Наталья Сидоренко
Проекта «Берегись бед, пока их нет»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 31 «Берёзка»
Проект «Берегись бед,пока их нет»
Обеспечение безопасности детей в соответствии с ФГОС ДО
Авторы проекта :
Воспитатель: высшей квалификационной категории
Наталья Викторовна Сидоренко
Воспитатель: высшей квалификационной категории
Ольга Викторовна Леднева
г. Юрга 2015 год
«От того как прошло детство, кто вёл ребёнка
за руку в детские годы, что вошло в его разум
и сердце из окружающего мира – от этого в
Публикация «Проекта „Берегись бед, пока их нет“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Проект «Берегись бед, пока их нет»
АКТУАЛЬНОСТЬ: Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное? Ни для кого не секрет, что сложившаяся обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят. Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни, когда ребенка надо будет отпускать от себя. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Понятие «экстремальный», «безопасность», для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой.
Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций?
Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать не безопасной для него.
Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.
В ноябре 2015 г. было проведено анкетирование родителей воспитанников подготовительной к школе группы (в опросе приняли участие 23 родителя) с целью выяснения заинтересованности родителей с проблемой ознакомления детей с основами безопасной жизнедеятельности.
Среди предложенных форм ознакомления детей с основами безопасной жизнедеятельности, родители отдали предпочтение совместному проекту.
Таким образом, учитывая мнение и пожелания родителей воспитанников, была определена тема проектной деятельности с детьми по данному направлению.
Проблема: Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире.
Поведение детей дошкольного возраста зачастую сопряжено с возникновением опасных ситуаций. Это связано с психофизиологическими особенностями детей, неспособностью оценить реальный уровень возникающей опасности и неготовностью предотвратить причины её возникновения. Таким образом, главная задача взрослых – подготовить и обучить ребёнка адекватным осознанным действиям в различных опасных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора данной темы
Гипотеза:
Наш проект создан на основе программы обеспечения безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Проект направлен на формирование у старших дошкольников навыков безопасного стиля жизни, способности предвидеть опасные события и уметь по возможности избегать их, а при необходимости действовать. Тесное взаимодействие с различными специалистами позволит успешно сформировать первоначальные понятия по правилам безопасного поведения. Тесный контакт с родителями поможет не только собрать материал, но и привлечь родителей к участию в мероприятии.
Цель проекта
• Формирование у детей основ противодействия терроризму и экстремизму, выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях и алгоритма действий в чрезвычайных ситуациях.
Задачи проекта :
Обучающая:
1. Учить ответственно относиться к себе и собственной безопасности, противостоять опасностям и защитить себя в экстремальной ситуации.
2. Познакомить воспитанников с необходимой информацией о сохранении и укреплении личной безопасности, о способах защиты от террористов.
3. Учить пользоваться номерами телефонов 01, 02, 03, 112.
Развивающая:
1. Развивать навыки уверенного поведения в экстремальных ситуациях.
2. Развивать речь, память, мышление, внимание
3. Развивать понимание того, кто является «своим», «чужим», ««знакомым».
Воспитательная:
1. Воспитывать в детях толерантного отношения друг к другу и умение жить в мире с другими людьми;
2. Воспитывать ответственность за себя и других.
Тип проекта : познавательно - исследовательский
Вид проекта : групповой
Продолжительность проекта - краткосрочный
Сроки реализации проекта - с 16.11.15 – 20.11.15 учебный год
Участники проекта - дети подготовительной к школе группы, воспитатели, руководитель МУЗО, родители.
Разделы программы, содержание которых включено в проект :
• познавательное развитие.
• речевое развитие
• художественно – эстетическое
• социально – коммуникативное
• физическое развитие
Успешность развития дошкольников при знакомстве с правилами безопасного поведения, возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игровую, предметную деятельность, общение, труд, обучение, совместную и самостоятельную деятельность.
Обеспечение проектной деятельности :
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
1. подбор художественной литературы,
2. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, тематические альбомы,
3. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
4. дидактические игры, настольные игры
5. выставки книг, рисунков, поделок
6. создание условий для проведения мероприятий
7. подбор видео и аудио записей
8. разработка памяток, буклетов, советов, инструкций детям и родителям.
Необходимые условия реализации проекта :
• интерес детей и родителей;
• методические разработки,
• интеграция со специалистами детского сада.
Стратегия осуществления проектной деятельности :
Данный проект был апробирован в рамках МБДОУ ДСКВ № 31 «Берёзка»
С 16.11.15 – 20. 11. 15 учебного года с детьми подготовительной к школе группы:
• в специально организованной деятельности;
• совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей);
• самостоятельной детской деятельности;
• совместной деятельности детей и родителей.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений, развитию чувства взаимопомощи и товарищества. Этот проект позволил дать каждому ребенку посильную работу по интересам, а также раскрыть внутренний потенциал у каждого ребенка. Дети стали более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к другим. Все это, несомненно, создает предпосылки для их успешного развития в будущем.
Предполагаемый результат проекта :
1. Пробуждение в детях интереса к навыкам безопасного стиля жизни
2. Повышение интереса родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.
3. Расширение и систематизирование знаний о правилах безопасного поведения в современных условиях;
4. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
5. Ознакомление с правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми;
7. Оформление выставки детского творчества «Мы против терроризма»
8. Занятие по противодействию терроризму «Кто помог Красной шапочке?».
9. Викторина «Не всякий встречный, друг сердечный».
Этапы проведения и реализации проекта :
I. Информационно-накопительный
1. Изучение интереса детей для определения целей проекта.
2. Подбор и анализ методической литературы, художественной литературы для чтения, аудиозаписей, презентаций, мультфильмов о терроризме, познавательной информации через интернет, настольно – печатных, дидактических, подвижных игр.
3. Обращение к специалистам.
4. Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.
5. Определение направлений поисковой и практической деятельности детей и родителей.
6. Беседы с родителями о необходимости участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно -образовательному процессу в ДОУ, с целью воспитания детей не только в детском саду, но и дома используя положительные формы семейного воспитания.
7. Подготовка материала в центрах активности в группе.
II. Организационно – практический
Непосредственная образовательная деятельность:
1. Занятие «Кто помог Красной шапочке?»
2. Викторина «Не всякий встречный, друг сердечный»
Совместная деятельность воспитателя с детьми:
1. Беседа «Разговор с детьми о терроризме»
2. Дидактические игры:
«Правила безопасности или как я должен поступать», «Как избежать неприятности», «Если я остался один дома», «Если я нашёл коробку»,
«Найти и обезвредить», «Опасно – не опасно», «Происшествие с Буратино»,
«Раз, два, три, что может быть опасным», «Похититель и находчивые ребята», «Куда бежать если за тобой гонятся», «Правила поведения или как я должен поступить».
Чтение художественной литературы:
Г. Блинов «Непослушный СТО бед», Т. А. Шорыгина «Осторожные сказки»,
С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», С. Михалков «Три поросёнка»,
Сказки: «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Снежная королева».
Проблемно-игровые ситуации
“Что мы знаем об опасных предметах?” «Помоги Незнайке”.
Ситуативный разговор: «Нам на улице не страшно»
- Ситуации - загадки об опасных предметах
- Видеоматериалы: просмотр мультфильма “Кеша, Зина и террористы», презентации.
- Игра-тренинг с телефоном “Звоним 01, 112”, игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами.
- Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи).
- Проведение тактико-практических учений по отработке эвакуаций детей при возникновении ЧС: природного и техногенного характера.
- Экскурсии.
Самостоятельная деятельность детей:
- Продуктивная деятельность.
- Сюжетно – ролевые игры: «МЧС», «Спасатели».
- Настольно – печатные, подвижные игры.
Взаимодействие с семьё й:
1. Проведение бесед с родителями о режиме посещения МБДОУ.
2. Оформление информационных уголков (папки–передвижки, листовки, консультации, памятки, буклеты).
3. Анкетирование родителей
III. Презентационно – завершающий
Итоговое мероприятие: Викторина «Не всякий встречный, друг сердечный».
• Выставка продуктов детской деятельности.
• Оценка этапов реализации проекта детьми.
• Презентация проекта перед родителями и воспитанниками.
IV.Контрольно-рефлексивный
• Подведение итогов.
• Познавательная беседа “Разговор с детьми о терроризме»
Достигнутые результаты:
1. Повысился рост познавательной активности детей, интерес и любознательность, способность предвидеть опасные ситуации по возможности избегать их, по необходимости действовать.
2. Актуализируются знание детей по основам безопасности жизнедеятельности, представления о способах безопасного поведения.
3. Совершенствуются личностно – волевые качества (терпение, воля, самоконтроль, развиваются чувства взаимопомощи и товарищества.
4. Устанавливается взаимосвязь по созданию совместных проектов с родителями, что повышает качество реализации образовательного процесса и положительной оценки деятельности ДОУ.
Выводы: Хочется верить, что проводимая работа будет фундаментом для воспитания будущего поколения, отслеживание результатов работы по проблеме доказывает верность нашей гипотезы. Действительно, использование различных видов педагогических технологий по формированию ценностного отношения к безопасному стилю жизни, способности предвидеть опасные события и умение по возможности избегать их, а по необходимости действовать. Поэтому формирование осознанного выполнения правил поведения в современных условиях приобретает особую значимость и создание специальных условий для этого. Работа в определенной системе с родителями по проблеме, способствует:
• формированию и накоплению у детей конкретных представлений об обеспечении безопасности жизнедеятельности;
• самостоятельному действию в повседневной жизни (различных видах детской деятельности, принимать заинтересованное участие в исследовательской деятельности, самостоятельно задавать вопросы, ставить задачи и решать ее;
• развитию индивидуального эмоционально-ценностного отношения к миру, людям, себе.
Библиографический список используемой литературы:
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб., 2005.
2. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. - М. ,2004.
3. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М. ,2015.
4. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. планирование работы. Беседы. Игры", СПб, Детство-Пресс. 2010
5. Телегина Т. КВН «Моя безопасность» Дошкольное воспитание. 2005.№10. с. 65.
6. Шипунова В. А. "Детская безопасность", 2013
7. Использование интернет ресурсов.