Кристина Старокожко
Реализация образовательного проекта «Моя Воркута» как средство этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Реализация образовательного проекта Моя Воркута, как средство этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста»
В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной. Под этнокультурным компонентом подразумевается всё то, что способствует развитию творческих возможностей ребёнка, даёт полное представление о богатстве национальной культуры, укладе жизни народа, его истории, языке, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой, гармоничной личности, патриота своей Родины.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Республика Коми
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2019
В наше время остро встал вопрос о том, что все стремятся уехать из родных мест в большие города для реализации себя. Даже не задумываясь, сколько возможностей есть здесь совсем рядом. Как бы не менялась страна, люди, всегда неотъемлемым качеством будет - любовь. Любовь к близким, друзьям и конечно к Родине. А как мы знаем, родина начинается со скамьи во дворе… Но любить можно только то, что знаешь и поэтому нашей задачей стало показать всю красоту родного края. Чем больше дошкольники будут знать о своём городе, о его истории, культуре, природном и социальном окружении, тем больше будут его любить.
Существует несколько путей введения этнокультурного компонента в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения :
- введение в образовательный процесс на интегрированных занятиях;
- введение этнокультурной составляющей в программы дошкольного образовательного учреждения при организации дополнительного образования.
Мы для себя выбрали проектный метод внедрения этнокультурного компонента, так как он охватывает большое количество воспитанников и их родителей.
Представляем вашему вниманию наш опыт работы по теме:
«Реализация образовательного проекта Моя Воркута, как средство этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Своим проектом, мы хотели привить детям и их родителям любовь к родному краю, показать им всю красоту любимых и значимых мест.
Цель проекта :
- развитие интереса к истории возникновения родного города Воркута;
- знакомство с историей возникновения города Воркута, с изменениями его в прошлом и настоящем;
- расширение интереса к истории своего края, города, расширение представления об истории малой Родины;
- развитие исследовательского интереса, любознательности, творческого воображения;
- знакомство детей с государственной и городской символикой, с культурой Коми края, особенностями и достопримечательностями города
- расширение знания детей о Коми Республике, народах Севера, их быта.
- воспитание любви к «малой Родине», гордость за достижения своего города.
Наш проект долгосрочный и рассчитан на пол года.
Этапы проекта :
Первый этап: Постановка проблемы, цели, задач.
Постановка проблемы. Дети пяти-шести лет очень любознательны, но у них наблюдается недостаточная сформированность географического и исторического кругозора, а чувство патриотизма и любви к малой Родине находятся в зачаточном состоянии. Наша задача, как педагогов, создать благоприятные условия для решения данной проблемы. Метод проектов даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, творческую, исследовательскую, конструктивную.
Задачи:
-определить актуальные знания детей о родном городе, достопримечательностях;
-вызвать интерес к решению поставленной задачи.
Второй этап. Подготовительный.
1. Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.
2. Подбор методической и художественной литературы;
3. Подборматериала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.
4. Подборка фотографий, литературы.
5. Разучивание песен, стихов о любимом городе.
2 этап – Основной (Реализация проекта).
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
Задачи:
-создание проблемной ситуации;
-развивать выразительность речи, моторику рук;
-развивать познавательные способности у детей в процессе совместной исследова
тельской деятельности;
-пополнить книжный уголок материалами по теме проекта;
-воспитывать аккуратность при выполнении работ по теме проекта.
Формы организации работы 2 этапа:
В сентябре месяце мы с детьми провели познавательну беседу на тему: «Мой любимый город». Целью которой было расширить представления детей о городе в котором они живут, познакомить их с особенностями климата.
Провели экскурсию в тундру, обратили внимание на красоту природы, рассматривали растения, насекомых, птиц. (Слайд). На прогулке предложили детям изобразить увиденное мелками на асфальте. Рисунки получились красочные. (слайд)
В октябре месяце мы провели беседу: «Улицы нашего города»,«Что было бы, если бы у улиц не было названий» Целью которых было: Закрепить знания детей о улицах и их названиях.
Так же было проведено комплексное занятие по теме: «Дом в котором я живу» на котором мы с ребятами рассматривали иллюстрации и фотографии зданий различного назначения и сравнивали их с домами в которым они живут. Итогом этой работы были рисунки и поделки из пластилина. (Слайд).
В ноябре месяце была организована фото выставка «Путешествие в прошлое» целью которой было показать детям, как менялся город в течении своего существования. Вместе с детьми мы посетили библиотеку им. Пушкина, где нам рассказали о коренных жителях, о их быте и культуре. (Слайд). Среди родителей мы организовали конкурс на лучшую поделку о родном городе. При подведении итогов первое место заняла работа : «Оленья упряжка» (Слайд). В честь празднования Дня города совместно с детьми мы изготовили макет : «67 Параллель» и представили его на конкурс: «Республика Коми глазами детей» ,где наша работа заняла третье место. А так же наша воспитанница Герман Анна приняла участие и заняла первое место в муниципальном фестивале моя дорогая Коми земля с авторским стихотворением воспитателя Старокожко К. В. «Любимый город».
В декабре мы познакомили детей с основной профессией города Воркуты-Шахтёр. Провели беседы, рассмотрели иллюстрации и показали познавательный фильм: «Шахтёры». Совместно с родителями Создали мини- музей «Мой космос Воркута», где на полках были расположены доступные для детей экспонаты : символика города-Флаг, герб, литература о городе, альбом с достопримечательностями города, куклы в национальных костюмах.
В январе мы с детьми обобщили знания о жизни коренного народа, в разные времена года, предложили детям на прогулке создать макет жилья Ненцев из снега (слайд). Рассказали о том, что не только олени являются средством передвижения в суровых условиях крайнего севера, а так же помощники у людей-Собаки. Итогом этой работы стало изготовление совместной работы: «Собачья упряжка» (слайд).
В феврале, мы приступили к работе над лепбуком, который помог организовать информацию по теме Мой город, систематизировать материал, сделать его понятным и доступным. Было тщательно продумано, что должен включать в себя лепбук. Совместно с детьми подбирались картинки и фото. В итоге, в нё м расположился материал: символика города, природа родного края, шахты города, достопримечательности, коренные жители, Коми орнамент, основные праздники города и игра собери пазл. В результате наш лепбук занял второе место во всероссийском конкурсе: «Лепбук- современное дидактическое пособие». (Слайд)
В марте, мы с детьми приступили к работе над Коми сказкой «Храбрый ЯГ-Морт». К этапу сочинения сказок мы подошли не сразу. Вначале дети прослушали, посмотрели большое количество самых разнообразных сказок небольших по объёму. Компактный сюжет сказок давал детям возможность легче разобраться в повествовании, уложить в голове и пересказать содержимое сказки, позже преобразовать её, наполнив новыми событиями и персонажами.
Это был самый интересный и сложный этап нашей работы. Детям было сложно воспринимать на слух и проговаривать Коми слова. Но несмотря на это дети пополнили свой словарный запас Коми словами. Когда сказка была придумана, началась работа над её оформлением. Дети с большим энтузиазмом и удовольствием рисовали иллюстрации к будущей книге. (слайд).
Третий этап – Обобщающий (заключительный).
Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
Задачи:
-развивать творческие способности;
-развивать умение анализировать, обобщать и делать простейшие выводы;
-развивать наблюдательность и любознательность, познавательной активности
-воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности.
На заключительном этапе мы представили результат нашего проекта : Коми сказку «Храбрый Яг-Морт» (видео).
В ходе реализации проекта все цели и задачи были достигнуты, были использованы разнообразные методы и приёмы для ознакомления детей с родным городом, проведены интересные мероприятия, способствующие воспитанию гордости за свою малую родину и Россию в целом.
Мы обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных методов и приемов; собрали богатый материал по теме проекта; пополнили словарный запас детей; на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию.
В конкурсах совместных рисунков и поделок в течении всего проектного периода приняли участие все семьи. Победителям и всем участникам были вручены дипломы и грамоты.
Старинная мудрость напоминает нам о том, что: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.
Перспективы проекта : В дальнейшем планируем продолжить работу по знакомству с городом и его окрестностями.