Ольга Игнатьева
Реализация нормативного проекта для детей старшего дошкольного возраста «Правила поведения в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы и участники проекта:
воспитатели:
Игнатьева Ольга Николаевна,
Тёлина Ирина Владимировна,
дети и родители подготовительной
к школе группы № 1 «Солнышко».
Краткое описание проекта: данный проект представляет собой работу по созданию новой нормы (нормотворчество, которая основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду. Обычно это типичные, повторяющиеся конфликтные ситуации. Проект направлен на приобретение дошкольниками необходимых навыков поведения – дети становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. Основным принципом поведения в подобных ситуациях становится обязательное предварительное обращение ребёнка к взрослому, согласование правил и контроль за его соблюдением как со стороны воспитателя, так и со стороны ребёнка. Проект такого типа инициируется педагогом.
Публикация «Реализация нормативного проекта для детей старшего дошкольного возраста „Правила поведения в детском саду“» размещена в разделах
- Правила поведения в детском саду и группе
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2019
Цель проекта: создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов детей, формирование у ребенка в детском саду и дома социально-нравственных качеств. Овладение детьми нормами поведения, способности конструирования своего поведения на основе анализа действительности и удержания этого правила.
Актуальность
Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому я педагог – практик включилась в активную поисковую, инновационную деятельность.
В педагогике творческий поиск предполагает поисковую деятельность, создание нового педагогического опыта. Я, считаю, что метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе детских садов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни. В нашу подготовительную группу пришли дети из разных групп и других детских садов. У каждого ребёнка был свой опыт общественной жизни. Необходимо было создать единый коллектив, выработать единые правила. В своей практике я решила использовать нормативную проектную деятельность.
В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития. Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребёнок - это всесторонне развитый ребёнок, который умеет вести себя в коллективе сверстников, в общественных местах.
Дети дошкольного возраста могут анализировать предложенную ситуацию с трех различных позиций: нормативно – стабилизирующей, смыслообразующей и преобразующей. За этими тремя позициями лежит определенное понимание структуры познавательных способностей. Организация проектной деятельности невозможна без учета этих позиций на каждом этапе ее реализации.
Таким образом, актуальность данного проекта обусловлена:
- Проблемами регуляции поведения детей в детском саду стоит очень остро. Анализ состояния наших воспитанников показал, что в группе часто происходят конфликтные ситуации, которые характеризуются столкновением детских инициатив, при котором каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения.
- Формированием в дошкольном возрасте дружеских взаимоотношений между детьми в значительной степени зависит от того, какая работа в детском саду ведется в этом направлении. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других.
- Воспитанием в детях таких качеств как сочувствие, отзывчивость.
Цель проекта: формирование у ребенка в детском саду и дома социально-нравственных качеств, овладение детьми нормами поведения, способности конструирования своего поведения на основе анализа действительности и удержания этого правила.
Тип проекта: нормативный.
Продолжительность проекта: краткосрочный (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Участники проекта:
1. Педагоги: воспитатели группы, младший воспитатель.
2. Дети подготовительной к школе группы.
3. Родители и другие члены семьи.
Задачи:
• Развивать у детей интеллектуальные, познавательные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
• Формировать у детей эмоционально-эстетическое и бережное отношение к сверстникам, близким.
• Научить детей видеть нежелательные последствия неприемлемого поведения
• Создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.
Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта:
Дети:
• овладение знаниями о последствиях нежелательного поведения в той или иной ситуации;
• освоение навыками бесконфликтного общения;
• проявление доброты, заботы, уважительного отношение к окружающим;
• возрастание речевой активности детей в разных видах деятельности, способностей анализировать свои поступки и поступки других;
Родители:
• обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
• повышение педагогической компетентности родителей.
Педагоги: проектирование заставляет педагога находиться в пространстве возможностей, что изменяет мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует творческого, личностного роста.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный: 1 и 2 недели сентября.
Практический: 3 неделя сентября – 1-4 недели октября -1-3 недели ноября.
Заключительный: 4 неделя ноября.
Подготовительный этап начался с изучения источников информации к проекту: подборка методической, научно-популярной, энциклопедической, художественной литературы, Интернет-ресурсов по данной теме.. Основными пособиями для изучения стали пособия, относящиеся к методическому комплексу Программы «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ДО: Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников; Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников (5-7 лет);
Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата. На этом этапе работы, мне предстояло решить следующие задачи:
- изучить отношение родительской общественности к предлагаемой деятельности в рамках проекта (анкетирование) и возможности семей воспитанников по поддержке образовательного процесса;
- скоординировать действия педагогов и родителей по формированию у детей в детском саду и дома социально-нравственных качеств;
- разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.
Практический этап
Цель практического этапа: социально-нравственное воспитание дошкольников на основе бесед на моральные темы, чтение и последующий анализ художественных произведений, обсуждение и проигрывание проблемной ситуации, просмотр и обсуждение фрагментов мультфильмов, художественного творчества.
Содержание деятельности родителей:
• Участие в создании пособий для бесконфликтного общения.
• Совместные с педагогом, ребенком и родителями анализ поведения за день.
Содержание деятельности педагога
• Беседы на моральные темы.
• Чтение и последующий анализ художественных произведений.
• Обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций.
• Просмотр и обсуждение фрагментов мультфильмов, художественного творчества.
• Продуктивные виды деятельности (рисование)
• Прослушивание песен о дружбе.
На этом этапе работы, мне предстояло решить следующие задачи:
- Развивать умения давать моральную оценку своим поступкам, способность к эмоциональному сопереживанию.
- Расширять и углублять представления детей о доброжелательном отношении к окружающим.
- Закреплять умения детей анализировать свои поступки и поступки сверстников.
На заключительном этапе проекта мы создали совместно с детьми «Книгу правил» и провели развлечение «Праздник Дружбы».
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
• тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что позволило существенно снизить конфликтность между детьми;
• данный проект способствовал не только улучшению психологического климата, но и значительно облегчил работу педагога;
• возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог;
• считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, родители принимали активное участие в реализации проекта.
На официальном сайте детского сада и на персональном сайте воспитателя Игнатьевой Ольги Николаевны размещена информация о ходе реализации проекта, мероприятиях, связанных с проектом. Результатами реализации проекта мы начали делиться с педагогическим сообществом на международном образовательном портале МААМ. RU. Проект планируем представить на РМО педагогов дошкольных образовательных организаций Сергачского района по социально – коммуникативному развитию.
Библиографический список
1. Веракса, Н. Е., Комарова, Т. Н., Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа. М. : Мозаика-Синтез, 2015.
2. Веракса, Н. Е., Галимов, О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2015.
3. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н., Проектная деятельность дошкольников (5-7 лет) Методическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2015.
4. Алябьева Е. А. Нравственно – этические беседы с дошкольниками. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
5. Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2000.