Татьяна Переверзева
Реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом образовательной программы
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем МДОУ на сегодняшний день 138 воспитанников. Содержание обязательной части Программы соответствует Примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др. и обеспечивает развитие детей по пяти направлениям развития и образования детей (далее – образовательные области) :
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
Темочки:
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Цель программы— создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Основным направлением работы нашего МДОУ является социально-коммуникативное развитие. С сентября 2017 года введена парциальная программа дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию "Мир Белогорья, я и мои друзья".
Парциальная программа дошкольного образования «Мир Белогорья, я и мои друзья» (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие») Волошина Л. Н., Серых Л. В.
Пояснительная записка
Примерная парциальная образовательная программа социально-коммуникативного развития «Мир Белогорья, я и мои друзья» является составной частью проекта «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» («Дошкольник Белогорья») (идентификационный номер 10078762, соответствует требованиям ФГОС и является результатом многолетней экспериментальной деятельности дошкольных учреждений региона, кафедры дошкольного и начального образования ОГАОУ ДПО «БелИРО» и кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования НИУ «БелГУ».
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) социально-коммуникативное развитие рассматривается как одна из образовательных областей, направленных на «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в формировании личности человека. В этот период закладываются фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к людям, целенаправленность, творческое воображение и другое. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие возраста ребенка, требуется непременное участие взрослого.
В процессе общения со взрослыми, наблюдения за социальной действительностью и взаимодействием с социальными институтами дети дошкольного возраста присваивают общественные нормы и морально-нравственные ценности, которые отражаются в их игровой деятельности.
Формирование у детей социального опыта и способов взаимоотношений, развитие чувств и эмоций строится с использованием технологий, основанных на ведущей деятельности в этот возрастной период.
Социально-коммуникативное развитие осуществляется в процессе активной деятельности детей. Оно органично связанно с возрастными новообразованиями, с особенностями развития личности ребенка, с окружением, с формирующимся личным и социальным опытом. Спецификой социально-коммуникативного развития в этом возрасте является фактическое слияние процессов выполнения ребенком деятельности, приобретения и проявления морально-нравственных чувств и эмоций.
Изменение образовательного поля ребенка на уровне социально-коммуникативных игровых технологий, безусловно, обеспечивает не только новое качество образования, высокую мотивацию, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, но также и обновление сознания педагога.
Парциальная программа «Мир Белогорья, я и мои друзья» направлена на создание условий для социально-коммуникативного развития детей с учетом социокультурных традиций Белгородской области.
Программа разработана на основе игровых технологий, ориентированных на приобретение ребенком социального опыта. Игровые технологии вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивают освоение коммуникационных умений. Игры дают возможность моделировать разные ситуации, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоциональных проявлений. Они помогают ребёнку осваивать духовные и общечеловеческие ценности.
Программа предназначена для использования в различных организационных формах дошкольного образования, в центрах развития ребенка, детских клубах, семейных формах дошкольного образования.
Цель программы :
обеспечение социально-коммуникативного развития детей 3 – 8 лет на основе социокультурных традиций Белгородской области, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, потребностей детей и их родителей;
создание развивающей предметно-пространственной среды, представляющей собой систему условий для позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста
Задачи программы :
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и России, представление о социокультурных ценностях, традициях и праздниках;
развитие в игровой, познавательно-исследовательской, проектной деятельности представлений о себе и других людях (различия между людьми разного возраста и пола, настроения, чувства и переживания, взаимоотношения между людьми);
расширение «зоны ближайшего развития» путем включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослыми и друг с другом с учетом социокультурных традиций Белогорья;
развитие у детей способности к инициативному и самостоятельному действию по решению социально-коммуникативных задач на основе социокультурных традиций Белгородской области.
Возрастные особенности детей по программе «Мир Белогорья, я и мои друзья» соответствуют психолого-педагогическим особенностям дошкольников 3 -7 лет, сформулированным в комплексной программе «Детство». Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
Планируемые результаты освоения парциальной программы на этапе завершения дошкольного детства:
ребенок владеет представлениями о себе и составе своей семьи, своей принадлежности к семье, об обязанностях каждого члена семьи и самого ребенка, о важном значении семейных традиций, об увлечениях, совместных праздниках, отдыхе;
сформированы представления о своей принадлежности к группе детей детского сада, участвует в коллективных мероприятиях в группе и детском саду, владеет правилами и нормами общения и взаимодействия с детьми и взрослыми в различных ситуациях;
обладает начальными знаниями о родном городе (поселке, селе) - его гербе, названии улиц, некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностях, понимает назначение общественных учреждений, разных видов транспорта. Овладевает представлениями о местах труда и отдыха людей в городе (поселке, селе, об истории города и выдающихся горожанах, традициях городской (сельской) жизни. Понимает важность труда родителей и взрослых для общества;
обладает начальными знаниями о родной стране - ее государственных символах, президенте, столице и крупных городах, особенностях природы, труда людей;
проявляет интерес к ярким фактам из истории и культуры малой родины, страны и общества, к некоторым выдающимся людям Белгородчины и России. Проявляет желание участвовать в праздновании государственных праздников и в социальных акциях страны и города (поселка, села);
проявляет инициативу и самостоятельность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми.