Елена Морозова
Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Детский сад №3 «Ласточка»
городской округ г. Касимов
Рабочая программа
по образовательной области
«Социально – коммуникативное развитие»
приоритетное направление «Формирование основ безопасности»
Подготовила воспитатель МБДОУ
«Детский сад №3 «Ласточка»
Морозова Е. А.
Введение…. …. 3
1. Основные содержательные направления программы…. 8
2. Перспективное планирование…10
Публикация «Рабочая программа по образовательной области „Социально-коммуникативное развитие“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
2.1. Перспективный план работы по безопасности жизнедеятельности во второй младшей группе…. 10
2.2. Перспективный план работы по безопасности жизнедеятельности в средней группе…19
2.3. Перспективный план работы по безопасности жизнедеятельности в старшей группе…. …. 35
2.4. Перспективный план работы по безопасности жизнедеятельности в подготовительной группе…. 37
2.5. Перспективное планирование работы с детьми вне занятий…39
2.6. Перспективный план работы с родителями старших дошкольников…. 45
3. Примерная форма мониторинга знаний детей по безопасности жизнедеятельности…48
Список используемых источников…. 50
Приложение
Введение
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле.
Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер.
Выделяют ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека:
• опасности дома;
• опасности на дороге и улице;
• опасности на природе;
• опасности в общении с незнакомыми людьми.
Именно от обученности и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях.
Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Период дошкольного детства характеризуется нарастанием у детей двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций, поскольку реакции детей по сравнению с взрослыми замедленные, они гораздо позже могут правильно отреагировать на возникшую опасность.
«Безопасность» — это раздел образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», содержание которого направлено на достижение цели: формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, через решение следующих задач:
-воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности;
-формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
-формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них;
-формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения;
-воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Данная программа создана на основе программы Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», методических пособий К. Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника», О. А. Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения», Т. Г. Хромцовой «Воспитание безопасного поведения в быту» и личного опыта работы с дошкольниками.
Ребенок, который еще толком читать и писать не умеет, порой свободно управляется с цветным телевизором, магнитофоном, компьютером, разве может случиться несчастье там, где все так знакомо и привычно? А ведь каждый из этих предметов таит для ребенка незримую опасность. Взрослому и в голову не придет, к примеру, сунуть гвоздь в розетку, либо развести костер в комнате или на кухне, а ребенок из озорства, любопытства или по недомыслию может. Порой, оставшись без присмотра, дети беспечно открывают краны, включают утюг, пытаются исследовать “внутренности” включенного пылесоса, пробуют бабушкино лекарство, оставленное на виду, иногда по ошибке утоляют жажду совсем неподходящей для этой цели жидкостью. Случается, выпадают из открытых окон многоэтажных домов, играют с ножом или острыми ножницами и получают травмы от неумелого и неосторожного обращения с ними.
Невозможно водить ребенка все время за руку. Необходимо своевременно доходчиво объяснить ему, где, когда и как он может попасть в опасную ситуацию, сформировать у детей модель безопасного поведения в быту, на дорогах, на улице, на природе, позволяющую действовать в адекватно конкретной реальной жизненной ситуации.
Также необходимо рассказать детям о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов. Познакомить их с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как экология оказывает влияние на здоровье человека и живую природу. Необходимо учить детей ответственному и бережному отношению к природе.
Цель программы – познакомить детей дошкольного возраста с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми); сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.
Задачи программы.
1. Дать детям элементарные знания об общепринятых человеком нормах поведения.
2. Научить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке.
3. Помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.
4. Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, умение объяснять собственное поведение.
Программа рассчитана на 4 возрастных периода (от 2 младшей группы до подготовительной). Каждый возрастной период включает в себя перспективный план специально организованных занятий - один раз в месяц, перспективный план работы по организации различных видов деятельности вне занятий и перспективный план работы с родителями.
Все занятия и виды деятельности выделены в направления:
«Ребенок дома»;
«Ребенок и природа»;
«Ребенок на улицах города»;
«Ребенок в общении с людьми»;
«Социально-эмоциональное развитие».
При разработке программы мы придерживались следующих принципов:
• принцип системности: содержание программы по безопасности жизнедеятельности должно быть реализовано по всем направлениям. Работа должна проводиться систематически весь учебный год при гибком распределении материала в течение дня;
• принцип интеграции: содержание работы по ОБЖ должно соединять разные направления: изобразительную, театрализованную деятельность, ознакомление с окружающим, экологическое, физическое воспитание, а также нерегламентированные виды деятельности и отдельные режимные моменты. Необходимо использовать разнообразные формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры). Иными словами, работа по безопасности жизнедеятельности не должна быть искусственной надстройкой, её необходимо естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс;
• принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Основные направления работы по безопасности жизнедеятельности должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребёнком на конкретные предложенные воспитателем темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.
Специально организованные занятия проводятся в первой половине дня. Что касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня. Можно выбрать определённый день недели, можно работать тематическими циклами.
1. Основные содержательные направления программы «Основы безопасности жизнедеятельности ”
I .Ребёнок в общении с другими людьми.
1. О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
2. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
3. Ситуации насильственного поведения незнакомых взрослых.
4. Если чужой приходит в дом.
5. Самый большой друг.
II. Ребёнок и природа.
1. Гроза.
2. Лекарственные растения.
3. Ядовитые растения.
4. Съедобные и несъедобные грибы.
5. Насекомые.
6. Кошка и собака – наши друзья.
III. Ребёнок дома.
1. В мире опасных предметов.
2. Электроприборы.
3. Безопасность.
4. Пожар.
5. Огонь – судья беспечности людей.
6. Служба “02”.
7. “Скорая помощь”.
IV. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.
1. У Мишки в гостях.
2. Чтобы нам не болеть.
3. Витаминная семья.
4. День здоровья.
5. Обучение детей правилам поведения на воде.
6. Поездка к морю.
V. Ребёнок на улицах города.
1. Мы знакомимся с улицей.
2. Знай и выполняй правила уличного движения.
3. Зачем нужны дорожные знаки.
4. Улица города.
5. Знакомство с транспортом своего города.
6. Целевые прогулки :
Пешеход,
Переход,
Перекрёсток,
Наблюдение за работой сотрудников ГАИ.
Эффективность представленной системы работы в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Мы не только учитываем это в собственном поведении, но и уделяем значительное внимание работе с родителями. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. В работе с родителями мы используем следующие формы: родительские собрания, индивидуальные подгрупповые консультации, открытые занятия, оформление папок – передвижек, стендов, родительских уголков, совместные мероприятия с приглашением медицинских работников, милиционера, пожарника.
Как показывает опыт работы и итоги обследования детей, данная система способствует образованию детей. И это подтверждают слова К. Д. Ушинского, который писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».