Ольга Ярова
Программа образовательного проекта «Дошкольник + компьютер». Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Учебно – тематический план
3. Виды контроля
4. Содержание программы
5. Методическое обеспечение программы
6. Список литературы
1. Пояснительная записка.
В настоящее время правительство Российской Федерации во главе с президентом уделяет большое внимание воспитанию информационной и коммуникационной культуры подрастающего поколения. В выступлении на II Общероссийском гражданском форуме в Москве в январе 2008 года президентом Дмитрием Медведевым было сказано: «Очень важной является та информационная революция, которая проходит во всем мире. Она и дальше будет идти, и мы должны в эту революцию, в эти процессы «встроиться» грамотным образом, не подрывая нравственные устои и, в то же время, не выталкивая самих себя на обочину информационного развития».
Публикация «Программа образовательного проекта „Дошкольник + компьютер“, Часть 1» размещена в разделах
В связи с этим необходимо отметить, что актуальность работы в данном направлении продиктована самим временем. Техника заняла прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникла в дома, школы и детские сады. Научно – техническая революция расширила понятие грамотности: теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером.
Действительно, современный мир сегодня предъявляет новые требования к восприятию и использованию информационно - коммуникационных технологий в работе с детьми. Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который является для него самым современным игровым инструментом. Вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в воспитании и развитии. Информационные технологии выступают в качестве средства формирования ведущих сфер личности ребенка: социально-нравственной, эмоционально-экспрессивной, познавательной, художественно-эстетической, активизации психических процессов, раскрытия творческих способностей.
Но приэтом использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметно – развивающей среды ребенка. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности.
Перед современными педагогами стоит насущная задача - стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, то есть очень важно формировать информационную культуру. Для детей дошкольного возраста – это понимание того, для чего нужен компьютер, в каких сферах жизни он используется, сколько можно работать по времени, как правильно обращаться с техникой. Если эти задачи выполняются, то в дальнейшем ребенок не будет воспринимать компьютер только как приставку для игр, а как многогранное устройство с бесконечными возможностями для образования, для творчества.
По степени авторства программа модифицированная. В ее основе лежит перспективно – тематическое планирование Л. А. Коч и Ю. А. Бревновой. Конспекты занятий были скорректированы и адаптированы к конкретным условиям реализации.
Цель программы.
Развивать логическое мышление и познавательную активность детей старшего дошкольного возраста путем применения компьютера.
Задачи.
Воспитательные.
• Воспитывать интерес к компьютеру как современному средству познания окружающего мира.
• Воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.
• Воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, а также чувства личной ответственности.
Развивающие.
• Развивать представление о правилах поведения и технике безопасности при работе с компьютером.
• Развивать основные свойства внимания, наблюдательность, творческое воображение, логику.
Образовательные.
• Формировать систему знаний об устройстве компьютера.
• Формировать начальные навыки работы в графическом редакторе «Paint» и текстовом редакторе «Word».
• Формировать элементарные математические представления.
Принципы.
• Доступность, познавательность и наглядность.
• Учёт возрастных особенностей.
• Сочетание теоретических и практических форм деятельности.
• Психологическая комфортность.
Отличительные особенности данной образовательной программы.
• В основу реализации программы положены целевые ориентиры.
• Программа согласуется с образовательной программой по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
• Каждое занятие проходит в рамках текущего образовательного проекта группы.
• Программа рассчитана на любого обучающегося, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей.
• Программа педагогически целесообразна и органически вписывается в базовую образовательно-воспитательную программу ДОУ.
Программа рассчитана на один год.
Особенности возрастной группы детей. Программа рассчитана на детей 6 – 7 лет. Характерной особенностью данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Внимание. В процессе занятий дошкольников на компьютере улучшается их память и внимание. На протяжении дошкольного возраста преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И только на яркие вещи ребенок непроизвольно обращает внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для детей форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Произвольное внимание начинает у ребенка развиваться только к концу дошкольного возраста. Тогда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.
Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.
Мышление. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.
Воображение. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.
В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно-грамматические конструкции.
Занятия на компьютере имеют большое значение для развития не только интеллекта, но и моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что способствует развитию мелкой мускулатуры рук и моторики детей.
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
Особенностью набора детей является обязательное анкетирование родителей. Цель – узнать мнение родителей о роли компьтера в жизни детей 6-7 лет.
Режим занятий. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Необходимо заметить, что продолжительность занятия отличается от академического часа (45 минут) и составляет всего 30 минут. Это соответствует медико-гигиеническим рекомендациям при работе с компьютером. Занятия проводятся по подгруппам.
Каждое занятие – комплексное и включает в себя 3 этапа:
• подготовительный – погружение в сюжет занятия, подготовка к работе за компьютером (10 мин.);
• основной – овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельная деятельность ребенка за компьютером (15 мин.);
• заключительный – снятие зрительного и физического напряжения (5 мин.)
Виды деятельности.
• Игровая.
• Двигательная.
• Коммуникативная.
Прогнозируемые результаты
В результате изучения курса дети должны
знать:
• названия и функции основных частей компьютера;
• технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе;
уметь:
• использовать в работе клавиатуру и мышь;
• воспринимать и анализировать информацию с экрана;
• осуществлять необходимые операции при работе в «Word» и графическом редакторе «Paint»;
• сравнивать предметы, объединять в группу по признакам;
находить закономерности в изображении предметов, обобщать категории;
• составлять целое из предложенных частей;
• ориентироваться во времени и пространстве;
• осознавать цели и выбирать систему действий для достижения и оценивания результата своей работы.
Учебно-тематический план.
№ Тема Количество часов
1. В гостях у компьютера. 3
2. Устройство компьютера. 6
3. Разновидность компьютерных игр. 3
4. Текстовый редактор «Word». 7
5. Практическая работа «Создание и редактирование текста». 1
6. Графический редактор «Paint». Работа с инструментами. 7
7. Творческая мастерская. 1
8. Графический редактор «Paint». Построение линий и фигур. 5
9. Викторина «Компьютер – мой новый друг» 1
Итого 34