Гладилина Татьяна
Проект «Финансовая культура дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Финансовая культура дошкольников»
1. Актуальность
Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Новизна опыта состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Цель проекта : расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.
Данные противоречия обусловили выбор темы исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: каково влияние финансовой культуры на процесс социальной адаптации ребенка.
Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования.
Объект исследования – процесс усвоения детьми финансовой культуры.
Предмет исследования — игры (сюжетно - ролевые, сказки (народные, авторские) как средство формирования начал финансовой культуры у дошкольников.
Гипотеза: если в систему педагогической работы включать раннее разумное финансовое воспитание, то это послужит организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, формируя у него реальное экономическое мышление.
В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Осуществить анализ литературы по проблеме исследования, конкретизировать содержание понятий «экономическое воспитание», «экономическая культура».
2. Определить содержание и средства экономического воспитания.
3. Разработать технологию экономического воспитания детей дошкольного возраста.
4. Разработать систему экономического просвещения родителей
(Сделать экономику понятной помогут сюжетно-ролевые игры)
Новизна деятельности в том, что будут созданы сценарии развития ролевых игр, которых нет ни в одном методическом пособии. Так, играя в профессии, дети смогут понять смысл труда, научатся воспроизводить трудовые процессы взрослых и одновременно «обучатся» экономике.
ПРОДУКТ ПРОЕКТА :
• разработка сценарий современных сюжетно-ролевых игр
• экономические проекты
• проблемные ситуации.
• моделирование реальных жизненных ситуаций: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Но это будут игры нового содержания: «Я банкир», «Сбербанк», «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты». Такие игры создадут наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям.
• Реализованы краткосрочные проекты по экономическому воспитанию дошкольников
• Предполагается разработка авторских сказок экономического содержания. Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т. е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. До настоящего времени отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию сказки с целью ознакомления дошкольника с азами экономики, нет системы работы с данным жанром в плане развития личности ребенка-дошкольника. Предполагается использование сказок на занятиях (математика, развитие речи, экология и др., в совместной деятель-ности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др., в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.)
Сказка будет служить эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание позволит развить у дошкольников системный взгляд на мир, сформировать новую социо – культурную позицию ребенка.
• разработаны деловые игры для родителей, сценарий «Недели экономики», выпуск мини-газеты «Экономические знания детям», в которой в доступной, иногда даже в шуточной форме дети и родители будут знакомиться с экономическими понятиями и явлениями.
Работу планируется проводить в течение 2-х лет. Результатом станет проект работы с детьми, конспекты занятий, планы развития современных сюжетно-ролевых игр, проблемно-поисковые ситуации, экономические проекты, разработанные педагогами и детьми, деловые игры для родителей, авторские сказки.
План мероприятий
по реализации инновационного проекта
1. Изучить документацию
2. Провести семинары «Формирование финансовой культуры у дошкольников», «Теоретические основы экономического воспитания детей дошкольного возраста».
3. Консультации для педагогов «Экономическое воспитание в ДОУ», «Трудовое воспитание в системе экономического образования».
4. Работу с родителями: консультации, анкетирование, семинары.
5. Работа с педагогами: показ НОД по темам: «Труд основа жизни», «Я банкир», «Рекламное агентство», «С финансами мы дружим», разработка новых современных сюжетно ролевых игр «Сбербанк», «Гипермаркет», «Банкир», «Брокер» и т. д., чтение художественной литературы, проведение семинаров, педагогических советов по заданной тематике, включение экономики в режимные моменты.