Орлова Галина
Традиции детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Кто плохо знает свой язык, тот не оценит красоту
родной речи, не задумывается над книгой, не
поймет мелодию песен, не запомнит стихов»
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащает ребенка, поддерживает интерес к истории и культуре чувашского народа, природе, красивым предметам быта, изделиям народно-прикладного искусства. Через призму истории, жизни и быта наших предков ребенок познает себя, наш мир сегодня.
Публикация «Традиции детского сада» размещена в разделах
Ознакомление детей с культурой, обычаями, традициями чувашского народа в старину дает основу для реализации задач по формированию у детей чувашского национального самосознания посредством обращения к историческим корням и национальным истокам чувашского народа, обеспечивает личностное развитие ребенка, развивает чувство национальной гордости, почтительности, уважительное отношение к окружающим: внимательность, отзывчивость, чуткость, тактичность, общительность.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в традиции.
Дети узнают, как проводились праздники в Чувашии в старину, как они назывались. Ведь в них со всей полнотой отражается чувашский национальный характер. Это удаль и размах, искренность и талант, быт и искусство.
Жизнь чувашей проходила не только в труде. В течение года проводились праздники и обряды. Праздники зимнего цикла начинались с праздника «Сурхури» – в честь приплода скота и урожая хлеба.
Праздники весеннего цикла начинались с праздника «варни» – проводов зимы и встречи весны, изгнания злых духов – вирем, серен.
«Акатуй» — весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. Этот праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых.
«Ниме» - коллективная помощь, устраиваемая односельчанами при выполнении трудоемких и хлопотных работ: вывоз леса, постройка дома, сарая, посадка картофеля и т. д
МБДОУ «ЦРР – детский сад №178“ г. Чебоксары более двадцати лет углубленно работает над проблемой «Становление личности ребенка средствами народной культуры». В рамках ее реализации проводится многоплановая разносторонняя педагогическая деятельность.
В детском саду стало доброй традицией ежегодно проводить чувашские народные праздники, такие как «Акатуй» (Праздник земледелия», "Сурхури» («Рождество», «варни» («Масленица», обычай «Ниме» (Традиция помощи, и т. д.
Весело и задорно проходит праздник «Акатуй», где дети после посевных работ на грядках веселятся, соревнуются в различных соревнованиях, таких как «Бег в мешках», «Бег с коромыслом», «Бой петухов» и т. д.
Воспитанники с удовольствием принимают участие в чувашском обычае «Ниме», проводимом в детском саду, поют народные песни, активно помогают взрослым в коллективном труде.
Участвовать на празднике «Сурхури» детям особенно интересно, где они наряжаются в чувашскую народную одежду, исполняют песни, играют, угощаются «колобочками».
Дети с воспитателями часто приходят в мини-музей детского сада «Бабушкина изба», где собраны подлинные экспонаты чувашского быта: домашняя утварь, посуда, одежда расшитая чувашскими узорами, музыкальные инструменты. В этой комнате созданы условия для ознакомления детей с жизнью крестьян.
У ДОУ достаточно богатый опыт проведения таких мероприятий по ознакомлению с народной культурой, как «Праздник народного костюма», «Во деревне то было Сосновке», «Чувашские композиторы – детям». В приобщении детей к миру народной музыки большую роль играет фольклорная группа взрослых «Мерчен» («Жемчужина») и детская студия «лку» («Родничек»). Воспитанники детского сада любят играть в чувашские народные игры «Хвел е уйх», «паталла», «Пиихилле» и тд. В них ярко отражаются быт, труд, национальные устои, представление о мироздании, где присутствует много песен и потешек, веселых считалок и жеребьевок.
Дошкольники делятся своим творчеством в играх-драматизациях на чувашском языке «Керменкке», «Йвача», «Кмпа айнче», «Пукане» и т. д.
Изучая жизнь людей, живших много лет назад на чувашской земле, их культуру, быт, нравы, орудия и условия труда, вещей, которые их окружали, дети будут знать историю своего народа и гордиться ею.
Орлова Г. П., воспитатель
МБДОУ «ЦРР-детского сада №178»
г. Чебоксары
Литература:
1. Богатеева, З. А. Приобщение детей к традиционной культуре народов Среднего Поволжья/ З. А., Богатеева, Чебоксары, 2003г.
2. Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в ЧР /сост. Р. Б. Кузьмина, М. А. Капустина – Чебоксары: «Клио», 1998г.
3. Махалова, И. В. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа /Махалова И. В., Николаева Е. И, - Чебоксары, 2003г.
4. Махалова, И. В. Солнышко сияет, играть нас приглашает: Фольклорные физкультурные занятия и праздники в детском саду : Учебно-методическое пособие/ И. В. Махалова, Е. И. Николаева – Чебоксары, «Новое время», 2006г.