Лебедева Евгения
Подвижные народные игры как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
«Подвижные народные игры как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения.
Публикация «Подвижные народные игры как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
Одним из срeдств вoспитaния межнациональной толерантности являeтcя нaроднaя игрa.
Нaродные подвижные игры - неотъемлемая часть физического, эстетического и межинтернационального воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое уважительное, заинтересованное отношение к культуре своей Родины, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности своей стране.
На основе вышесказанного можно говорить о том, что детей можно знакомить с культурой народов России через народную игру.
Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
1) проведение праздников и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) народные подвижные игры, такие как «Гори, гори ясно», «Бояре», «Мы веселые ребята», «Юрта», «Платочек» и другие;
4) проведение народных праздников, например, таких как «Сабантуй», «Масленица» в соответствии с народным календарем;
5) знакомство детей с традициями народов разных стран.
Таким образом, процесс педагогического руководства формированием детских взаимоотношений можно представить как одновременное влияние педагога на личностные качества ребенка, на его деятельность и непосредственное руководство детскими взаимоотношениями.
Различия языков, традиции и культуры в целом помогут воспитателю обогатить социальный опыт дошкольников, подготовить их к встрече с другими культурами в будущем, помогут сформировать положительные взаимоотношения между детьми в группе детей с разными национальностями.
Важнейшим качеством педагога в работе с детским коллективом является эмпатия – способность понимать и чувствовать ребёнка.
Итак, какими же качествами должен обладать педагог:
1. Общая национальная культура, культура сотрудничества и взаимодействия;
2. глубокое знание национальной культуры, её проявление в поведении;
3. профессиональное мастерство, освоение новых методов и приёмов работы;
4. психологическая установка на толерантность, этнокультурное общение;
5. отношение к детскому коллективу как свободной общности единомышленников;
5. стремление к самоанализу и саморазвитию.
Кроме того, педагог должен обладать специальными технологиями взаимодействия с детским коллективом.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ НАРОДНЫХ ИГР В ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Игры русских детей были очень разнообразны, классифицировать их довольно сложно. Учёные, занимавшиеся их изучением, обычно выделяют игры пальчиковые, драматические, состязательные, хороводные и орнаментальные.
1. В пальчиковых играх движения пальцев ребёнка соединяются с короткими ритмичными стихами. Обычно в такие игры играли взрослые с маленькими детьми. Во время совместных игр ребёнок испытывал радость от тесного контакта со взрослыми.
2. В основе драматических игр лежало действие, развивающееся в диалоге персонажей. Это маленькие, разыгрываемые детьми пьески, персонажами их могут быть люди, животные, птицы, причём все они сохраняют свои природные качества: силу, храбрость, ум, хитрость, трусливость. Игра сопровождается пением песенок.
3. Отличительной особенностью состязательных игр является установка на победу, утверждение превосходства. Состязание может быть простым, например в беге, прыжках, в ловкости, и усложнёнными, то есть с применением какого – либо инвентаря: верёвок, мячей, шаров, палок, камешков, костей. В состязательных играх распределение ролей происходит с помощью различных жеребьёвок, считалок. Во многих из них практикуется наказание побеждённого или проигравшего.
4. Орнаментальные и хороводные игры представляют собой коллективное песенно-хореографическое действо. Игроки двигаются хореографическим шагом по кругу или навстречу друг другу двумя шеренгами под пение песен. В хоровод часто включается пантомима, элементы драматического действия, а так же элементы плясок, прыжки, хлопанье в ладоши, притопы, присядки, кручения.
Так же игры можно классифицировать:
1. По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла).
2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности).
3. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т. д.).
4. По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).
Выделяют типологию игр для дошкольников:
• По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные).
• По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости).
• По отношению к структуре образовательной деятельности (для подготовительной, основной, заключительной).
Роль подвижных народных игр в воспитании толерантности у старших дошкольников
Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод развития личности ребенка при его активной помощи. Игра – естественный спутник жизни и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.
Используя подвижные игры народов мира, на физкультурных занятиях, можно решать развивающие, оздоровительные задачи, а так же воспитательные, направленные на формирование толерантных взаимоотношений в детском коллективе.
Исходя из поставленной цели и задач, необходимо действовать в двух направлениях:
1. Формировать интерес к подвижным играм народов мира
2. формировать основы толерантных взаимоотношений между детьми.
Нужно учитывать следующие педагогические принципы:
Принцип гумманизации заключается в учете личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе обучения подвижным играм, знакомства с традициями и обычаями народов мира.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей 5 – 7 лет. В начале и в конце учебного года необходимо проводить диагностику двигательных качеств, учитывать ее результаты для подбора физических упражнений, подвижных игр. Субъект – субъектное взаимодействие в процессе организации самостоятельной деятельности детей. Реализуется в высказываниях детей, в самостоятельной организации подвижных игр, как на занятиях, так и в группе, на прогулке.
Воспитание толерантности, нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры можно построить по нескольким направлениям:
• знакомство с культурой народов мира через подвижные игры;
• формирование уверенности в себе, уважения и дружелюбия к сверстникам;
• знакомство с культурой, традициями своего народа;
• самообразование воспитателей.
Подвижные игры — эффективный и наиболее простой метод развития личностных качеств ребенка при его активной помощи. Игра — это естественный спутник жизни заложенный самой природой в развивающийся личности ребенка. Игра всегда связана с творчеством, эмоционально проходом, стимулирует двигательную активность.
Использование подвижных игр народов мира, на занятиях физической культурой способствует решить оздоровительные, развивающие задачи, а также воспитательные программы направленные на формирование толерантных взаимоотношений в детском коллективе. Формирование толерантности рекомендуется начать с дошкольного возраста, ибо этот возраст является сенситивным для образования нравственности и толерантности, в этом возрасте, закладывается фундамент для дальнейшего развития личность ребенка.
Как показывают исследования отечественных ученых ребенка дошкольника, характеризует эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.
Итак, воспитание толерантности у детей дошкольного возраста, невозможно без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг к другу. Именно в таких условиях жизнь детей в группе строится на принципах уважения, обогащается опыт общения с людьми разных национальностей.