Наталья Подвигина
Реализация современной педагогической технологии «Клубный час»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, т. е. умения общаться со сверстниками и взрослыми. Педагогическая технология «Клубный час», разработанная творческим коллективом под руководством Натальи Петровны Гришаевой и Струковой Любови Михайловны, помогает решить поставленные ФГОС задачи в вопросах социализации дошкольников.
Публикация «Реализация современной педагогической технологии „Клубный час“» размещена в разделах
Наше дошкольное учреждение впервые ввело эту технологию в свою работу в 2015 году. «Клубный час» - это особая современная технология развития личности ребёнка, которая заключается в том, что дети могут в течение одного часа свободно общаться друг с другом и беспрепятственно перемещаться по детскому саду, соблюдая определенные правила поведения, и по сигналу возвращаться в группу.
Основными целями КЧ являются:
• воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки;
• учить детей ориентироваться в пространстве;
• воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
• формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
• формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты;
• учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
• развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
• формировать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты;
• поощрять попытки ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям;
• помогать приобретать жизненный опыт (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.
Перед кч с детьми проводится предварительная работа:
1) организуется дискуссия «Что такое КЧ, зачем он нужен, что мы будем делать во время КЧ, и кто хотел бы на него пойти?».
2) обсуждается с детьми, какие группы есть в детском саду. Возраст детей в этих группах и на каком этаже они находятся.
3) определяется, какие есть помещения в детском саду. Как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит.
4) перед каждым «тематическим» или «деятельностным» КЧ детям выдается план - карта, со схемой деятельности в каждой группе.
5) перед проведением первого КЧ дети обсуждают все правила и непосредственно перед каждым КЧ они кратко их повторяют.
Правила эти понятны и просты:
• Говори «Здравствуйте!» при встрече и «До свидания» при прощании;
• Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь;
• Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми;
• Говори спокойно;
• Ходи спокойно;
• Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей или вернуться в нее, если устал;
• Доводи начатое дело до конца.
• Возвращайся в группу по сигналу звонка;
Клубные часы могут проводиться в различных формах:
• как образовательная деятельность в утренние часы,
• как деятельность в группах по интересам,
• как одна из форм организации прогулки
• как итоговое мероприятие тематической недели
Клубные часы бывают разных видов:
• «Свободный» предполагает свободное перемещение детей по всей территории детского сада и самостоятельную организацию разновозрастного общения по интересам;
• «Тематический» проводится по определенной тематике, обычно как итоговое мероприятие тематической недели и проходит в виде конкурсов, викторин, просмотра проектов, продуктивной деятельности и т. д.,
• в основу «Деятельностного» включаются различные виды детской деятельности;
• «Творческий» предполагает организацию деятельности для всех приходящих детей дошкольниками подготовительной к школе группы.
В 2017 году Н. П. Гришаевой и ее творческим коллективом были разработаны еще несколько видов Клубных часов, это:
• «Группообразование» - дети проводят КЧ, объединившись в группы, команды для развития групповых навыков;
• «Квест» - дети на территории участка или в помещении ищут по схеме какую-либо вещь, предмет, решают какую-либо задачу;
• «Музейный» - дети в «ситуации месяца» собирают у себя музейные экспонаты, а затем в конце месяца самостоятельно проводят экскурсии для других пришедших детей;
• «Большая игра» - в игре есть сюжет и персонажи, по ходу игры дошкольники самостоятельно действуют в ситуациях без помощи взрослых. Задания для детей должны обязательно развивать их социальные навыки. Для этого вначале составляется сценарий большой игры, где указываются, какие социальные навыки развиваем (умение слушать, вступать в обсуждение, умение сочувствовать и т. д.).
Дошкольники во время проведения КЧ сами выбирают различные виды детской деятельности. В течение часа они могут посетить несколько площадок, а могут побывать только в одном месте – это право выбора каждого ребенка. Для того, чтобы у дошкольников образовался собственный жизненный опыт, необходимо выполнение одного из главных условий проведения КЧ - это длительность, а именно не менее 1 часа.
Ребята во время клубного часа свободно перемещаются по детскому саду, без опеки взрослых, они чувствуют себя не гостями, а хозяевами детского сада и это позволяет решить одну из основных целей социализации дошкольников - развитие самоопределения и саморегуляции. Развитию произвольной регуляции поведения и деятельности, способности к самоконтролю способствует одно из требований КЧ - самостоятельное выполнение детьми определенных правил. Для поддержания дисциплины в начале КЧ каждому ребенку выдаётся по три жетона. Нарушив какое-либо правило, ребенок отдает жетон любому взрослому, который сделает замечание. Это сложно для детей, ведь они думают, что их много и взрослые не замечают всех.
После завершения КЧ дети по сигналу возвращаются в свои группы, где воспитателем в кругу проводится «Рефлексивный круг», где обсуждаются результаты клубного часа.
В нашем детском саду было проведено много различных клубных часов, наиболее интересными и запоминающимися для ребят стали тематические и деятельностные. По итогам тематической недели проводились КЧ: «Мои друзья», «Я в мире человек», «Космос», «Правила этикета», «Путешественники» и другие. В каждой группе была организована своя площадка в соответствии с темой. Например, при проведении КЧ «Космос» в детском саду «работали» различные станции. На станции «Космическая мода» дети придумывали и изготавливали космические костюмы, в «Академии космических наук» детям предлагались различные ребусы, загадки, раскраски, в «Планетарии» ребята собирали солнечную систему, рассматривали планеты, рисовали, на «Космодроме» изобретали различные космические корабли, летающие тарелки. На клубном часе «Путешественники» были организованы в каждой группе разные страны мира: «Япония», «Америка», «Индия», «Россия», «Украина». Дети знакомились с культурой и традициями каждой страны, играли в национальные игры, водили хороводы, пели песни, делали из бумаги символы каждой страны, так например в Японии, дети делали из бумаги «Японского журавля».
При организации деятельностных Клубных часов, таких как: «Золотая осень», «Изобретатели и фантазеры», «Мастерская Деда Мороза», «Сюжетные игры», «Фабрика игрушек» и др., педагоги предлагают детям различные виды деятельности. На клубном часе «Фабрика игрушек» в каждой группе были созданы мастерские: «Куклы - самокрутки», «Куклы обереги», «Бумажные куклы», «Куклы неваляшки». Дети изготавливали игрушки из воздушных шариков, бросового и природного материала, ниток, ткани, бумаги. Клубный час «Золотая осень» был посвящен изготовлению поделок из природного материала, картин из засушенных листьев, декорированию стаканчиков семенами растений. При организации клубного часа «Сюжетные игры», в каждой группе была организована своя игра: «Автомастерская», «Кафе», «Салон красоты», «Поликлиника».
Вначале введения данной технологии в нашем детском саду Клубный час проводились 1 раз в месяц, а сейчас мы проводим 2 - 4 раза в месяц. В самом начале педагоги боялись этой технологии, думали, что дети не пойдут, не смогут выполнять правила и т. д., но к концу учебного года педагоги сами удивлялись, как действуют их дети в других группах. Сложности у педагогов возникают в основном, только в организации тематического и деятельностного КЧ, т. к. они требуют большей подготовки и некоторых материальных затрат, в зависимости от того, какое количество дошкольников. Наши ребята приняли эту технологию с первого КЧ. С самого начала мы наблюдали свободное хождение детей по группам, затем они искали себе новых друзей в других группах и уже потом искали себе занятия по интересам. В дальнейшем дошкольников заинтересовали тематические и деятельностные КЧ, так как они могли сделать разнообразные поделки или поучаствовать в какой-либо деятельности, посетив как можно больше групп. Каждый КЧ ребята ждут с нетерпением, стараются не пропустить этот день и обязательно прийти в детский сад и уже с утра торопят родителей, чтобы не опоздать получить массу впечатлений.
Клубные часы помогают нам увидеть взаимодействие между детьми, как старшие находят общий язык с младшими, как ребята каждой группы общаются с другими педагогами. В процессе проведения Клубного часа все сотрудники и дети детского сада сплочаются в одну дружную команду, где трудности, которые возникали при апробации данной технологии отходят на второй план. Ведь мы видим положительные результаты: самое главное дети полюбили эту технологию и ждут КЧ, многие нашли себе друзей из других групп, старшие ребята помогают младшим (особенно во время проведения деятельностных кч, где необходимо сделать поделки, и даже организовывают совместные игры, ребята знают правила поведения и стараются их четко выполнять, хотя еще не у всех это получается. Самое важное для нас это положительные отклики наших родителей о внедрении этой педагогической технологии.
В теплое время года Клубные часы проводились и на улице, такие как: «Внимание — дети!», «В гостях у Нептуна», «Игры и игрушки» и др. Особое внимание при проведении КЧ на улице уделяется безопасности детей, так как в течение учебного года дети перемещаются только в здании. Во время КЧ на улице дети перемещаются по всей территории детского сада, поэтому все сотрудники задействованы и обеспечивают безопасность. Начинали кч со свободных, а затем переходили к тематическим. Хотелось бы отметить, что опасения педагогического коллектива о выполнении правил ребятами на улице не оправдались - ребята спокойно гуляли в течение часа по всем площадкам, находили себе занятия по интересам и во время, по звонку, возвращались на свои площадки. Это еще раз подтверждает эффективность данной технологии и положительные результаты в развитии личностных качеств наших воспитанников.
Данная педагогическая технология позволяет нам активно и эффективно взаимодействовать с главными участниками образовательного процесса – детьми и их родителями. Родителей мы привлекаем при организации клубного часа и даже в сам процесс, где больше узнаем об их талантах, традициях семьи, их увлечениях. Например, при проведении «Клубного часа» «Очумелые ручки» родители показывали мастер-классы для детей по работе с бумагой (оригами, квилинг, лепке из солёного теста, вязанию на спицах, изготовлению кукол-самокруток и даже изучению танцевального искусства. Родители участвовали еще в проведении КЧ «Здоровейка», «Книжкина неделя». Родители стали больше проявлять интерес к жизни своих детей в детском саду, активно участвовать в различных мероприятиях.
В этом году, для проведения клубного часа были привлечены социальные институты. Сотрудники Художественного музея совместно с воспитателями провели клубный час «Мастерская Деда Мороза». В каждой группе мастерили разные поделки.
Использование современной технологии «Клубный часа» дает свои положительные результаты: повышается качество образования и воспитания детей, воспитанники стали более самостоятельными, коммуникабельными, повысился уровень самоконтроля. Дети научились свободно ориентироваться на территории детского сада, планировать свою деятельность в течение часа, самостоятельно находить себе дело, доводить его до конца, а затем по окончании КЧ эмоционально делиться впечатлениями со взрослыми и сверстниками. У родителей возрос интерес к участию в жизни детей в детском саду. Они стали чаще интересоваться новостями дошкольного учреждения (после каждого клубного часа была оформлена статья для сайта ДОУ с использованием фотографий). Родители с удовольствием все чаще вовлекаются в совместную деятельность и становятся непосредственными участниками образовательного процесса.