Галина Осипова
Содержание и формы работы с детьми в процессе обучения рассказывания
▼ Скачать + Заказать документы
Пересказ сказки «Зимовье»
ЦЕЛЬ: Формировать представление о том, что такое народная сказка. Формировать умение пересказывать знакомую сказку сообща, «по цепочке». Развивать внимание память. Воспитывать умение слушать друг друга, внимательно следить за повествованием.
МАТЕРИАЛ. Карточки с изображением героев знакомых сказок. А так же героев сказки «Зимовье». Кукла Незнайка.
Публикация «Содержание и формы работы с детьми в процессе обучения рассказывания» размещена в разделах
Ход ЗАНЯТИЯ.
Беседа с детьми. Сегодня у нас в гостях Незнайка. Он попросил меня рассказать, что такое сказка. Ребята, как вы думаете, что такое сказка? Как вы думаете, кто сочиняет сказки? (писатель). Да, есть авторские сказки, а есть народные. Это сказки, которые рассказывали друг другу из поколения в поколение: мамы и папы рассказывали сказки своим детям, а когда дети вырастали, женились и у них рождались дети, они им рассказывали сказки и так продолжается до наших дней.
Сегодня мы будем учиться пересказывать одну такую сказку. Она вам хорошо знакома. Эта сказка называется «Зимовье», а ты Незнайка будешь с нами учиться пересказывать?
1. Дидактическая игра «Найди героев сказки»
Ребята, перед вами карточки, на которых изображены герои знакомых сказок. Вам нужно выбрать те и них, на которых изображены герои сказки «Зимовье». (Дети по одному выбирают карточки и откладывают их а сторону).
2. Дидактическое упражнение «Расскажи сказку по цепочке».
Сегодня мы будем учиться рассказывать сказку «Зимовье» по цепочке.
Для этого вам нужно будет выбрать карточку, на которой изображено начало сказки, повернуться лицом к остальным детям, показать картинку и начать рассказывать самый первый отрывок из сказки. После того как первый ребенок завершит свой отрывок, второй – находит следующую карточку и продолжает сказку, и так до самого конца.
Будьте внимательны, вы должны не ошибиться при рассказывании сказки и выстроить правильную цепочку, в которой все герои должны быть расположены в правильной последовательности. (После пересказа сказки от начала до конца, предлагаем рассказать сказку еще раз по цепочке, но привлекая других детей).
3. Дидактическая игра «Исправь ошибку»
Ребята, а теперь проверим, как работает ваше внимание. Незнайка сейчас разложит карточки с изображением героев в той последовательности, в которой они появлялись в сказке. А вы, ребята, проверите, внимательно ли слушал Незнайка ваш пересказ.
Вывод: упражняясь в пересказе знакомых сказок, ребенок накапливает первоначальный опыт воспроизведения литературных текстов. В дальнейшем детям становиться доступен пересказ произведений прочитанных на занятиях.
Описательный рассказ об игрушке.
ЦЕЛЬ: формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качество и действие. Формировать умение составлять вместе с воспитателем описательный рассказ об игрушках. Закрепить правила обращения с игрушками. Развивать сосредоточенность, внимание.
МАТЕРИАЛ. Игрушки (бык, баран, свинья, волк, кот, петух.)
Ход ЗАНЯТИЯ.
1. Дидактическая игра «Принеси игрушку- героя сказки «Зимовье»»
Ребята, в нашей группе очень много разных игрушек. Я предлагаю вам по очереди взять в игровом уголке игрушку- героя сказки «Зимовье», которого вы вспомните. Поставьте на стол и назовите её. Правила: игрушки не должны повторяться.
2. Рассматривание игрушек.
Давайте рассмотрим игрушку. Как она называется? (кот). Кот какой? Что есть у кота? Что умеет делать кот? Чем тебе нравится эта игрушка? (опрашиваем всех)
Аналогично проводим рассматривание других игрушек.
3. Составление рассказов об игрушках.
Сейчас мы будем учиться рассказывать об игрушках. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его. Это… (волк). Он… (серый, голодный, злой). У волка… (серая шерсть, длинный хвост, острые зубы). Волк умеет… (выть на луну, искать добычу, ловить зайцев). Мне не нравится волк потому, что… (он злой).
Аналогично составляем рассказы о других игрушках (2,3 рассказа).
4. Ситуация общения: «Правильно - неправильно».
Незнайка говорит:
Можно ломать игрушки;
Нельзя делиться игрушками с друзьями;
Можно пачкать игрушки.
Ребята, а как вы думаете, правильно говорит Незнайка? Почему вы так думаете? Если мы будем ломать игрушки, что тогда случится? Разве с друзьями не нужно делиться игрушками? Наверное, игрушки обидятся на нас, если мы будем пачках их, не ухаживать за ними?
5. Мы рассмотрели игрушки, а теперь их нужно убрать на место.
Вывод: рассказывание проводится сначала по вопросам воспитателя, затем совместно с взрослым (воспитатель начинает, ребенок заканчивает). Образец не предлагается (для проявления самостоятельности). Заполнение схемы помогает ребенку закрепить представление о средствах связи между частями высказывания и между предложениями. Давая зачин рассказу, воспитатель предлагает ребенку наполнить его содержанием, развить сюжет.
Рассказ по картине («Кошка с котятами»).
ЦЕЛЬ: формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по её содержанию. Учить правильно строить высказывание в соответствии с содержанием картины. Закрепить в речи название животных и их детёнышей. Активизировать в речи слова, обозначающие действия животных. Воспитывать желания помогать друг другу в случае затруднения, выполнять правила игры.
МАТЕРИАЛ. Карточки с изображением животных и их детёнышей, картина «Кошка с котятами», мяч, кукла Незнайка.
Ход ЗАНЯТИЯ.
1. Дидактическая игра «Исправь ошибку».
Ребята, посмотрите, Незнайка разложил карточки с животными и детё нышами неправильно: перепутал пары. Нужно найти взрослому животному его детеныша и назвать кто у кого, например, у кошки котёнок.
2. Рассматривание картины «Кошка с котятами».
Сейчас мы рассмотрим картину «Кошка с котятами», а потом придумаем рассказ про них. Посмотрите и скажите, кто изображен на картине? Кошка какая? (большая, пушистая, красивая). Котята какие? (маленькие, пушистые, смешные). Что делает кошка? (лежит, отдыхает). Какое имя можно дать кошке? (Мурка, Василиса, Муся). Что делает этот котенок? (играет с клубками). Какое имя можно ему дать? (Васька, Кузя). Что делает этот котенок? (лакает молоко). Какое имя ему дадим? (Мурзик, Пушок). Что делает третий котенок? (лежит возле мамы, отдыхает). Давайте и ему придумаем имя (Соня, Дрёма, Степашка). Как можно назвать всех, кто изображен на картине? (кошачья семья). А где же папа – кот? Давайте подумаем, где бы он мог быть? (ушел на охоту, спрятался в другой комнате, ушел в лес погулять). А теперь подумайте, кто бы мог принести корзину? (бабушка, мама, хозяйка). Что она скажет кошке с котятами, когда вернётся? (какие шустрые котята, вот я вас накажу).
3. Словесная игра с мячом «Что умеет делать кошка».
Ребята, я предлагаю вам встать в круг. Я буду бросать мяч и задавать вопрос: «Что умеет делать кошка?» Тот, кто его поймает, дает ответ (например - царапаться). Так мы будем играть до тех пор, пока не вспомним всё то, что умеет делать кошка. Правила: не повторять ответы других детей.
4. Составление рассказов по картине.
Мы будем учиться составлять рассказы по картине. Дома расскажете маме про кошку и котят. Ей будет интересно. Я буду помогать вам.
На картине изображена… (кошка с котятами). Кошка большая… (красивая, пушистая). Рядом с ней… (три котенка). Они… (маленькие, смешные). Одного котенка зовут… (Васька). Он играет с клубками. Другого… (котенка зовут Мурзик). Он… (лакает молоко). Третьего котенка зовут… (Соней). Соня уже наелась и … (легла рядом с мамой). Папа кот ушел (гулять в лес). Корзину с клубками принесла… (хозяйка). Сейчас она вернется и скажет… (какие шустрые котята). Мне понравилась картина, потому что котята получились… (смешные, забавные).
Выслушиваем несколько рассказов детей, поощряя их попытки к рассказыванию.
Вывод: при рассматривании картины мы добивались от детей разнообразных ответов на один и тот же вопрос с тем, чтобы обогатить, расширить, активизировать словарный запас детей и одновременно, помочь в выборе языковых средств, при построении связного высказывания. Для того, чтобы дети лучше поняли содержание картины «Кошка с котятами», мы провели с ними предварительную беседу, в которой использовался личный опыт детей. С помощью вопросов мы пытались сосредоточить внимание детей на игрушках и игровых действиях. На занятиях мы вводили в речь новые слова и словосочетания, давали примеры точного и выразительного высказывания, упражняя детей в связных высказываниях. Мы учили детей последовательно и осмысленно воспринимать картину, выделять в ней главное, отмечать яркие детали. Это развило речевую активность. Мы добивались того, чтобы дети поняли прочитанное и эмоционально отнеслись к описанным событиям и поступкам героев.