Елена Беломыльцева
Конспект развивающего познавательного занятия «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающее познавательное занятие на тему «Насекомые»
Средняя группа
Подготовила Беломыльцева Е. М.
Цель: Обобщить представления детей о насекомых (названия, особенности строения, значение); воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них новое. Формировать бережное отношение к окружающей природе.
Задачи:
1. Обучающие
• Обобщить знания детей о признаках весны, о насекомых.
• Совершенствовать умение диалогического общения.
• Продолжать обучать приемам лепки.
2. Развивающие
Публикация «Конспект развивающего познавательного занятия „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
• Развивать познавательные способности, логическое и образное мышление детей в процессе игровой и художественно-творческой деятельности.
• Развивать мелкомоторные функции пальцев рук в процессе игровой и художественно-творческой деятельности.
• Формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы. Развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и описания объектов картины.
• Развивать фантазию на основе возможного восприятия органами чувств и в процессе придумывания и лепки фантастического волшебного насекомого.
• Развивать музыкальный слух.
3. Воспитательные
• Формировать в сознании детей ценностное отношение к миру живой природы, доброе отношение к миру насекомых в частности.
• Формировать умение работать в коллективе, выслушивать других детей при обсуждении проблемной ситуации.
Материалы к занятию :
• аудиозапись «Голоса птиц. Весна», «Жужжание шмеля, пчелы;
• картинки из серии «Насекомые»;
• картина «Лесная полянка с насекомыми»;
• разрезные картинки «Насекомые» (бабочка, муравей, шмель, кузнечик, божья коровка, комар)
• пластилин;
• природный материал (камешки, крылатки клена, горох, перышки и т. д.);
• бусинки, пуговицы.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас на прогулку. Мы отправимся отдохнуть на лесную полянку.
(звучит аудиозапись голосов птиц)
Закройте глаза. Какие звуки леса вы слышите? (треск сучьев, крики птиц, журчанье ручейка) Как вы думаете, когда это бывает?
Дети: Весной!
Если не отгадают:
Оживились ручьи,
Прилетели грачи.
В свой дом – улей пчела
Сладкий мед принесла.
Кто знает,
Когда это бывает?
Воспитатель: Ах, какой запах на лесной полянке! Почувствуйте его. Чем пахнет?
Дети: сырой землей, елками, первыми цветами – подснежниками, дождем, деревьями…
Воспитатель: Угадайте, а кого мы можем увидеть весной на лесной полянке?
(выносится картина «Лесная полянка»)
А теперь давайте посмотрим на весеннюю картину. Увидеть все, что есть на картине могут только очень внимательные и зоркие ребята. Возьмите «бинокли» (руки поднести к глазам, пальцы сложить вместе, округлить). Что вы видите на картине?
Дети: Лес, в нем много деревьев. Полянку, травку, ручеек, цветочки, а еще мы видим насекомых.
Дети придумывают рассказ по картине (2-3 чел.) с использованием «биноклей».
Воспитатель: Да, весной появляются и первые насекомые.
(звучит аудиозапись жужжание шмеля, пчелы)
Ребята, вы слышите? Кто это?
Дети: Весной просыпаются пчелы, шмели, жуки и другие насекомые.
Воспитатель: Давайте поищем их на полянке.
Д/и «Собери картину насекомого».
На полянке 6 цветков, в каждом цветке разрезанные картинки: бабочка, муравей. Шмель, божья коровка, комар, кузнечик.
Каждый ребенок собирает свою картинку из отдельных частей.
Воспитатель: Что тебе удалось сложить? Как у тебя называется насекомое? Кого ты увидел на своей картинке? Ой, кто это? Ты узнал это насекомое?
Ребенок называет кто на картинке.
Воспитатель: Ребята посмотрите на наших новых знакомых, которых мы нашли на полянке и скажите, как назвать их всех одним словом?
Дети: насекомые (закрепление)
Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте поиграем. Отгадайте загадки. Кто собрал это насекомое, подбегайте к доске и покажите его.
Загадки.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
Имя взял у кузнеца,
Цвет – у огурца
Крылья – у морошки,
Ножки – у блошки.
(Кузнечик)
Чернокожий карапуз
Не по росту тянет груз.
(Муравей)
Разбойник садовый,
Поясок медовый.
(Шмель)
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка)
Воспитатель: Кто лишний? Почему?
Воспитатель обращает внимание детей на выставленные картинки (бабочка, кузнечик, муравей, шмель, лягушка).
Дети: это лягушка. Лягушка – животное. Она живет на суше и в воде. Это не насекомое.
Воспитатель: Ребята, а про какого насекомого, которого вы собирали не было загадки?
(раздается писк «з–з-з»)
Воспитатель: кто это? Отгадайте!
Дети: Комары.
Игра «Комары»
Дети делятся на две подгруппы: одни изображают комаров, другие – детей. «Комары» произносят: «З-з-з», - и бегут за ребятами, которые стараются спрятаться от них в «домики». Потом участники игры меняются местами.
Летит, пищит, ножки длинные тащит,
Случай не упустит: сядет и укусит.
(Комар)
Воспитатель: Дети, как нам от комаров избавиться? (позовем птиц, наденем на голову платки, шапки, чтобы не кусали). А можно придумать фантастическое насекомое, которое напугает комаров.
Дети: А может быть и съест их.
Воспитатель: Давайте с вами слепим это фантастическое насекомое. А для начала поиграем с пальчиками.
Упражнение на развитие мелкой моторики
Прилетела к нам с утра
Полосатая пчела (помахать скрещенными ладошками)
А за ней шмель – шмелек,
И веселый мотылек, (загнуть пальчики, начиная с большого, на обеих руках)
Две коровки, стрекоза,
Как фонарики глаза. (сделать кружочки из пальчиков и поднести к глазам)
Пожужжали, полетали,
От усталости упали. (помахать скрещенными ладошками, уронить ладошки на стол)
Художественно – ручной труд «Фантастическое насекомое»
Материал: тарелочки, пластилин разного цвета, разноцветные бусины, семена клена, крылья бабочки из картона, леска для усиков, горох зеленый, листочки засушенные, салфетки
Физкультурно-игровая пауза «Вот так насекомое» (с поделками в руках)
Вот насекомые зазвенели (з-з-з)
Закружились полетели (з-з-з) (кружатся)
Полетели друг за другом,
Ровным кругом, ровным кругом (мелкий бег по кругу)
Поднялись дружно вверх,
Долетели до небес (руки вверх)
Плавно, тихо вниз спустились
На полянку приземлились. (присели, насекомых посадили на цветы)
Воспитатель: Вот какую удивительную прогулку мы совершили с вами на лесную полянку и познакомились с миром насекомых.
Гуляя по цветущему, зеленому лугу не пытайтесь поймать красивую бабочку или стрекозу, мотылька или божью коровку. Лучше понаблюдайте за ними, и вы узнаете много интересного о жизни этих маленьких обитателей нашей планеты.