Галина Амосова
Консультация для воспитателей «Реализация инновационной технологии портфолио в процессе работы с детьми 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели работы :
Создание условий для реализации технологии портфолио с целью всесторонне задокументировать достижения ребенка, отразить динамику и вектор его развития, что в полной мересоответствует требованиям ФГОС ДО.
Задачи работы :
1. Реализовать индивидуальный подход к работе с ребенком; планировать работу, учитывая его способности и потребности (индивидуальную траекторию развития);
2. Реализовать сотрудничество с родителями и их психолого-педагогическую поддержку, опираясь на объективные данные;
Публикация «Консультация для воспитателей „Реализация инновационной технологии портфолио в процессе работы с детьми 2–3 лет“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Портфолио воспитателя и педагога
- Темочки
3. Обеспечить преемственность между ступенями образования.
4. Содействовать успешной адаптацииребенка к условиям ДОО.
Актуальность, инновационность :
В наши дни немало говорится о современных подходах к образованию дошкольников. Одним из наиболее эффективных считается технология портфолио.
Собранное и красиво оформленное детские портфолио не только станут элементом профессионально педагогических наблюдений, но и позволят привлечь
Внимание родителей к совместной работе, подарят детям возможность
многое узнать о себе. Планомерная работа по наполнению портфолио,грамотная интерпретация материалов и активное использование его в педагогическом процессе позволит решить многие задачи, поставленные ФГОС ДО.
Что же такое портфолио?
Портфолио дошкольника-это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни. Особое значение имеет оформление портфолио, оно должно привлекать и заинтересовывать дошкольника.
Странички должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно.
В своей педагогической деятельности я использую 5 основных принципов эффективной работы с портфолио с детьми 2- 3 лет.
1. Понимать потребности ребенка, а не подменять их собственными представлениями.
2. Индивидуально сопровождать, а не осуществлять групповое обслуживание.
3. Сделать понимание основой согласия.
4. Представлять обширный выбор, а не ограничивать.
5. Смотреть с высоты детей, а не только осуществлять надзор.
Реализация технологии портфолио проходит в 3 этапа :
1. Постановочный:
Приступая к реализации технологии портфолио, необходимо определить цель его создания, разработать «Положение о портфолио дошкольника», определить функциональные обязанности участников образовательного процесса.
В одних дошкольных учреждениях портфолио составляют под руководством воспитателя и хранится он в группе, в других-под руководством специалистов дошкольных учреждений, в третьих-портфолио составляется родителями и детьми, хранится в основном дома.
2. Поисковый:
2.1. Сбор информации
2.2. Взаимодействие с родителями. На данном этапе я применяю такие формы работы, как беседы; консультации; папки – передвижки; рекомендации, советы, памятки; анкетирование; создание словарей по теме портфолио «Семейный театр»;
авторская выставка маминого творчества;составление портфолио.
Портфолио может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи- уклада ее жизни, интересов, традиций.
2.3. Консультации с педагогами.
В работе над портфолио важна взаимосвязь в деятельности специалистов ДОУ.
Педагог-психолог помогает педагогам и родителям в организации индивидуального подхода к ребенку.
Взаимосвязь специалистов возможна только при четком понимании каждым своей роли в формировании портфолио.
3. Заключительный:
Наблюдения, осуществляемые взрослыми, должны быть ненавязчивыми, а заинтересованными в раскрытии творческого потенциала ребенка. С этой целью проводятся с родителями семинары-практикумы, беседы, индивидуальные разговоры.
Работа над созданием портфолио, позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, т. к. в данном деле в центре внимания находится ребенок.
В нашей группе «Котята» используются следующие формуляры портфолио «На пути к своему «Я».
Выводы по результатам работы позволяют мне, как, воспитателю, проектировать содержание образовательного процесса с детьми возраста с 2 до 3 лет так, основываясь в своей деятельности на принцип индивидуализации, что является основным в дошкольном образовании.
Ссылки на источники
1. Портфолио в ДОУ : сборник /авт. -сост. Н. А. Кочкина - М. : 2012.
2. Журнал «Управление ДОУ» 2006г. № 2 «Портфолио педагога дошкольного образовательного учреждения»
3. Журнал «Управление ДОУ» 2007г. № 7 «Использование портфолио в педагогической деятельности»
4. Журнал «Обруч» 2005г. № 6 «Портфолио дошкольника»
5. Журнал «Обруч» 2005г. № 4 «Коллаж интересов»
6. Журнал «Обруч» 2007г. № 4 «Портфолио успеха»
7. Журнал «Справочник старшего воспитателя ДОУ» 2008г. № 7 «Создание портфолио»
8. Журнал «Дошкольное воспитание» 2007г. № 12 «Родословная в детском саду: история и образ семьи»
9. Журнал «Дошкольная педагогика» 2008г. № 6/август «Портфолио как новая форма оценки профессиональной деятельности педагога ДОУ»
10. Журнал «Дошкольная педагогика» 2004г. № 4/июль-август «Имидж детского сада глазами ребенка, родителя и сотрудников ДОУ»
Интернет-ресурсы
www.klax-gruppe.de
www.familienhndbuch.de