Ирина Антипова
Комфортная школьная среда как неотъемлемая часть современной школы
▼ Скачать + Заказать документы
«Школа – это главная ступень в нашей жизни. Она формирует характер, учит нас правильно относиться к окружающему миру. В школе мы находим первых настоящих друзей и первую любовь. Школа - это то место, где мы переживаем первые радости побед и пытаемся скрывать горькие слёзы поражений. Школа учит нас преодолевать трудности и не останавливаться на достигнутом. В школе проходит множество мероприятий – интеллектуальных, спортивных и развлекательных. Школа - это особый мир детства, где должны быть созданы благоприятные условия для роста и развития детей. Правильно организованная школьная среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.»
Публикация «Комфортная школьная среда как неотъемлемая часть современной школы» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» ноябрь 2021
Что же такое «комфортная среда» в нашем понимании?
Это место, где человек проводит с пользой для себя и окружающих время.
После сентябрьского анкетирования учащихся и родителей мы получили первые ответы:
- когда в школе уютно, тепло и светло;
- когда все в школе уважают и не обижают друг друга;
- когда учитель, родитель и педагог находят взаимопонимание;
- когда нет давления и унижения;
- когда в школе много цветов, есть место для отдыха;
- когда есть занятия по интересам и место для их проведения.
Почему - «для всех участников образовательного учреждения»?
Да, потому что, мы – единая большая Семья = дети + учителя + родители.
Весь педагогический коллектив школы понимает, что только в комфортных условиях можно развить в ребёнке качества личности. Родители будут спокойны и удовлетворены, зная, что его ребёнок находится в комфортных условиях и получает всё необходимое для развития, а педагогический коллектив при комфортных условиях сможет более плодотворно работать и творить. Нам всем должно быть в школе хорошо. Тогда жизнь приобретает яркие краски, а настроение становится хорошим. Наши решения мы принимаем вместе, так как система управления должна быть простроена на принципе взаимодействия школьной команды : директор имеет команду из членов административного совета, каждый член административного совета имеет свою команду, куда входят дети, учителя и родители. У каждой команды есть свое рабочее место. И как «Театр начинается с вешалки» - мы попробуем определить, что нам не достаёт до полного счастья, т. е. – что нам необходимо, чтобы мы чувствовали себя в школе комфортно и безопасно.
Комфортная внутришкольная среда-это внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации.
Здоровье обучающихся, его социально – психологическая адаптация, развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Исследованиями установлено непосредственное влияние на формирование здоровья обучающихся условий внутришкольной среды, одной из которых является комфорт. От того, насколько комфортно ему в школе, зависит качество образования и психологическое здоровье обучающихся. В настоящее время большое количество обучающихся испытывают неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение ими школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы вижу в достижении обучающимися комфорта во время учебного процесса как состояния и качественной характеристики их деятельности.
Существуют основные составляющие понятия «комфортность» :
Существуют три структурные составляющие данного понятия.
Комфортность : Психологическая. Интеллектуальная. Физиологическая.
Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые обучающимися, находящимися в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться. Составляя конспект урока, я всегда знаю, для кого я это делаю, учитываю возрастные и индивидуальные возможности обучающихся. Считаю, что источником психологической комфортности является :
• положительное эмоциональное состояние как обучающихся так и учителя;
• доброжелательное отношение между учителем и обучающимися.
Как добиться психологической комфортности на уроке?
• использую в своей работе просьбы, а не требования;
• использую методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
• использую компромиссные решения спорных вопросов, а не открытую или скрытую конфронтацию;
• не допускаю стрессообразующих ситуаций;
• использую на уроках методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, поговорка, афоризм с комментариями).
Принцип психологической комфортности является ведущим, т. к он предполагает снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса, создание в школе атмосферы толерантности.
Интеллектуальная комфортность – это удовлетворенность обучающихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации. Хорошо известно, что в подавляющем большинстве только 25-30% обучающихся успешно усваивают наиболее трудные предметы: математику. Остальные либо лучше справляются с гуманитарными предметами, либо плохо успевают почти по всем предметам. Фундаментальная человеческая потребность в самоутверждении заставляет обучающихся занижать ценность школьных знаний, любознательности, старательности, исполнительности, что связано с образом хорошего ученика и хорошей успеваемости.
Как добиться интеллектуальной комфортности на уроке?
• использую смену видов учебной деятельности на уроке;
• использую методы, способствующие активизации и творчеству самовыражения самих обучающихся;
• наличие внешней мотивации (оценка, поддержка);
• стимулирую внутреннюю мотивацию обучающихся (стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу);
• создаю ситуацию успеха на уроке (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей обучающихся);
• оценка должна помогать учебе, а не мешать учиться.
Следующей и наиболее, как нам кажется, актуальным на данный момент, является физиологический комфорт школьника. Он характеризуется соответствием между телесными, соматическими потребностями и предметно - пространственными условиями внутришкольной среды. В первую очередь это потребности в пище, воде, тепле и т. д., на которых основывается жизнедеятельность человека, и которые необходимо учитывать при организации благоприятной внутришкольной среды. Физиологический комфорт связан с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые тактильные ощущения. Это высокий уровень санитарно-гигиенических норм: свет, тепло, хорошее питание, медицинские услуги, чистота. Организация режима дня и учебной нагрузки распределяется таким образом, что наши учащиеся максимально увеличивают объем своих знаний и укрепляют свое здоровье. В школе создана и действует система горячего питания, ежегодно проводятся медицинские осмотры учащихся, строго контролируется соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований.
Однако не стоит забывать, что для полноценной работы не менее важным является и полноценный отдых, школа оборудована удобными рекреациями, зонами отдыха, украшенными живыми растениями, диваном для отдыха - все это позволяет отдохнуть, и переключиться на новый урок. Для проведения школьных мероприятий используется большая рекреация, способная при необходимости вместить учеников с их родителями. В школе работает библиотека с учебной и художественной литературой, которая полностью оснащена новой мебелью и компьютером.
Большое внимание уделяется благоустройству школьного двора и комфортности образовательного учреждения. Оборудована игровая детская площадка, спортивный комплекс. Есть спортивный зал, включающий большой и маленький залы, комнаты для переодеваний, душевая.
Создана и ежегодно пополняется материально-техническая база. Приобретено мультемедийное оборудование, интерактивные доски. Все это позволяет улучшить проведение как уроков, так и внеклассных мероприятий.
Немаловажным шагом в создании комфортной среды в нашей школе является здоровьесберегающая деятельность. Сохранение и укрепление здоровья школьников – приоритетное направление в работе всего педагогического коллектива. Наиболее эффективна спортивно-оздоровительная работа, которой руководят учителя физкультуры. Создание здоровьесберегающей образовательной и воспитательной среды основывается на принципах:
• непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;
• максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех учащихся;
• использование простых и доступных технологий;
• комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся;
• интеграция оздоровительных технологий в образовательный процесс;
• реализация в условиях школы на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности воспитанников, охране психического здоровья.
Воспитание здорового образа жизни через внеклассную работу предполагает совместные усилия учителей физкультуры, классных руководителей и воспитателей через координацию планов, разъяснение, вовлечение младших школьников в оздоровительную деятельность. Необходимо добиваться, чтобы это не было эпизодически в школьной жизни, а стало систематической работой.
К мероприятиям, способствующим сохранению психического и физического здоровья детей относят:
- профпрививки в течение учебного года;
- дни здоровья;
- недели спорта и труда;
- участие учащихся в спортивных мероприятиях;
- беседы о здоровье с учащимися;
- беседы о ЗОЖ с родителями;
- динамические паузы, подвижные игры.
Как добиться физиологической комфортности в условиях школы?
• соблюдение питьевого режима;
• соблюдение гигиенических условий и норм СанПина по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах.
Выводы:
• необходимо уважать обучающихся;
• не навреди, а ищи в них только хорошее;
• замечай и отмечай малейшие успехи обучающихся;
• ошиблась – извинись, но стараюсь не ошибаться;
• оценивай поступок, а не личность;
• хвали ученика в присутствии коллектива, а ругай наедине;
• даю возможность обучающимся ощутить веру в них.
Высокая степень напряженности, как правило, наблюдается у обучающихся, у которых психологическая адаптация была связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Каждое образовательное учреждение – это особая субстанция: со своим уставом, традициями, укладом, контингентом учителей и учащихся, манерами общения, ценностями и правилами.
Комфортная школьная среда- это среда с личностно-ориентированными приоритетами очень важно, чтобы она являлась средой развития личности. Учащиеся нуждаются в пространстве, где могли бы раскрыть свои творческие способности, культурные интересы.
В школе продолжает развиваться и совершенствоваться воспитательная система. Её особенностью является то, что весь цикл годовых воспитательных мероприятий концентрируется вокруг нескольких ключевых общешкольных дел :
«День здоровья», «День знаний», «День учителя», «День матери», «Новый год», «8 Марта», «День Победы», «Последний звонок» и «Выпускной». Все мероприятия носят комплексный характер, так как охватывают значительную часть учебно-воспитательного процесса, урочную и внеурочную деятельность школьного коллектива. В них принимают участие учащиеся с 1-го по 9 –й класс, учителя.
В школе свободное время учащихся заполнено участием в общественно-полезной деятельности, освоением различных социальных навыков.
Для пропаганды ЗО, укрепления и сохранения здоровья учащихся ежедневно проводится утренняя зарядка. В ноябре-марте проходят месячники профилактики вредных привычек, которые включают беседы с учащимися с приглашением специалистов.
В школе для учащихся действуют кружки, факультативы и секции по интересам. Направления кружков и секции- эстетическое, трудовое и спортивно-оздоровительное. Время занятий каждого кружка и секции определяется, исходя из внутреннего распорядка жизнедеятельности школы и требований охранительного режима. Основной задачей работы кружков и секций является предоставление ребенку возможностей удовлетворения его интересов, расширения его кругозора, развития умений и навыков учащегося, его профессиональной ориентации, оздоровления и социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Комфортная среда невозможна без гармонизации социально-психологического климата в школе и психологической помощи участникам образовательного процесса. Работа эта осуществляется под руководством соц. педагога, педагога- психолога и инспектора ПДН ОМВД России по Новохоперскому району. Успешность этой работы зависит еще от скоординированных действий социально-психологической службы с другими педагогическими работниками: классными руководителями, воспитателями, учителями-предметниками.
Основной целью деятельности социально-психологической службы является обеспечение сохранения, укрепления здоровья детей и профилактика нарушений психического здоровья обучающихся, содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, образования и социализации.
Вся деятельность социально-психологической службы осуществляется по созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно-здоровых отношений в социальной среде. Значительное место в деятельности службы отводится работе с так называемыми «проблемными» детьми и детьми «группы риска». В эти группы входят дети с выраженными признаками дезадаптации, трудностями в обучении, проблемами в межличностном взаимодействии, склонных к девиантному поведению. Эти дети находятся под постоянным контролем.
Проводимые в школе профилактические мероприятия дают свои положительные результаты. Произошло снижение нарушений правил внутреннего распорядка школы. Этому способствовали активизация работы Совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, совершенствование деятельности соц. педагога, педагога- психолога, работа кружков и секций.
Говоря о комфортной школьной среде в целом, нельзя не сказать о значении классного руководителя в создании в классном коллективе комфортной атмосферы жизнедеятельности, интереса ребенка к реализации потребности стать самим собой, индивидуальному и коллективному творчеству. Работа классного руководителя должна строиться так, чтобы формировать традиции классного коллектива, создавать благоприятный микроклимат в классном коллективе, устранять многие проблемы и др. Непосредственно-эмоциональное общение и совместная деятельность с детьми, доверительные отношения с ними, понимание мира интересов и увлечений подростков – вот лишь часть того, что приобретает классный руководитель, по духу, а не по букве реализующий свою профессиональную роль.
Каждая воспитательная система имеет среду- свое жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества. Основным «местом жительства» класса, является учебный кабинет, закрепленный за учащимися и классным руководителем данного класса. В нем происходят главные события классной жизни, специально или стихийно, возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребенка и формирование детского коллектива. Отсюда очевидна важность работы классного руководителя, его питомцев и коллег по созданию уютной и комфортной обстановки в учебном кабинете, об эмоционально-нравственном насыщении жизненного пространства класса.
Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.
Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды, в которой находится ребенок.
Остановлюсь так же на немаловажной роли воспитателя групп. Задача работы воспитателя – создание сферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка.
Воспитательное пространство группы – это, во-первых, сама среда, в которой оказываются школьники после уроков, во-вторых, это специально организованный образ жизни детей в данной среде : их деятельность, отношения, события, с ними происходящие. Работа воспитателя групп требует соответствующих подходов к организации режима учебно-воспитательного процесса на протяжении дня, недели и года. Режим должен быть построен таким образом, чтобы способствовать выработке определенного ритма деятельности у каждого учащегося в отдельности и у всего коллектива в целом, приучать детей к порядку, самодисциплине, четкой организации труда и отдыха. Большое количество спортивных мероприятий, проводимых на свежем воздухе, позволяет удовлетворить потребность детей в движении, активном отдыхе. Значительное внимание в группах уделяется воспитанию навыков безопасности жизнедеятельности. Это беседы на темы личной гигиены, правил поведения в общественных местах, правил дорожного движения, умения вести себя в чрезвычайных ситуациях. От того, как общается воспитатель с детьми, как разговаривает с ними, понимает их, зависит успех воспитательного процесса. В этой связи особое значение приобретает педагогическое общение, как профессиональное общение воспитателя с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата в группе, а также на установление правильных взаимоотношений с детьми в целом и с каждым ребенком в отдельности. Воспитатели групп должны стремиться создать такую обстановку в группе, чтобы детям было интересно, комфортно и уютно находиться в школе после уроков.
И в заключении хотелось бы сказать, что школа - один из первых социальных институтов, с котором сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. Пока ребенок растет и формируется, педагоги, врачи, психологи, родители должны приложить максимум усилий к тому, чтобы школа перестала быть фактором, вредящим здоровью, а наоборот, была образцом такой среды, которая способствует полному раскрытию задатков ребенка и реально готовит его к будущей жизни.
Подводя итог вышесказанному хотелось бы напомнить одну притчу. Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая - я ее умертвляю, скажет мертвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".
Именно в наших с вами руках находится возможность создать в школе такую атмосферу благоприятного психологического климата, в которой дети будут чувствовать себя "как дома", радовать нас своими успехами и достижениями.