попова татьяна
Ребенок с аутизмом в современном образовательном пространстве: проблемы и возможности
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с особенностями развития – это очень разные дети, поэтому можно утверждать, что нет одинаковой формы образования. Все дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом внимании и помощи при обучении и воспитании в доу, школе. Но помощь может быть разной в зависимости от сложности протекания заболевания. Таким детям необходимо сопровождение и индивидуальный подход в образовательных учреждениях, а также подбор индивидуальной программы обучения.
Темочки:
Аутизм – это расстройство возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Диагноз «аутизм» можно диагностировать уже в раннем детстве исходя из наблюдений за ребенком, его поведением и эмоциональной реакции на события.
В мире число заболевших увеличивается по сравнению с прошлыми годами. На сегодняшний день аутизмом страдает приблизительно каждый сотый человек на Земле.
В начале 21века считалось, что частота рождения детей с аутизмом составляет до 25 случаев на 10000 дошкольников. Позже уже не 250-300 новорожденных приходился один случай аутизма : это больше, чем детей -инвалидов по зрению и слуху.
В России ситуация для аутистов складывается не самым лучшим образом. Диагноз аутизм у нас не официальный. Общество не готово принять «особенных» людей, а детям имеющим симптомы данного заболевания чаще ставят диагноз «ранний детский аутизм». Когда ребенок с таким диагнозом взрослеет, чаще всего ему ставят диагноз шизофрения.
Считается,что чем раньше будет выявлен данный диагноз, тем быстрее начнется индивидуальная работа,реабилитация. Получается, что диагностика самая главная ступень в работе с детьми РАС.
В России данный момент является главнейшей задачей налаживание диагностики малышей на раннем этапе их жизни. Чтобы было все на нужнем уровне необходимо обучать мед персонал,в частности педиатров и психиатров. Необходимо прописать документ, в котором отображались бы симптомы, при наличии которых ребенок направлялся бы обязательно на диагностику к неврологу и иммунологу. Не мало важным является и то,что после диагностики,должна внедряться и корректирующая методика и программа для ребенка с расстройствами аутистического спектра. Но к сожалению и этот момент у нас в стране слабо развит. Сотрудничество с родителями, а также обучение их работе с ребенком является не мало важным моментом в организации и социализации. Необходимо деток с расстройством аутистического спектра обучать и развивать с детками общеразвивающей направленности, а не делить их на разные группы и классы.
Доступное и качественное образование одно из основных и неотъемлемых условий успешной социализации детей с расстройствами аутистического спектра. Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в законе Российской Федерации, в пункте об инвалидах и гарантии прав ребенка. Гарантия государства и реализация права граждан на образование подробно раскрыты статье 3 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». Так, в части 5 статьи в «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» написано «В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени влияющей на получение образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. При этом дети с ограниченными возможностями здоровья получают образование вместе с другими детьми находясь в одной группе либо».
Как сложится судьба аутичного ребенка в существующей системе образования?
С возрастом такой ребенок может становится менее аутистическим отгороженным. Исходя из этого, если первые навыки обучения были неудачными, их необходимо повторять спустя некоторое время снова и снова.
Подобные дети не всегда могут получить свою индивидуальную программу обучения. К сожалению педагоги не всегда обладают нужными знаниями и опытом,чтобы для каждого ребенка подготовить его индивидуальную программу и создать план маршрута дальнейшего обучения. Обычно педагоги просто формально курируют обучение по общим образовательным программам, тем не менее основная задача ложится на родителей.
Ребенка с аутизмом нужно обучать всему заново. Таким детям придется учиться всему,не только тому чему учат в школе,но и познавать элементарные вещи,которые обычные дети в раннем дошкольном возрасте познают без всякого труда. Этих детей необходимо обучать самым простым культурно-гигиеническим навыкам,примитивным способам себя обслуживать, а также учит его адаптироваться в окружающем мире,в пространстве и времени.
Для детей с РАС программа развития должна быть индивидуальная, с учетом его развития и особенностями протекания болезни
Шаблоны поведения этих детей могут быть избирательными. Часто эти дети могут быть одаренными в различных сферах искусства, таких как рисование, музыка, а также математические и конструктивные способности. Такие способности могут проявиться спонтанно и не предсказуемо.
Перед началом обучения в обычной школе,ребенок должен пройти специальную подготовку, которая благотворно повлияет на адаптационный период и позволит ребенку с наименьшими эмоциональными потрясениями войти в социум. В самом начале адаптационного периода ребенок может проявлять агрессию, у него может наблюдаться неадекватное поведение, такое как громкий и резкий крик, кидание предметов а также стереотипность движений.
Зачастую приход ребенка с расстройствами аутического спектра в первый класс общеобразовательной школы,терпит крах и в дальнейшем такие дети учатся дома со своими родителями или дистанционно из-за своих проблем с поведением
Ребенок с расстройствами аутистического спектра нуждается индивидуальных условиях, но набор этих условий варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей. Часто дети, которые не имеют диагноза,не смотря на это,очень нуждаются в особом подходе и имеют большие сложности в обучении. Особые сложности могут возникнуть,тогда когда у ребенка с РАС наблюдаются нарушения интеллектуального развития другие психические нарушения. Таким детям, как правило необходимы несколько специалистов, которые совместными усилиями будут развивать личность и воспитывать его.
Коррекционные педагоги, имеющие опыт работы с особенными детьми-это тьюторы, дефектологи, логопеды.
По статистике, при своевременном подходе к коррекции развития у аутичных детей,более половины из них могут обучаться в общеобразовательной школе по адаптированной программе. Если коррекцию не проводить, то около 80%,так и не могут пройти социальную адаптацию.
В последнее время разрабатываются новые программы по социализации и социально-бытовому ориентированию детей расстройством аутистического спектра, которые помогают молодым специалистам добиться положительных результатов в работе.
Государственная образовательная сфера Российской Федерации в последнее время, изменило ориентиры в отношении организации образовательного процесса и способов получения общего образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. О том, что приоритеты отдаются инклюзивным формам обучения, свидетельствует ряд факторов.
Для ребенка с расстройствами аутистического спектра самым важным для достаточного уровня социализации является образование.
Д. А. Медведев утверждал: «Инклюзивное (включающее) образование- это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, которое позволяет всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этической принадлежности способностей, наличие или отсутствие нарушений развития участвование в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком общества отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками нужно бороться.»
Россия находится на начальном этапе развития инклюзивного образование. Эта сфера образования имеет много проблем и часто вызывает споры.
Перечислим основные проблемы инклюзивного образования :
- не совсем совершенная образовательная система первой системы образования.
- инклюзивное образование, очень затратное, требующее дополнительных вложений для создания комфортной психологическо среды.
- не укомплектовано служба комплексного сопровождения детей с ОВЗ, а также пока недостаточная включенность родителей в коррекционно-реабилитационный процесс ребенка с ОВЗ.
- люди в нашей стране не готовы принимать особого ребенка на равных с собой.
В двадцать первом веке инклюзивное образование становится,более доступным и понятным не только в Росси,но и за рубежом. На ряду с этим инклюзивное образование ставит ряд серьезных вопросов и сложных задач часто развитие и социализация таких детей происходит, только благодаря энтузиазму и настойчивости педагогов. Но в отличие от нашей отечественной инклюзии зарубежная система образования продвинулась далеко вперед. Например в Америке люди абсолютно адекватно относятся к присутствия рядом аутиста,по окончанию обучения особые дети могут трудоустроится и чувствовать себя равноправным членом общества.
В данный момент нашей педагогике необходимо заниматься изменениями в ФГОС, что до сих пор не сделано и поэтому появляются затруднение как продолжать свою деятельность образовательным учреждениям. В документах нет четкого разъяснения, как обучать ребенка с РАС в образовательном учреждение общего типа.
Тем не менее когда особенные дети и обычные дети учатся вместе, это способствует тому, что нормотипичные дети становятся добрее. Часто главной причиной инвалидности могут быть не медицинские заключения, а влияние окружающего общества,которое пагубно влияет на состояние человека и сводит на нет все его стремления стать полноправным членом общества.
Часто под слово «инклюзия» понимают способ просто привести атипичного ребёнка в общеобразовательную школу класс. Это большая трудность, как для ребёнка, так и для окружающих. На самом деле инклюзия это совсем другое. Инклюзия –это когда особый ребенок может чувствовать себя комфортно психологически, эмоционально и физически столько времени, сколько он может.
Некоторые дети могут присутствовать на уроке все отведенное время,а некоторые лишь минуту. Но это не является показанием,что они разные. они оба имеют одинаковое право на образование.
Многие аутисты могут и хотят общаться, но они очень быстро устают.
Также их особенность является избегание большого количества людей э
То вызывает у них панику,тревогу и проявления соматических реакций.
Мне, как педагогу, придётся решать сложную задачу – находить свой подход к детям, давать им поддержку,быть для них другом и учителем, а также научится профессионально оказывать помощь в его образовании. Очень важно является завоевание доверия у подопечного и создание для него безопасной среды. Ведь аутисты открыты для общения с нами,только тогда, когда они в безопасности и могут впустить сопровождающего педагога в личное пространство.
Не мало важно является тесный контакт с родителями ребенка, ведь полученные знания в образовательном учреждение должны быть тщательно закреплены дома.
У каждого ребенка свой потолок развития, педагог должен знать его зону ближайшего развития и пытаться ее увеличить. Если это получится, дети раскрываются,становятся более податлевыми, начинают общаться, понимать педагога, даже участвовать в самодеятельности. Эта сложная задача, но тем не менее, вместе с родителями можно ее решить!