анна андреева
План реализации образовательного проекта «Сказанное слово — было да нет, а написанное живет век»
▼ Скачать + Заказать документы
План реализации образовательного проекта
«Сказанное слово - было да нет, а написанное живет век"
Данный образовательный проект направлен на формирование предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников,развитие умения детей находить различные способы получения информации, ее сохранения, что в свою очередь способствует становлению мотивационной готовности к обучению в школе. Вместе с тем посредством познавательно - исследовательской деятельности дети имеют возможность узнать, как писали люди в древности, какой материал использовали для письма, какие средства письма используются в настоящее время.
Публикация «План реализации образовательного проекта „Сказанное слово — было да нет, а написанное живет век“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Темочки
Цель:воспитание положительного отношения к познанию.
Задачи:
- способствовать формированию целостных представлений детей о письменности;
- повысить мотивацию детей к обучению грамоте;
- способствовать развитию навыков экспериментирования, поисково-исследовательской деятельности детей, творческое мышление
Время реализации проекта : 3 месяца
I- обсуждение, планирование деятельности
II – деятельность по реализации проекта
Вид деятельности Тема Сроки Предполагаемый результат
I Обогащение развивающей предметно-пространственной среды
Обогащение центра книги новыми книгами
Создание мини-
музея
Энциклопедия «Почемучка»,
Д. Киплинг «Как было написано первое письмо»
«От камня до бумаги»,
«Карандаш и ручка»
В процессе реализации образователь-
ного проекта
2 месяц реализации Расширение литературного опыта в процессе использования детьми в самостоятельной творческой деятельности дополнительной литературы, различных видов театров;
Формирование у воспитанников:
потребности в чтении художественной литературы,
привлечение внимания детей к необходимости бережного отношения к книге
Обогащение центра экспериментирования песком, глиной, берестой, пергаментом В процессе реализации образователь- ного проекта Повышение интересак экспериментиро-ванию
II Работа с детьми
НОД
Познавательное развитие
«Путешествие в прошлое ручки»,
«Почему карандаш рисует, а палочка нет», «Как пишет шарик?» В процессе реализации образователь- ного проекта
Обогащение представлений детей о том, как писали люди в древности, какой материал использовался для письма, какие средства письма используются в настоящее время.
Осознание детьми необходимости учиться читать и писать, повышение интереса к школьному обучению, истории Родины.
Формирование устойчивого интереса к книге, как
источнику познавательной информации
Речевое развитие
Сочинение сказки «Приключение карандаша»,
«Где используется карандаш и ручка»
Восприятие художественной литературы
Р. Д. Киплинг «Как было написано первое письмо»,
Г. А. Юрмин «Про тетрадь и карту, карандаш и парту»,
В. Сутеев «Мышонок и карандаш»,
Я. Тайц «Карандаш»,
Л. Н. Толстой «Филиппок»,
В. Берестов «Читалочка»,
«У меня в портфеле»
Художественно-эстетическое развитие Составление рисуночного письма,
«Письмо символами», «Ручка будущего», Составление «школьного натюрморта» из школьных принадлежностей;
Составление пиктограмм: «Моем руки», «Одеваемся на прогулку»
Социально-коммуникативное развитие Обсуждение проблемной ситуаций «Что делать, если сломался карандаш»;
Обсуждение рассказа В. Осеевой «Синие листья»;
Встречи с интересными людьми «Как писали наши бабушки»
Беседы «Чемпишут вшколе»;
«Откуда бумага пришла»;
«Прочитай письмо»
Экскурсия Экскурсия в школу
Игровая деятельность Сюжетно-ролевые игры
«Школа»,
«Магазин школьных принадлежностей»;
дидактические игры «Что обозначает картинка - знак» (дорожные знаки, эмблемы);
«Объясни пословицу»;
«Что сначала, что потом» В процессе реализации образователь- ного проекта
Опыты, эксперименты Опыт № 1
«Как писали люди в древности»;
Опыт № 2
«Прочти письмо»;
Опыт № 3
«Чем можно писать»;
Опыт № 4
«Для чего нужно знать буквы»
По плану образовательной деятельности Развитие:
- умения воспитанников экспериментальным путем определять возможности использования для письма различных веществ;
- умения делать элементарные выводы в ходе эксперимента.
Творческая мастерская «Эту книжку мы сами написали» 3 месяц реализации проекта Приобщение к творческой деятельности
III
Развлечения, досуги «Сказанное слово было да нет, а написанное живет век»;
«Праздник карандаша» По плану образовательной деятельности Повышение интереса к чтению литературы
Работа с коллегами
Представление опыта работы на педагогическом совете По завершении проекта Распространение
педагогического опыта
IV Работа с родителями Создание коллекции «На чем писали люди в древности»;
Создание музея карандаша и ручки;
Фотовыставка «Где мы были, мы не скажем» В процессе реализации образователь- ного проекта Повышение интереса родителей к совместномус детьми поиску информации, чтению художественной и научно- познавательной литературы
III- подведение итогов
Презентация: семейный праздник «Учиться всегда пригодится»
Представление опыта работы на методическом мероприятии
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию в подготовительной группе
Тема «На чем писали люди в древности»
Цель: формирование целостных представлений детей о возникновении письменности.
Задачи:
- обогащать представления детей о материалах для письма, способах передачи информации;
- развивать творческое мышление;
- воспитывать интерес к истории письменности.
Материал: мультимедийная презентация «На чем писали люди в древности», пластилиновые таблички, береста, кора осины, рябины, папирус, чистые листы бумаги, средства изобразительной деятельности.
Словарная работа :папирус, пергамент, береста.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, вы получали когда-либо письма? От кого вы получали письма? Кому написали письмо вы? На чем пишут люди? ( Ответы детей: на бумаге, электронное письмо).Слайд 2.
Воспитатель: Как вы думаете, всегда ли была бумага? На чем могли писать люди в древности, когда еще не было бумаги? (Предположения, затруднения детей)В разные времена люди по-разному передавали друг другу опыт, знания, информацию. Хотите узнать, на чем писали люди в далеком прошлом?
Слайд 3. Первая в истории человечества книга - это каменная книга наскальных изображений. На камне люди выцарапывали рисунки или знаки.
Слайд4. Однажды ученые обнаружили скалу с рисунками. Посмотрите внимательно на письмо, что изображено на рисунке? (Ответы детей) Воспитатель: Древний художник выбил на камне лодку с гребцами, на ней серп - месяц и три кружочка - солнца, а пониже - пронзенные стрелами олени и дикие гуси. Попробуйте расшифровать это письмо, о чем хотел рассказать древний человек? (Предположениядетей).
Воспитатель: Возможно, автор этого письма хотел сказать своим товарищам : «Мы плыли на лодке один месяц и три дня. Мы нашли место, богатое дичью, добыли много оленей и гусей. Плывите за нами».
Слайд 5. Ребята, посмотрите внимательно на экран и назовите, материал на которыйнанесен рисунок? ( Ответы детей: глина)
Верно, позже люди стали использовать для письма глину. Из мягкой глины делали плитки, на ее поверхности заостренной палочкой выдавливали значки, похожие на клинья. Глиняные плитки обжигали в печи, они становились легкими и прочными, хранили их в деревянных ящиках.
Предлагаю нарисовать послание своему другу не на глине, а на пластилине, ведь он очень похож на глину, такой же мягкий и податливый (Дети проходят к столам, на которых лежат пластилиновые таблички и заостренные палочки, с помощью которых дети рисуют на пластилине).
Слайд 6. Передавали сообщения люди и узелковым письмом. Такие послания состояли из шерстяных верёвок, к которым привязывали ряды шнурков различного цвета и толщины.
Слайд 7. Ребята, вы знаете, что изображено на экране? (Предположения, затруднения детей). Желтоватые свитки для письма назывались - папирусы.
В Древнем Египте люди писали на папирусе - это растение похоже на болотное растение - камыш. Они разрезали его стебли на узенькие продольные полоски, смачивали, сушили на солнце, а потом склеивали кусок за куском в длинные широкие ленты. Ленты сворачивали в свитки и писали на них черной или красной краской - "чернилами".
Слайд 8. Наши далекие предки, жители Древней Руси, писали на бересте - березовой коре. Как вы думаете почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Действительно береста была самым дешевым и доступным материалом. Ученым удалось отыскать немало берестяных грамот.
Проводится игра «Найди кору березы» (на столе лежит кора березы, осины, рябины дети с завязанными глазами на ощупь определяют кору березы).
Слайд 9. Хороша береста, но для книг она не годилась, поэтому книги в древности писали на дорогом пергаменте - коже телят или козлят. Писать на нем было удобно, он был прочнее папируса и бересты. Но слишком дорог был пергамент, написанная на нем книга стоила столько же, сколько большой участок земли с домом вместе.
Слайд 10. Индейцы покрывали изображениями шкуру бизона. Каждый рисунок, обозначал какое-нибудь одно слово, нарисована змея - читай: "Змея", рыба - читай: "Рыба". Но когда надо было изобразить действие, то получалось, не очень понятно. Один и тот же рисунок ноги мог означать: иду, пришел, ушел, быстро. Как хочешь, так и понимай.
Слайд 11. Попробуйте прочитать слово, записанное на шкуре, для этого назовите первый звук в каждом слове, изображенном на картинке. ( Ответ детей: книга).
Слайд 12. Сейчас письма пишут на бумаге, на ней печатают книги. Кто знает, из чего делают бумагу ( Ответы детей: из древесины, макулатуры).
Воспитатель: Давайте напишем письмоо том, что мы узнали сегодня. (Составление коллективного рисуночного письмо или групповое на разных материалах)
Слайд 13. На чем была написана самая первая книга?Какой материал использовали люди в древности для письма (Ответы детей)
(Самостоятельная творческая деятельность детей).
Опытно-экспериментальная деятельность
(картотека опытов по теме «Как писали люди в древности»)
Опыт № 1 «Как писали люди в древности»
Цель опыта: выявление возможности использования для письма камня, песка, глины, бересты.
Ход опыта:
1. Предложить детям выполнить рисунок при помощи палочки на камне, глине, песке, бересте.
2. Зафиксировать результаты опыта в таблице.
Материал:глина, береста, камень, песок, палочка, таблица опыта.
Опыт № 2 «Прочти письмо»
Цель опыта: определение способности различных материалов сохранять написанное.
Ход опыта:
1. Предложить детям «написать» письмо на глине и бересте.
2. Положить глиняные дощечки и бересту в теплое место, пронаблюдать, что произойдет с рисунком.
3. Зафиксировать результат опыта в таблице.
Материал: глина, береста, палочка, таблица опыта.
Опыт № 3 «Чем можно писать»
Цель опыта: выявление возможности использования для письма различных веществ вместо чернил (молоко, лимонная кислота) и способов их проявления: нагревание, йодная настойка.
Ход опыта:
1. Нанести на листы белой бумаги надписи молоком, затем нагреть под лампой.
2. Зафиксировать результат опыта в таблице.
3. Нанести на листы белой бумаги надписи лимонным соком, дать высохнуть, затем провести поверх надписи йодной настойкой.
4. Зафиксировать результат опыта в таблице.
5. Формулировка выводов по результатам наблюдения.
Материал: молоко, лимонный сок, вода, ватные палочки для нанесения надписей, бумага, настольная лампа, йодная настойка, таблица опытов.
Опыт № 4 «Для чего нужно знать буквы»
Цель опыта: выявление возможности разного «толкования» значения (смысла) рисунка - письма, необходимости использования единых символов – букв.
Ход опыта:
1. Предложить не читающему ребенку «прочитать» рисуночное письмо, затем предложить читающему ребенку прочитать текст этого письма (первоначальный вариант).
2. Сравнить информацию, полученную из писем, выяснить, где она передана наиболее точно и понятно.