Наталья Вучичевич
Опыт работы «Использование логоритмических занятий в процессе работы с детьми с дизартрией»
Наша группа функционирует с 2003года и комплектуется в основном детьми с логопедическим заключением ОНР 3 уровня, кроме того, наблюдается тенденция увеличения количества детей имеющих стертую форму дизартрии и грубое нарушение слоговой структуры. В связи с этим перед нами остро встал вопрос об использовании наиболее эффективных приемов работы в системе коррекционного воздействия по устранению симптомов стертой дизартрии и формированию слоговой структуры. К числу таких приемов мы относим логоритмику. В результате изучения литературы по данной проблеме и отзывов коллег, использующих в своей работе элементы логоритмики, нами было решено ввести в свою работу логоритмические занятия.
Публикация «Опыт работы „Использование логоритмических занятий в процессе работы с детьми с дизартрией“» размещена в разделах
- Дизартрия
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Опыт работы, практика
- Темочки
Дословно логоритмика переводится – ритмичная речь («лого» – речь (слово, «ритмика» – ритм).
Поэтому в основе логоритмических занятий лежит ритмическая организация деятельности детей.
Ритм является основой нашей жизни. Всё окружающее нас живёт по законам ритма: смена времён года, дня и ночи, биение сердца и т. д. Ритм способствует развитию двигательной сферы (учимся кататься на коньках – раз-два, раз-два, речевой активности (говорим в определённом ритме, сложные слова проговариваем по слогам, развитию различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Поэтому проведение логоритмических занятий является одним из наиболее эффективных мероприятий по коррекции речевых и моторных нарушений.
Логоритмические занятия направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.
Кроме того, коллективность в проведении упражнений на логоритмических занятиях обеспечивает формирование подражательных действий, появление ориентировки на общий ритм движений, воспроизведение действий по образцу и моделирование действий по аналогии. Также это способствует повышению уровня самооценки детей, произвольной регуляции поведения и развитию межличностных отношений.
К сожалению, план работы музыкального руководителя не позволяет выделить ему время для проведения (или музыкального сопровождения) логоритмических занятий. Поэтому мною был разработан комплекс занятий логопедической ритмики без музыкального сопровождения.
Исходя из этого, сложилась структура логоритмического занятия, которая включила в себя следующие элементы:
• логопедическую (артикуляционную) гимнастику;
• чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
• пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;
• упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
• фонопедические упражнения по методу В. В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
• песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
• упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
• упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения;
• упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
• счетные упражнения;
• игра на музыкальных инструментах.
В структуру занятия не всегда включаются все перечисленные элементы, но можно выделить три основных этапа:
Первый этап – организационный, во время которого звучит музыка соответствующая тематическому содержанию занятия. Это позволяет не только собрать внимание детей, но и задать положительный эмоциональный настрой.
Затем проводится основная часть занятия, в ходе которой смена организации деятельности детей позволяет сохранять их активность на протяжении всей работы.
Задачей заключительного этапа является сохранение полученного положительного эмоционального заряда и состояния внутреннего комфорта. Для этого в конце занятия проводятся коммуникативные игры или танцы (такие как «Дед Мазай», «Здравствуй, друг», «Лавата», «Саночки» и т. д., в которых не оценивается качество выполнения движений, что раскрепощает ребёнка, способствует развитию доброжелательных отношений между детьми, настраивает их на продолжение взаимодействия, которое выражается чаще всего в совместных играх после занятий.
Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы, которые отображены в перспективном тематическом плане. Это позволяет не только закреплять на логоритмике полученные в течение недели знания, но и органично вводить элементы логоритмического занятия в структуру других занятий (учителя-логопеда, воспитателей группы, физкультурных и музыкальных занятий).
Все занятия проводятся в разнообразной игровой форме, Такая форма проведения занятий создаёт доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребёнка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей. Комплексно-игровой метод построения занятий позволяет добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.
Занятия проводятся во вторую половину дня протяжённостью 30-35 минут, проводит их учитель-логопед. Однако работа по подготовке к занятию идёт в тесной взаимосвязи с воспитателями группы и музыкальным руководителем. Воспитатели предварительно знакомят детей с теми играми и упражнениями, усвоение речевого материала которых требует более длительного времени. Песенный репертуар и фонопедические упражнения разучиваются на музыкальных занятиях. Остальной материал предъявляется детям непосредственно на логоритмическом занятии.
При разработке содержания занятий я использовала как материал, предложенный в работах М. Ю. Картушиной, Н. В. Нищевой, И. С. Лопухиной и др. авторов, так и собственные разработки: чистоговорки, фонопедические упражнения, комплексы артикуляционных упражнений.
Анализ результатов проведённой работы позволяет говорить о положительной динамике в общем развитии детей. Кроме того детям интересны такие занятия. Они быстро усваивают правила игр и с азартом учат все новые упражнения. Заметно и повышение активности детей на таких занятиях. Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.
Считаем, что данная работа еще требует с нашей стороны систематизации и улучшения организации, но, несомненно, она является эффективным звеном в общей системе логопедической коррекции речевого развития у детей со стертой дизартрией и нарушением слоговой структуры слов.
Тема занятия: Дикие животные.
Звучит музыка «Зимний лес».
Логопед: Ребята, какое время года сейчас? (зима) Расскажите какая зима? (холодная, морозная) Я приглашаю вас на прогулку в зимний лес. Интересно, кого мы там встретим?
Двигательное упражнение «Ты шагай».
Логопед: Вот мы и в лесу. Посмотрите, сколько здесь следов. Кто же здесь пробегал? Мы по дороже пройдём и кого встретим, тот и расскажет, как он зиму встречаем. Чьи следы встретились нам в начале дорожки? (Дети называют следы – лисьи, встречают лису)
Лиса: Я зимы не боюсь, в шубку тёплую ряжусь.
Хвост красивый какой – мне он нравится самой.
Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, а затем охотиться начинаю.
Ищу мышку полевую или живность какую.
Хочу зайца поймать, но мне его не догнать.
Логопедическая гимнастика.
Логопед: Убежала лиса, а мы идём по следующим следам. Чьи это следы? (заячьи)
Заяц: Я, заяц, расскажу, как живётся мне в лесу.
К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.
Под кусточком присяду, спрячусь под сосной,
Не увидит, не узнает зверь меня лесной.
Ритмическая игра «Два зайчика».
Логопед: Отправляемся дальше. А это чьи следы? (волчьи)
Логопед: А вот и показались волки.
«У-у-у! – сказала, ёжась, Зина,
– Ну, зимой и холодина!»
Вторят волки ей в лесу,
Они воют громко: «У-у-у…»
Упражнение на дыхание «Волки».
Чистоговорка «Медведь».
Логопед: А только ли медведь спит зимой? (спит ёжик, барсук)
Пальчиковая игра «Кто спит зимой?»
Логопед: А почему нет следов ёжика, медведя, барсука? (ответы детей)
Логопед: Медведь в берлоге крепко спит,
И его нельзя будить.
Он с осени свой жир копил,
Много ел и много пил.
У него зимой одна забота:
Крепко спать и весны ждать.
Но мы попросим мишку с нами поиграть.
Подвижная игра «Медведь».
Логопед: Мы и с мишкой поиграли, и посмотрели, как звери приготовились к зиме. Пора и в садик возвращаться. Садитесь в саночки.
Коммуникативная игра «Саночки».