Анастасия Иванова
Реализация содержания направления «Финансовая грамотность старших дошкольников» в разных образовательных областях»
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Публикация «Реализация содержания направления „Финансовая грамотность старших дошкольников“ в разных образовательных областях“» размещена в разделах
Финансовая грамотность дошкольников – это заложение нравственных основ финансовой культуры, воспитания бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги.
Формирование основ финансовой грамотности целесообразно включать
в образовательные области следующим образом :
1. Социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, связанные с отношением к личным и семейным финансам.
Основные направления реализации образовательной области :
Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей.
В сюжетно-ролевой игре дети получают все необходимые знания: о профессиях, о поведения в семье, в общественных местах, таких как, магазин, салон красоты, больница и др; закрепляют понятие очередь и уважительное отношение к стоящим в этой очереди людям: детям, пенсионерам и др. ; через игру ребенок знакомится с элементарными представлениями о товарно-денежном отношении, что многие услуги в нашей стране платные, знакомятся с тем, что работая, люди получат заработную плату за свой труд (бюджет семьи, который в последствии могут «тратить» на свои нужды: продукты, одежда, лекарства, коммунальные услуги, и др.
Дидактические игры, проблемные ситуации, игры экспериментирования,
Игры с готовым содержанием и правилами;
Трудовое воспитание: предпосылки финансовой грамотности решаются активно в рамках нравственно-трудового воспитания (профессии, понятия о качестве труда). Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному». Работу по знакомству ребенка с миром экономики и финансов логически надо выстраивать от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий; от простейших экономических категорий к более сложным и др. :
Формирование основ социальной культуры у дошкольников :
Ситуации морального выбора, ситуации общения и взаимодействия, проблемные ситуации, игровые ситуации, практические ситуации по интересам детей
Безопасность: социально-коммуникативное развитие дошкольника при изучении основ финансовой грамотности создает возможности для обучения приемам безопасного рационального поведения в социуме на примерах из сказок и иных источников, где демонстрируется ошибочное поведение героев.
2. Познавательное развитие осуществляется через исследование ребенком себя и мира вокруг, включая финансовую и социальную сферу. Оно предполагает развитие интересов детей, их воображения и творческой активности.
Развитие сенсорной культуры: формирование первичных представлений окружающего мира и их свойствах (форме, цвете, размере, материале, количестве, пространстве и времени, причинах и следствиях, качестве и количестве и др.);
Формирование целостной картины мира: освоение основных понятиях: товар, деньги, экономия, сбережения и пр… ;
Краеведение изучение истории ремёсел и быта родного края;
Мир природы: формирование знаний о бережном отношении к природе, растительному и животному миру, о пользе для человека фруктов и овощей выращенных своими руками, о домашнем подворье; о важности экологического баланса: сортировка отходов, загрязнение окружающей среды.
ФЭМП. Так, в процессе изучения разделов ФЭМП предусматривается ознакомление детей: с денежными знаками и единицами; подведение детей к элементарному пониманию покупательской силы денежных знаков; знакомство с ценами некоторых вещей; различение, сопоставление, сравнение предметов по цене, выраженной в цифровом обозначении; знакомство детей с образованием цены и умением ее составлять.
3. Речевое развитие как компонент активного коммуникативного поведения является важнейшим элементом социализации ребенка в мире финансовых отношений взрослых. При помощи речи дошкольник овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Речевое развитие предполагает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с детской литературой и понимание текстов различных жанров, через тематические занятия; беседы-обсуждения; чтение стихов, сказок, пословиц, поговорок; театрализованные мини-постановки.
4. Художественно-эстетическое развитие изучение основ финансовой грамотности и предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, общественной жизни, быта. (Гжель, купцы, брак, качественный товар). Этическое воспитание занимает особое место в системе образования детей дошкольного возраста и играет важную роль в общем развитии ребенка, способствует развитию воображения и фантазии, формированию эстетических чувств и ценностей, ценностных ориентаций, в процессе обсуждения художественных произведений развивается устная речь.
5. В процессе физического развития совершенствуются двигательная деятельность детей, равновесие, координация, крупная и мелкая моторика обеих рук, формируются представления о разных видах спорта, навыки подвижных игр, закладываются основы здорового образа жизни, его основные нормы и правила (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
В процессе интеграции всех указанных выше направлений рекомендуется использовать дидактические формы, обеспечивающие синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегральных качеств личности дошкольника.
Следует учитывать, что игра, общение и познавательно-исследовательская деятельность – это те виды деятельности, которые являются на данном этапе образования для дошкольника ведущими и значимыми.