк, морж, сова, пингвин, заяц, кит)
-Нам пора идти дальше. Скажем оленю до свидания. Смотрите, кто это там вдали?
«Где сугробы, стужа, лед,
Где пурга снега метет,
Там хозяин в шубе снежной
Ходит по снегам безбрежным
Лишь черны глаза и нос,
Пощадил их злой мороз. (Белый медведь)
-Правильно, самый крупный житель Арктики – это белый медведь.
– Что вы знаете о нем?
–Чем питается белый медведь?
– Правильно, рыбой. Но иногда он не против полакомиться и тюленем. Тюлени очень неуклюжи на льдинах и становятся добычей.
– А чем отличается белый медведь от бурого медведя?
– Верно, но не только цветом шерсти и размерами. Белые, в отличие от бурых медведей, – настоящие хищники ведь растительной пищи в Арктике просто нет.
Ребята, смотрите вон там вдали белый медведь. Почему-то медведь какой-то грустный. Давайте попробуем его развеселить. По нашей помощнице схеме составим рассказ-описание об обитателе севера.
(составление рассказа-описания)-
Рассмотрите белого медведя (рассказ воспитателя)
Белый медведь – хищник. У медведя толстые и широкие лапы, когти короткие. Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он не скользит на льдинах. Тело покрыто белой длинной шерстью, она делает его не заметным. Голова с маленькими ушками, вытянутая, на длинной шее. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают Белого медведя от холода, он может долго находиться в воде. У белого медведя очень тонкое чутье – он обнаруживает пищу под толстым слоем снега.
Игра со снежком, придать слову увеличивающее значение.
У медведя не голова, а головища
не лапы, а лапищи
не когти, а когтищи
не зубы, а зубищи,
не усы, а усища.
Давайте вспомним, какой друг у белого медведя живет в лесу (бурый медведь)
Чем питается бурый медведь?
Что делает зимой?
Где он живет?
Какого цвета у него шерсть?
Но они никогда не встречались.. Они ведь друг о друге ничего не знают.
А давайте представим, каким же будет их разговор при встрече. Что им надо знать, чтобы лучше узнать друг о друге.
Два ребенка надевают шапочки (маски) медведей и ведут диалог.
Воспитатель: - Встретились белый и бурый медведи
Бурый медведь: - Здравствуй! Ты кто?
Белый медведь: - Здравствуй! Я белый медведь. А ты кто?
Бурый медведь: - Я бурый медведь. Я живу в лесу. А ты где?
Белый медведь: - А я на Севере, на льдине. У тебя шерсть, какого цвета?
Бурый медведь: - У меня шерсть коричневая. А у тебя какого цвета?
Белый медведь: - У меня шерсть белая. А что ты ешь?
Бурый медведь: - Я ем малину, мед, коренья. А ты что ешь?
Белый медведь: - А я ем тоже рыбу, а еще моржей и тюленей. Что ты делаешь зимой?
Бурый медведь: - Сплю в берлоге. А где ты спишь?
Белый медведь: - А у меня берлоги нет, я сплю на льдине, в снегу.
Физкультминутка. «Колыбельная медведицы» (песенка из мультф. «Умка»)
А вот и следующая загадка:
-Гордится он усами
И острыми клыками.
Он в Арктике живет,
Где снег вокруг и лед. (морж)
-А сейчас поиграем еще в одну игру, которая называется «Повтори за мной правильно четко и быстро»
Ва-ва-ва, на суку сидит сова
Са-са-са, в тундре бегает лиса.
Ож-ож-ож жирный морж
Лень-лень-лень вот тюлень!
- Нам пора возвращаться в детский сад.
«Лети – лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели».
-Вели чтоб мы оказались в детском саду!
Закрываем глазки и полетели.
- Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- Кого мы с вами встретили на Севере?
- Что вам больше всего понравилось?
- Кому было трудно?
- Что было трудным?
- Вы все молодцы! Поднимите вверх правую руку, теперь левую и похлопайте друг другу за нашу работу.