Тюнтяева Оксана Анатольевна
Проект для детей старшей группы детского сада «Птицы — наши друзья!»
▼ Скачать +Заказ
Проект для детей старшей группы детского сада «Птицы – наши друзья!»
Автор проекта: Тюнтяева Оксана Анатольевна, воспитатель МБДОУ № 19
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий
Участники проекта: дети 1 старшей группы МБДОУ № 19, воспитатели, родители
Продолжительность проекта: двухмесячный групповой (январь-февраль 2017 года)
Актуальность проекта.
Публикация «Проект для детей старшей группы детского сада „Птицы — наши друзья!“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
В беседах с детьми проблема нехватки знаний об окружающем мире, в частности о мире птиц, об их жизнедеятельности, повадках, привычках является актуальной. Не все дети знают о зимующих и перелетных птицах, какую пользу они приносят, как строят гнезда.
Таким образом, у детей возникает множество вопросов. Дети интересуются: почему одни птицы остаются зимовать, а другие улетают на юг; как помочь зимующим птицам пережить холодную зиму в городе.
Нравственный аспект проблемы актуален с раннего возраста ребенка. Взаимодействие маленького человека с природой происходит с юных лет. Именно в этом возрасте закладывается любовь ко всему живому, бережное отношение к «братьям нашим меньшим».
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо, чтобы ребенок понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, о его будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку.
Цель проекта: расширение и обогащение знаний о птицах (зимующие и перелетные).
Задачи проекта:
- закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, о роли человека в жизни птиц;
- пополнить развивающую среду по теме проекта;
- воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;
- развивать элементарные представления о птицах (летают, клюют, вьют гнезда, выводят птенцов);
- формировать умения: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной, продуктивной);
- расширять словарный запас детей за счет существительных (грач, скворец, ласточка, соловей, скворечник, прилагательных (перелетные, птичьи, глаголов (возвращаться, откладывать, вылупляться, защищать, заботиться);
- формировать желание беречь и заботится о братьях наших меньших;
Реализация образовательных областей:
«Познание»
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка»,
«Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Физическая культура»,
«Здоровье», «Безопасность».
Формы работы:
• непосредственная образовательная деятельность;
• наблюдения в природе;
• чтение художественной литературы;
• рассматривание и изучение иллюстрационных материалов;
• игровая деятельность;
• проведение ситуативных бесед;
• продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка);
• музыкально – ритмические движения;
• заучивание стихов, песен;
Методы и приёмы:
• наблюдения;
• беседы;
• сбор информации;
• работа с литературой;
• обработка собранной информации;
• творческая работа.
Содержание работы:
1.Познавательно – исследовательская деятельность
Дидактические игры:
• «Какая это птица»
• «Чья тень?»
• «Кто где живет?»,
• «Какой птиц не стало»;
• «Найди по контуру»;
• «Чей голос?»,
• «Соедини по точкам»,
• «Собери птичку»,
• «Кто дальше, кто ближе»,
• «Кто где сидит»,
• «Покажи и назови»
• «Угадай по описанию»,
• «Четвертый лишний»,
• «Какая птичка прячется за веткой?»
2.Наблюдение за птицами на прогулке (внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия)
3. Игровая деятельность
• «Птички летают»
• «Птички и кошка»
• «Совушка»
• «Найди пару»
• «Скворушки»
• «Слушай внимательно»
• «Синицы»
• «Вороны и собачка»
• «Воробушки и автомобиль»
• «Воробушки и кот»
• «Птичка и птенчики»
4. Трудовая деятельность
• изготовление кормушек из бросового материала».
• труд в природе – кормление птиц.
5. Продуктивная деятельность
• аппликация «Лебединое озеро» (коллективная работа);
• рисование «Забавный пингвин»;
• рисование «Совушка – сонная головушка»;
• раскрашивание силуэтов птиц;
• аппликация «Cовушка-сова, большая голова»;
• лепка «Птичка синичка»;
• ручной труд «Воробей»;
6. Работа с родителями
• рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах;
• оформление папки-передвижки «Зимующие птицы нашего края» (отв. воспитатели);
• организовать консультацию для родителей о правильных способах взаимодействия детей с объектами природы;
• консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
• выставка совместного с родителями творчества «Мы любим птиц!»
Подготовительный этап:
Определение уровня знаний детей о птицах; анкетирование родителей; определение темы проекта, задач, подбор необходимой литературы по данной теме.
Основной этап.
1-2 неделя
Задача: закрепить знания детей о птицах, о роли человека в жизни птиц.
Содержание работы:
Познавательное развитие и экспериментальная деятельность
• НОД «Что ты знаешь о птицах?»;
• НОД «Птицы в лесу зимой»;
• опыт «Как легче плавать?» (установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме);
• опыт «Почему говорят «как с гуся вода»?» (установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме);
Дидактические игры:
«Птички на кормушках»
«Каких птиц зимой не увидишь»
«Меню для птиц»
Развитие речи:
- составление описательного рассказа об одной из птиц;
- сравнительное наблюдение снегиря и синицы;
Дидактические игры:
• «Назови ласково»
• «Кто как голос подает?»
• «Один-много»
• «Большой – маленький»
• «Сосчитай птиц»
• «Угадай по описанию»
• «Чье это?»
Чтение художественной литературы:
• русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»;
• В. А. Жуковский «Жаворонок», «Птичка»;
• М. Горький «Воробьишко»;
• М. М. Пришвин «Ребята и утята»;
• Б. С. Житков «Галка»;
• загадки и пословицы о птицах;
Продуктивная деятельность:
• рисование акварелью «Забавный пингвин»;
• аппликация «Лебединое озеро»;
3-4 неделя
Задача: пополнить развивающую среду по теме проекта.
Содержание работы:
• оформление книжного уголка (подбор книг о птицах);
• заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцова;
• оформление альбома: «Зимующие птицы»;
• оформление картотеки загадок, стихов о птицах;
• оформление плаката «Зимующие птицы»;
• оформление ширмы для родителей «Птицы - наши друзья»;
• оформление папки-передвижки для родителей «Зимующие птицы нашего края»;
Продуктивная деятельность:
• рисование «Совушка-сонная головушка»;
• раскрашивание силуэтов птиц;
• аппликация «Совушка-сова, большая голова»;
Чтение художественной литературы:
• русская народная сказка «Журавль и цапля»;
• Н. Рубцов «Воробей»;
• И. Пивоварова «Лишь бы песни петь!»;
• В. Бианки «Сова»;
• Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;
5-6 неделя
Задача: воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Познавательное развитие и экспериментальная деятельность
• беседа «Трудно птицам зимовать»;
• опыт «Как устроены перья у птиц?» (установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме);
• опыт «Почему у водоплавающих птиц такой клюв?» (установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме);
• наблюдение за поведением птиц во время кормления, сходства и различия питания птиц зимой и летом;
Продуктивная деятельность:
Лепка "Птичка-синичка"
Ручной труд "Воробей"
Чтение художественной литературы:
• сказка Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»;
• Н. И. Сладков «Весенняя баня»;
• К. Ушинский «Чужое яичко»;
• Н. И. Сладков «Без слов»;
Подвижные игры:
• «Перелёт птиц»;
• «Птички в гнёздышках»;
• «Скворушки»;
Музыка и театрализованная деятельность:
• прослушивание аудиозаписей с голосами птиц;
• прослушивание детских песен о птицах:
- «Жаворонок» музыка и слова М. Еремеевой;
- «Песенка Синички» музыка и слова М. Галушка;
- «Воробей» музыка В. Гречик, слова А. Чельцова;
- «Грустный журавушка» музыка Е. Зарицкой, слова А. Вольского;
Заключительный этап.
-викторина: «Кто больше знает о птицах?»
Цель: закрепить знания о птицах, умение их различать.
-выставка детских работ «Мир птиц глазами детей»;
-выставка совместного творчества родителей и детей;
- оформление презентации проекта.
Ожидаемые результаты
Дети
• сформированы элементарные представления о птицах;
• сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы;
• развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы;
Родители
• повысился уровень экологической воспитанности родителей;
• проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы;
• привлекают детей к совместному труду в природе, заботе о птицах;
Педагоги
• ведут активную работу по экологическому воспитанию детей;
• используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей;
• распространяют и обобщают опыт;
Перспективы проекта: в дальнейшем планирую разработать проект «Влияние художественной литературы на духовно-нравственное воспитание дошкольников к окружающей среде»
Познавательное развитие
Беседы и занятия
Прослушивание аудиозаписи с пением птиц
Экспериментальная деятельность
Расширение кругозора детей о питании птиц в зимний период.
Рассматривание семян сосновой шишки с помощью луп и микроскопа.
Ознакомление со строением махового пера птицы, его предназначением.
Настольно-печатные дидактические игры
Считаем и сравниваем множества на занятиях по формированию элементарных математических представлений
Художественное творчество. Продуктивная деятельность.
Коллективная аппликация "Лебединое озеро"
Рисование "Забавный пингвин"
Рисование "Совушка - сонная головушка"
Аппликация "Совушка-сова, большая голова"