Евгения Афанасьева
Реализация ФГОС в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС В ДОШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ
ФГОС в российском образовании это установление норм, правил и требований в целях обеспечения: безопасности жизни и здоровья детей, повышения качества образования, единая оценка результатов образовательного процесса.
Темочки:
ФГОС - это инструмент, дающий возможность наиболее оптимального и эффективного решения задач в дошкольном образовании, которые представляют собой представляющие собой совокупность трех требований:
1. Структура основных образовательных программ,
2. Реализация и условия реализации основных образовательных программ;
3. Результаты освоения основных образовательных программ
Системообразующим компонентом ФГОС выступают требования к результатам освоения образовательных программ, потому что именно результаты образования, являются связующим звеном между личностью, обществом и государством. В основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства и прочная идеологическая база. Значимость дошкольного детства это важнейшая составляющая культуры достоинства, по словам директора разработки ФГОС дошкольного образования Александра Асмолова.
Новая система призывает прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования. Если сравнивать ФГОС дошкольного образования с иными образовательными стандартами, можно отметить то, что он не подразумевает прохождение промежуточных и итоговых аттестаций. Теперь дошкольное образование рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка.
Признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение на всех уровнях, это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что должно положительным образом сказаться на его развитии и на его результатах.
ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка играющего, поэтому многие методики учебно-дидактического уровня будут переведены на новый, игровой уровень.
Основным направлением развития системы дошкольного образования является реализация требований ФГОС, повышение качества дошкольного образования и получение положительных результатов.
Для получения положительных результатов необходимо повышение социального статуса дошкольного образования; равные возможности для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; государственные гарантии уровня и качества образования; условия реализации основных образовательных программ; требования к структуре образовательных программ; результаты освоения образовательных программ;
При реализации ФГОС государство гарантирует доступность и качество дошкольного образования поэтому проблема качества дошкольного образования в настоящее время актуальна как никогда.
Перед педагогами дошкольных учреждений стоит много задач, необходимо построить свою работу так, чтобы она соответствовала требованиям современного общества, сохраняла неповторимость дошкольного периода детства, создавала привлекательность учреждения для родителей как потребителей образовательных услуг. Для этого должно быть обеспечено высокое качество образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Основными критериями, определяющими качество современного дошкольного образования являются :
- возможность удовлетворения потребности в услугах дошкольного образовательного учреждения;
- сохранение неповторимости и ценности детства;
- обеспечение комфортного и благополучного пребывания ребенка в дошкольном учреждении;
- сохранение и укрепление здоровья ребенка;
- развитие индивидуальных способностей каждого воспитанника;
- успешность ребенка за счет развития психических качеств личности;
- рост профессионального мастерства педагогических кадров
Для решения задач поставленных ФГОС определены основные направления по повышению качества образовательных услуг :
- развитие кадрового потенциала;
- введение новых инструментов оценки и стимулирования качества дошкольного образования;
- создание в дошкольном учреждении условий для организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС;
- создание механизма обеспечения высокого качества образования и конкурентоспособности дошкольных учреждений;
- разработка системы оценки результатов работы дошкольного учреждения всеми участниками образовательного процесса;
- сохранение и укрепление здоровья детей,
- развитие индивидуальных творческих способностей ребёнка-дошкольника;развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению новых знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.
За короткий срок после введения ФГОС ДО изменилось очень многое: появилось большое количество разных видов дошкольных учреждений, программ, образовательных технологий, изменились дети и родители, предметно-пространственная развивающая среда, в ДОО работают педагоги дополнительного образования по разным направлениям, изменилось само общество, в котором постоянно возникают новые ситуации. Это заставляет педагогов системы дошкольного образования перейти от простой передачи детям знаний к формированию умения учиться, добывать и анализировать знания самому.
Современное качественное дошкольное образование должно обеспечивать для любого ребёнка дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих уровнях образования.
Социальный портрет ребенка в возрасте 7 лет:
- Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка должны быть сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Он должен уметь самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдать элементарные правила здорового образа жизни;
- Любознательный, активный. Ребенок должен интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать. Способным самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимаеть живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
- Эмоционально отзывчивый. Откликаться на эмоции близких людей и друзей. Сопереживать персонажам сказок, историй, рассказов, эмоционально реагировать на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенокдолжен уметь адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве, способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
-Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. ;
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, государстве (стране, мире и природе. Ребенок имеет представление:
о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
об обществе (ближайшем социуме, его культурных ценностях;
о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;
о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты);
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др., необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
3. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»
4. «Конструирование и художественный труд в детском саду» Л. В. Куцакова
5. «Развивающие занятия с детьми» под редакцией Л. А. Парамоновой
6. «Юный эколог» С. Н. Николаева