МААМ-картинки

Реализация системно-деятельностного подхода в работе с родителями детей с ТНР

Наталья Жук
Реализация системно-деятельностного подхода в работе с родителями детей с ТНР

Реализация системно-деятельностного подхода в работе с родителями детей с ТНР

В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. Не осталось в стороне и дошкольное образование. Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является введение принципиально нового документа – Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Публикация «Реализация системно-деятельностного подхода в работе с родителями детей с ТНР» размещена в разделах

В основу ФГОС ДО заложен системно-деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка (включая одаренных детей и детей с ОВЗ) обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Что включает в себя понятие системно-деятельностный подход?

Деятельность - система действий человека, направленная на достижение определенной цели (на результат).

Деятельностный подход – это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность (Л. Г. Петерсон)

Системно-деятельностный подход - это организация воспитательно-образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника, где акцент делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей.

Обязательным элементом реализации системно-деятельностного подхода является многоаспектное сотрудничество с семьей. Педагоги группы должны приложить немало усилий, чтобы создать неформальное объединение всех участников коррекционно-воспитательного процесса, главенствующая роль в котором, несомненно, принадлежит семье.

Особую значимость приобретает сотрудничество с семьей в логопедических группах. Эффективная коррекция речевого и сопутствующих нарушений возможна только в результате комплексного подхода, то есть при активной, скоординированной работе логопеда, воспитателя и родителей дошкольника.

Сотрудничество логопеда и родителей заключается и в выполнении родителями домашних заданий, направленных на закрепление тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены ребенком на фронтальных и индивидуальных занятиях. Но это не является развитием самостоятельной познавательной деятельности дошкольника. Поэтому, используя принципы реализации системно-деятельностного подхода, я решила дополнить домашние задания - творческими. При выполнении подобных заданий, дети, действуя совместно с родителями, учатся искать и находить необходимую информацию, обрабатывать ее, создавать на ее основе продукты деятельности. При этом происходит закрепление изученного материала, пополняется словарь, отрабатываются навыки словоизменения и словообразования, развивается связная речь.

Сотрудничество с родителями на основе системно-деятельностного подхода имеет определенную структуру. Рассмотрим каждый из этапов.

Введение в образовательную ситуацию предполагает создание психологической направленности на игровую деятельность. Педагог использует те приемы, которые соответствуют ситуации и особенностям данной возрастной группы. Например, к детям кто-то приходит в гости, включается аудиозапись голосов животных, звуков леса, природы. В группу вноситься что-то новое, соответствующее изучению текущей лексической теме (фото животных. энциклопедия, игра, игрушка). Для родителей на информационном стенде предоставляются сведения о проводимой работе по данной теме, о мероприятиях, планируемых по окончании изучения темы.

Важным этапом образовательной деятельности на основе системо-деятельностного подхода является создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности. Чтобы тема образовательной деятельности не была навязана логопедом, он дает детям возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создает проблемную ситуацию (затруднение, которая активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме. С родителями проводятся индивидуальные консультации по текущей теме, объясняющие, как мотивировать детей на поиск информации дома.

Следующий этап - проектирование решения проблемной ситуации. Родители помогают дошкольникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути её решения. На этом этапе важно предлагать им делать что-то на выбор, опираться на их личный опыт.

На этапе выполнения действий составляется новый алгоритм деятельности на основе старого и происходит возвращение в проблемную ситуацию.

Для решения проблемной ситуации используются разные виды продуктивной деятельности. Родители вместе с детьми принимают участие в итоговом мероприятии. Мероприятия могут проводиться в различной форме: создание мини-музеев ( по темам: «Посуда», «Продукты питания», «Одежда, обувь» и т. д., проведение выставок ( по темам: «Наш календарь», «Виды транспорта», «Овощи», «Фрукты» и т. д., а также конкурсов на лучшую работу (например, конкурс книжек – малышек с описательно-сравнительными рассказами или с придуманными сказками).

Также данный этап предусматривает:

• Нахождение места «нового» знания в системе представлений ребенка;

• Возможность применения «нового» знания повседневной жизни;

• Самопроверку и коррекцию деятельности.

Этап проведения итогов и анализа деятельности включает:

• Фиксацию движения по содержанию;

• Выяснение практического применения нового содержательного шага;

• Эмоциональную оценку деятельности;

• Рефлексия групповой деятельности;

• Рефлексия собственной деятельности ребенка.

Дети самостоятельно презентуют всей группе свои экспонаты, поделки и рисунки, рассказывая, что они создали и для чего это предназначено. Слушателям предлагается дополнить презентации своими знаниями, предложить новое или необычное использование данных предметов.

Таким образом, включенность родителей в деятельность учреждения формирует у взрослых целостное представление о единстве целей и задач дошкольного учреждения и семьи, постоянно повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах деятельностного подхода к развитию ребенка. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок с самого раннего возраста учился самостоятельно добывать знания, а затем применять их на практике. Системно-деятельностный подход позволяет сформировать у дошкольников деятельностные качества, определяющие успешность ребенка на разных этапах обучения и его последующую самореализацию в будущем.

Публикации по теме:

Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода Слайд 1 На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст.

Конспект НОД «День чистоты» для детей старшей группы с применением деятельностного подхода Конспект НОД «День чистоты» для детей старшей группы с применением деятельностного подхода и создания проблемной ситуации. Составила: Белякова.

Конспект ОД «Моя семья» с применением системно-деятельностного подхода Задачи: Образовательные: Познакомить детей с писателем Марком Шварцем. Побуждать детей понимать смысл литературного текста. Закреплять.

Конспект занятия по охране здоровья с применением системно-деятельностного подхода в группе для детей с ОВЗ Тема: «Осанка – красивая спина» Цель: Создать условия для формирования способов действия добычи знаний об осанке человека. Задачи. Познакомить.

Консультация для педагогов «Реализация системно-деятельностного подхода на музыкальных занятиях» Согласно ФГОС главный принцип обучения — системно-деятельностный подход, при котором ребенок сам добывает знания, а педагог должен так построить.

Консультация для воспитателей «Научить учиться» (Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ) Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы.

Методические рекомендации осуществления системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения. Данный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Осуществление системно-деятельностного подхода при использовании здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОНР Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе В основе ГОС стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих.

Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода «Правила поведения при пожаре для детей»Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода «Правила поведения при пожаре для детей» Ф. И. О. педагога: Воробьева Татьяна Николаевна, воспитатель старшей группы «Лимончики», МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска. Тип ситуации: открытие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация системно-деятельностного подхода в работе с родителями детей с ТНР
Опубликовано: 8 января 2020 в 20:26
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация системно-деятельностного подхода в работе с родителями детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Жук в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД