Дунецкая Анастасия
Чтение произведений детям 3 года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация моей работы по чтению художественной литературы познавательного характера с детьми 3 года жизни.
Исходя из возрастных особенностей, для детей 3 лет жизни, в режиме дня ежедневно выделяется 10-15 для свободного чтения по выбору воспитателя или желанию детей. Для детей 3 лет рекомендуется использовать время после обеденного сна. При этом не ограничивается использование литературных текстов и внутри других видов деятельности.
Публикация «Чтение произведений детям 3 года жизни» размещена в разделах
При организации чтения художественного произведения познавательного характера для детей 3 года жизни должна быть выдержана структура, иметь логику преподнесения материала, включать этапы освоения.
Перед тем как прочитать произведение детям, мне необходимо подготовить детей к восприятию текста. В работе я использовала, разнообразные методы приема: звукоподражания (Как крякает уточка); беседа (Кто по водичке умеет плавать); рассматривание картинок и другие. В моей рабочей практике очень эффективен прием «удивления», когда вносится необычный сказочный предмет или к детям приходит герой произведения, я этот метод называю сюрпризным моментом. Привлекает детей и яркая красочная обложка книг, они лучше воспринимают текст с опорой на иллюстрации.
Подготовив детей к восприятию, я выразительно и эмоционально начинаю рассказывать текст. Эта часть занятия важна и ответственна – здесь происходит первая встреча ребенка с художественным произведением.
Следующий этап в проведении занятия – обсуждение рассказанной сказки. Первое восприятие вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, повышает интерес к изображенным событиям и героям, но вместе с тем бывает иногда неполным, поверхностным. Передо мной стоит задача – в процессе беседы после чтения уточнить, углубить первоначальное восприятие и понимание текста. Рекомендовано предлагаю детям вспомнить наиболее интересные моменты и повторить их словами сказки.
Повторяя эти слова, малыши лучше усваивают содержание сказки, учатся интонационно передавать слова ее героев, и пусть пока повторяют интонации воспитателя. Это закладывает основы самостоятельного рассказывания в более старшем возрасте. Также можно прослушать песенку действующих лиц из музыкальной книжки, повторить ее хором.
Следующая часть должна возвратить ребенка непосредственно к тексту художественного произведения. Нужно, чтобы в памяти детей осталась сама потешка, песенка или сказка, а не беседа «по поводу». Поэтому целесообразно я заканчиваю занятие повторным чтением произведения.
Таким образом, методика знакомства младших дошкольников с художественной литературой познавательного характера (потешками, сказками, стихами) отличается своеобразием. Занятия предусматривают не только слушание ребенком произведений, но и его участие в действии-игре, в общении с исполнителем и персонажем.
Для прочтения произведений детям, я использую дидактические принципы. Во-первых, это принцип активности и посильной самостоятельности. Его суть – активное соучастие и сотворчество педагога и ребенка. На занятиях необходимо создать все условия, чтобы у малышей возникала потребность речевого взаимодействия с взрослым. Моя цель-это вызвать у ребенка чувство сопереживания с действиями персонажа. Необходимо активное, действенное соучастие ребенка. Я предлагаю малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу развертывающихся в тексте действий. Другой важнейший принцип ознакомления детей с русскими народными сказками – принцип познавательной выразительности. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоциональности изложения я поддерживаю внимание детей. Дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога, особым образом реагируя на его голос, мимику, настроение, жесты. Эти проявления легко копируются; поэтому для малышей они выполняют информационную роль.
Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми младшего дошкольного возраста принцип наглядности, то есть, используемые наглядные средства: игрушки, картинки, пособия и так далее, с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Показ – основной метод принципа наглядности – может быть фрагментарный (основные эпизоды произведения) или полный (последовательные эпизоды произведения, с использованием различных наглядных средств.
B течение года детям нужно повторно читать знакомые рассказы, сказки, стихи и ритмические строчки из сказок, для того, чтобы поэтические образы лучше усваивались и не забывались. Запоминание стихов и сказок оказывает большое внимание на развитие словаря ребенка. Надо стремиться к тому, чтобы слова, услышанные детьми на занятии, входили в их активный словарь. Для этого следует чаще повторять их в самых разнообразных сочетаниях, иначе малыш воспримет новые слова просто как сочетание звуков, не постигнув их значение. Передо мной стоит задача – научить детей понимать слова, которые они произносят, показать, как их можно употреблять в сочетании с другими словами.
Начиная с трехлетнего возраста необходимо подводить детей к различению жанров. Перед прочтением произведения я обязательно должна называть жанр литературного произведения. Названия жанров должны даваться четко и правильно. Необходимо избегать неправильных выражений («расскажу сказочку, стишок»). В первой младшей группе дети, слыша названия жанров, просто его запоминают, а понимания специфики жанров, их особенностей произойдет в более старшем возрасте.
Чтобы успешно осуществить любую запланированную работу, необходимо участие и поддержка родителей. B индивидуальных беседах, консультациях, памятках нужно убеждать родителей, что книга, а не компьютер, – самый результативный способ развития детей. Книга приходит к ребенку через мамин или папин голос, а это всегда любовь и доброта, тепло и защита.