Олеся Гашилова
Консультация «Как себя вести, если ребенок с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) или инвалид проявляет агрессию»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Выполнила: педагог-психолог
Гашилова Олеся Олеговна
Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей с ОВЗ, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Решающее значение в становлении агрессивного поведения ребёнка играет семейная среда и воспитание. Если в группе ведут себя агрессивно, применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребёнка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характера.
Публикация «Консультация „Как себя вести, если ребенок с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) или инвалид проявляет агрессию“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Часто дети используют агрессию для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Дети для развития нуждаются как в положительных, так и в отрицательных эмоциях. Как правило, хвалят детей гораздо реже, чем наказывают. Если ребенок ведет себя хорошо, то в группе не обращают на него внимания, а если плохо – наказывают. И тогда ребенок любым способом пытается обратить на себя внимание, пусть даже негативное. Поэтому дети «становятся неблагополучными», агрессивными из-за невозможности каким-либо иным способом получить внимание.
Детская агрессивность - признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.
Причины детской агрессии
• Соматическое заболевания, нарушения работы головного мозга;
• Проблемы в отношениях внутри семьи (ссоры, конфликты между матерью и отцом, нет совместных интересов);
• Агрессивное поведение родителей не только дома, но и в социуме;
• Отсутствие единства в воспитаний, а так же непоследовательность;
• Недостаточное развитие интеллекта;
• Высокая степень возбудимости.
Так же часто мы задаем вопрос - Как убрать агрессию у ребенка?
«Скорая помощь» в общении с агрессивным ребенком.
• Постарайтесь встать или присесть на уровне с ребенком, и смотреть глаза в глаза, при этом обнимая его. Чтобы ребенок почувствовал, что вы его любите.
• Остановите занесенную для удара руку малыша, удержите за плечи, и твердо скажите «нельзя», объясняя, почему нельзя;
• Отвлеките внимание малыша интересной игрушкой или каким-либо занятием;
• Используйте мягкое физическое манипулирование (спокойно возьмите ребенка на руки и унесите его с места конфликта);
• Создайте ситуацию, чтобы ребенок мог перенести свой гнев на безопасный предмет (резиновые игрушки, мячи бумажные шарики и т. п.);
Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи.
Для этого используются следующие приемы:
- констатирующий вопрос ("ты злишься?");
- раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?");
- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");
- апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!");
- Метод «Диктанта» особенно хорош с детьми ОВЗ. Проговариваем методом диктанта, что хотим получить, то и проговариваем. Например: Идем по улице спокойно и здороваемся. Представьте ситуацию: собака не гонится за кошкой. Что происходит? Вариантов множество собака лежит, спит и т. д.
- Метод с частицей «Не». Часто мы совершаем, ошибку используя в своем рационе частицу «НЕ». Как же слышит ребенок Частицу «НЕ». Например: Вы говорите, не беги по лужам. А наш мозг слышит, слово беги, не кради - кради, не кричите – кричите.
Со словом «Нельзя» (обязательно должна быть альтернатива). Объясняем, почему нельзя. Например: нельзя залазить на подоконник. Ребенок обязательно заберется на окно. А нужно сказать ребенку, встать на стул и посмотреть в окно.
Проводился эксперимент в детском саду с детьми с 4 лет. Детям позволили потрогать игрушки. Затем перегородили скамейками игрушки и сказали туда нельзя без альтернативы. 70% детей идут туда куда нельзя.
Как можем спровоцировать ребенка на агрессию?
Спровоцировать ребенка можем просто вопросом: Почему ты не собрал игрушки? И вопрос «Почему»? Заставляет оправдываться, вызывают агрессию. Попробуйте избегать этих вопросов в быту, чтобы не провоцировать ребенка. Как можно изменить этот вопрос: Что-то у нас игрушки разбежались по комнате; ты был занят и поэтому не собрал игрушки; что-то случилось, ты забыл убрать за собой и т. д.
Способы выражения (выплескивания) гнева
· Громко спеть любимую песню.
· Используя «стаканчик для криков», высказывать все свои отрицательные эмоции.
· Налить в таз воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мягким, надувным мячом.
· Пускать мыльные пузыри.
· Полить цветы.
· Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
· Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачеркать его.
Обнаружив у своего ребенка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в подвижные игры (для того, чтобы выпускать энергию).
Литература:
1. Г. Э. Бреслав "Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности" и А. А. Романов " Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей".
2.https://multiurok.ru/blog/konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-prieodolieniie-aghriessii-u-dietiei-s-ovz.html
3.https://www.kindereducation.com/psychology-isterika.html