Зинаида Хавень
Развлечение для детей старшей группы детского сада «Я -семья -род -народ» —традиции прошлого и настоящего»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Белогорский детский сад № 4 «Ивушка»
Конкурс для педагогов ДОУ
Лучший сценарий мероприятия на тему:
«Воспитание толерантной культуры общения у детей дошкольного возраста»
Тема: Развлечение для детей старшей группы детского сада
«Я - семья – род – народ» - традиции прошлого и настоящего»
Воспитатель:
Хавень Зинаида Владимировна
х. Белогорский
2014 год
Публикация «Развлечение для детей старшей группы детского сада „Я -семья -род -народ“ —традиции прошлого и настоящего“» размещена в разделах
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Интегрированное занятие «Я - семья – род – народ» - традиции прошлого и настоящего» для детей старшего дошкольного возраста.
Конкурсное мероприятие провела воспитатель старшей группы «Смешарики»
МБДОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» Хавень Зинаида Владимировна.
Программное содержание:
1. Учить детей прослеживать историю от «Я» до «Народа».
2. Социализировать детей в процессе изучения обрядов, обычаев,
традиций.
3. Формировать представление детей о семье, как о людях, живущих вместе.
4. Расширять и обогащать словарь детей по темам: «Имя». «Фамилия»
«Традиции». «Олимпиада».
5. Развивать интерес к окружающему миру прошлого и настоящего,
на эволюцию фамилии до сегодняшнего дня, чувство гордости за свое имя.
6. Воспитывать любознательность, воображение, внимание, память и
мышление.
Предварительная работа:
1. Занятия: «Семейные обычаи на Руси». «Моя семья «. «Скоро Олимпиада 2014 г.
в г. Сочи».
2. Беседы: «Мое имя», «Семейные традиции», «Олимпийские виды спорта».
3. Дидактические игры: «Новоселье», «Кто как трудиться в вашей семье»,
«Кто ты для мамы…», «Назови ласково – папу, маму …».
4. Настольные игры: «Мамины помощники», «Этикет общения».
5. Сюжетно-ролевая игра: «Семья».
Совместная работа с родителями:
1. Заседание семейного клуба «Кафе Листопад».
2. Создание с детьми книги «Я - Семья - Род - Народ»,
«Генеалогическое древо семьи», Мини - музея «Русская изба».
Словарь «Имя. Фамилия», Энциклопедия «Олимпиада».
Работа с детьми: Изготовление оберегов, талисманов олимпийских игр Мишка - Полис из проса, Заяц - Стрелка - из ваты, Леопард – Барсик - из пшеничной, пшенной, манной круп и вспомогательных материалов.
Демонстрационный и раздаточный материалы:
Автобус из картона, олимпийские кольца, талисманы, атрибуты к эстафетам: «Лыжи», «Снежки», «Льдины», обереги, письма талисманов.
Оборудование для остановок:
Остановка первая «Я» - «Мини – музей», «Русская изба»,
Остановка вторая «Семья, род» - Вернисаж «Генеалогическое древо семьи»,
Остановка третья «Народ» - атрибуты к эстафетам
Празднично оформленная стена с символикой Олимпиады.
В ходе проведённого мероприятия удалось реализовать задачи образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Музыка».
Воспитатель: Дорогие, дети, сегодня мы отправимся в путешествие по маршруту:
«Я– Семья - Род- Народ». Вспомним традиции прошлого и поговорим о традициях настоящего.
(Звучит музыка, дети рассаживаются по местам в «автобус»)
Остановка №1 -«Я» (У русской избы).
Воспитатель: Куда это мы приехали? Кто это смеётся? Подойдем поближе.
Дети: Это русская изба, в ней живет Егорка с роднойматушкой и отцом-
батюшкой.
Воспитатель: В семьи Егоровых мы уже были, когда родился Егорка.
Вспомните, как они нас встречали?
Дети: Встречали они нас с хлебом и солью, что в старину означало – радушие и щедрость.
Воспитатель: Эти традиции сохранились и до наших дней. Когда в наше время встречают людей с хлебом и солью?
Дети:Почтенных гостей на праздниках встречают с хлебом-солью. Хлеб с солью на вышитом полотенце выносят на свадьбе жениху и невесте, затем угощают гостей.
Воспитатель: На Руси с давних времен любили пословицы и поговорки. Какие пословицы дошли до наших дней о хлебе?
Дети: «Хлеб – всему голова», «Гречневая каша- родная матушка наша, а хлебец ржаной отец наш родной», «Доплясались, что без хлеба остались», «Плох обед-коли хлеба нет», «Пот на спине- так и хлеб на столе».
Воспитатель: Молодцы! Предлагаю поиграть в настоящую старинную игру «Ворон»
Ой,ребята, та-ра-ра, (дети взявшись за руки идут по кругу)
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок (машут руками)
Ворон в красных сапогах (поочередно выставляют ноги)
Позолоченных серьгах (показывают серьги)
Черный ворон на дубу (машут руками)
Он играет во трубу (изображают трубу)
Труба точенная, позолоченная
Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)
Да! (поднимают руки)
Воспитатель: Вам понравилась игра?Дети, в старину люди были глубоко верующими, поэтому имена выбирали по- святцам. Каждое имя имеет свое значение. Что означает имя Егор (Имя Егор означает «хозяин жизни»)
Воспитатель: А значение своих имен вы знаете?
Ответы детей (Юлия означает – счастье, Виктория - это победа, Даниил - Божий суд, Мария - горькая, любимая)
Воспитатель: Вместе с именем передавалась и фамилия. Что означает фамилия Егоров?
Дети: Егоров- земледелец, либо ездить, неспокойно сидеть.
Воспитатель: Вот здорово! Сколькоинтересноговы уже знаете. Вспомните, о каких обычаях поведали нам отец-батюшка и родная матушка Егорушки.
Дети: Когда Егор родился, его купали, а в воду клали уголек,чтобы привыкал к домашнему теплу,зернышко –чтобы всегда был сыт,монетку- чтоб был богат.
Затем его заворачивали в отцову праздничную рубаху и приговаривали: «Будь похожим на отца, на матушку, умей работать и отдыхать,как мы. Не опозорь свой род - род Егоровых». Когда Егора укладывали спать, то говорили: «Наконец- то ты родился Егорушка. Долго мы тебя ждали».
Воспитатель: Да, все правильно дети,давным-давно на Руси, во времена наших прабабушек и прадедушек так все и было! И пока в свой первый день рождения спал ребеночек, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Вы тоже сделали подарки- обереги. Оставим у крылечка, вот будет радость, когда их обнаружат! Прежде чем уйти, скажите свои пожелания Егорке.
Дети по очереди кладут обереги в подарочную коробку и приговаривают
• Никогда не болей, будь здоров.
• Слушай отца-батюшку, да родную- матушку.
• Будь добр, пусть тебе всегда встречаются добрые люди.
• Пусть -живет поживает, да добра наживает.
Воспитатель: Прислушайтесь… Тихо в русской избе у Егорки– значит, он спит. Пусть крепко спит, да растет не по дням,а по часам. Споем для него колыбельную.
Баю-баюшки-баю
Я тебе покой дарю
Ветер в окна нам свистит
Снег по улице кружит.
В небе звездочка горит
«Спи, сыночек, говорит,
Баю-баю-баю-бай
Спи, Егорка, засыпай!»
Воспитатель: Пожелаем мира и добра этой семье. А вы, дети, не забудьте эту колыбельную, когда вы вырастите, тоже будете петь для своих деток, продолжите традиции наших предков. Внимание, нас дорога зовет!
Остановка вторая - «Семья – Род» (У выставки «Генеалогическое древо семьи»)
Воспитатель: Какие традиции есть у каждого человека?
Дет и: Сейчас каждый человек отмечает свой день рождения, а в старину отмечали именины.
Воспитатель: Человек хочет поделиться своей радостью. В первую очередь с семьей и близкими родственниками. Как вы думаете, что же такое семья?
Дети: Семья – это папа, мама и их дети. Они похожи друг на друга и живут вместе.
Воспитатель: О семье я скажу так: «Согласье да лад- в семье клад». А вы что скажите?
Дети: - В семье согласно, так и дело идет прекрасно.
- Когда нет семьи, так и дома нет.
- Семья сильна, когда крыша одна.
- Семейный горшок всегда кипит.
- В семье и каша гуще.
- В семье разлад, то и дому не рад.
- Не будет добра, коли в семье вражда.
- В хорошей семье хорошие дети растут.
Пальчиковая гимнастика: «Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя.
А вот и вся моя семья».
(Поочередно загибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся моя семья» - второй рукой охватывать весь кулачок.)
Воспитатель: На Руси семьи были многодетными, а чем больше людей в семье, тем больше род. Род - это наши предки. Там были тети, дяди, двоюродные дедушки, их жены, прапрабабушки и прапрадедушки– все, кто жил до нас, раньше. Человек без семьи пустоват, а семье без родства- совсем никак. Род можно сравнить с деревом. Корни наши предки, нижний ярус веток - бабушки и дедушки, средний- мама и папа, а повыше вы- почки, которым предстоит вырасти в веточки.
Воспитатель: А как мы сейчас сохраняем память о семье, родственниках?
Дети: Чтобы сохранить для будущих поколений память о своих родственниках, в семье создают фотоальбомы, видеофильмы.
Воспитатель: На сегодняшний день вы с родителями создали свое «Генеалогическое древо семьи». Расскажите о своей семье? (рассказы 2-3 детей)
Воспитатель: Здорово, это было очень интересно.
Дидактическая игра c мячом: «Подбери ласковые и добрые слова своим близким людям»
Воспитатель: Можно считать нашу группу семьей?
Дети: Можно, потому что у нас общие интересы. Мы заботимся друг о друге. Учимся дружно вместе играть. У нас есть традиции группы.
Воспитатель: Как хорошо, что вы об этом вспомнили. Назовите традиции нашей группы.
Дети: - Ежедневно проводим акцию «Накормим птиц зимой».
- Ежедневно за успехи «Смешарики» поощряют детей.
- Украшаем «Коробочку вежливости и добрых дел».
- У нас много праздников, отмечаем вместе дни рождения.
- Все вместе лепим картины «Времена года»
- Радостно приветствуем и прощаемся друг с другом.
Воспитатель: Закончим нашу беседу стихотворением Ю. Энтина. (читает ребенок)
Говорят, что в старину
Так оно и было
Много братьев и сестер
Весело дружило
Вместе пили молоко,
Вместе ели сушки
Настоящий детский сад
В каждой был избушке.
Воспитатель: Пожалуйста, возвращайтесь в автобус, следующая остановка «Народ»
Остановка №3 «Народ» (У стены с Олимпийской символикой)
Воспитатель: Обратите внимание, сколько сегодня в зале народа. Слышите, слово «народ» от слова род. Какие традиции русского народа вы знаете?
Дети: государственные праздники: Новый год, 8 марта, 23 февраля, день Матери.
Православные праздники: Пасха, Масленица, Рождество.
Народные сказки, песни, пляски, народные пословицы и поговорки, народные игры.
Воспитатель: Есть игры всего мира- это Олимпийские игры, когда начинались такие игры, то прекращались все войны на время проведения олимпийских игр.
Ребенок :Это честный спортивный бой!
В нем участвовать награда
Победить может любой.
Воспитатель: Победителем 6 Олимпийских игр была Любовь Егорова. Роман Егоров серебряный призер по плаванию. Алексей Егоров – чемпион Европы по боксу. Слышите, как звучит фамилия Егорки и в наши дни. Берегите, дети, свое родовое имя и несите его гордо.
Воспитатель: Продолжим наш разговор о зимних Олимпийских играх в г. Сочи. Назовите зимние Олимпийские виды спорта на этих соревнованиях?
Дети: Конькобежный спорт, керлинг, лыжный спорт, санный спорт, хоккей, фигурное катание.
Воспитатель: Девиз этих игр: «Быстрее, выше, сильнее» (отвечают дети)
Какие символы и талисманы Олимпийских игр вы знаете?
1 ребенок: Мир дарит нам огонь священный
Желая мира и добра
Пусть будет символом надежда
Победа, радость и игра.
Звучит гимн России.
2 ребенок: Пять колец на флаге белом
Меж собой переплелись
Буд-то все спортсмены мира
Крепко за руки взялись!
3 ребенок: Голубое кольцо - Европа
Желтое - Азия
Черное - Африка
Зеленое- Австралия
Красное - Америка
4 ребенок: Талисманы зимних Олимпийских игр в Сочи 2014 г.
Белый Мишка – Полис,
Леопард – Барсик,
Зайка – Стрелка.
Воспитатель: Олимпийские талисманы нам прислали письма с заданиями.
Ведущий зачитывает письма по очереди.
Медведь: Знают взрослые и дети
Мы полярные медведи
Свои мышцы укрепляем
Игру дарим мы для вас
На льдине к полюсу попасть.
Эстафета «На льдине к полюсу»
Команды строятся в две колонны за линиями старта. Напротив каждой из команд на расстоянии 6-8 м ставят по ориентиру. Первым игроком команд дают в руки по 2 дощечки-«льдинки». По сигналу ведущего первые игроки начинают двигаться к своим ориентирам, при этом они встают ногами на первую «льдинку», вторую они кладут на расстоянии 20-25 см от себя. Затем игроки переходят на вторую «льдинку», а первую берут в руки и перекладывают вперед. Таким образом, переходя с «льдинки» на «льдинку», игроки добираются до ориентира, где они берут обе «льдинки» в руки, оббегают ориентир, бегом возвращаются в свою команду и передают «льдинки» следующим игрокам. Остальные игроки повторяют те же действия
Заяц:Заяц- олимпийский талисман
Очень рад, ребята, вам.
Со снегом я всегда играю
И никогда не унываю
Снежки свои я вам пришлю
Скорей начните вы игру.
Эстафета «Веселый биатлон»
Команды строятся в колонны по одному за линиями старта. На расстоянии 3-3,5 м от каждой из них обозначают линии броска, около которых ставят по контейнеру со «снежками». На расстоянии 3м от каждой из линий броска ставят по мишени. Игроки по очереди подбегают к линии броска и метают «снежки» в цель. Побеждает команда, игроки которой попали в мишень большее количество раз.
Леопард: Леопард я не простой
Талисман я удалой
Двигаюсь так ловко
Хоть не ем морковки.
Эстафета «Лыжные гонки»
Дети строятся в две команды за линией старта. Перед каждой из команд лежат
«лыжи» (вырезанные из пластиковых бутылок) .По сигналу ведущего, игроки каждой команды становятся на «лыжи» и двигаются, оббегая кубики, подбегают к кеглям, берут «лыжи» в руки и бегом по прямой возвращаются к линии старта. .Передают «лыжи» другому участнику игры, а сами становятся в конец колоны. Остальные игроки повторяют те же действия.
Воспитатель: Какие наши спортсмены сильные и умелые. Народ, не жалей своих ладошек! Хлопайте веселей с криками – Ура! Ура! Ура! - слава вам, олимпийская детвора.
Весело играли,
На Олимпиаде побывали
Весь народ сюда спешите
Фотограф, пожалуйста, на память нас снимите!