Елена Кулыгина
Конспект развивающего занятия «Семейная фотография»
▼ Скачать + Заказать документы
Задача:
—расширяем и систематизируем представления о семье, учим называть членов семьи;
— расширяем словарный запас за счет имен существительных (родители, муж, жена, сестра, брат, сын, дочка, внук, внучка); вводим в словарь детей имена прилагательные (длинный, короткий, старший, младший);
—учим детей понимать предложно -падежные конструкции типа «Кто Таня для Вани?»
«Кто Ваня для Тани?», «Кем приходится Таня бабушке?» и т. п. ;
— учим отвечать на вопросы взрослого, строить простые распространенные
предложения;
Темочки:
— развиваем внимание и память — узнавать на фотографиях членов семьи, знать и называть их роли в семье;
— совершенствуем общую моторику — умение ловить и бросать мяч;
—совершенствуем мелкую моторику пальцев рук — последовательно загибать пальцы на левой руке указательным пальцем правой руки (в процессе счетных упражнений);
—развиваем счетные навыки (счет в пределах шести, учим сравнивать предметы по длине;
— знакомим с геометрической фигурой «прямоугольник»;
—учим слушать музыкальное произведение и понимать настроение, которое оно передает;
— развиваем выдержку, умение соблюдать правила коллективной игры;
— развиваем логическое мышление—умение подбирать пары слов по ассоциации (папа — мама, бабушка—дедушка, сестра—брат и т. п., отгадывать загадки.
Оснащение: демонстрационная картинка «Семейная фотография»; отдельные портреты каждого члена семьи; полоски из картона для изготовления рамок (по 4 штуки на каждого ребенка—две длинные и две короткие, соответствующие длине сторон портретов; полоски для изготовления рамки для большой семейной фотографии; большой мяч.
Предварительная работа. Дайте задание родителям рассмотреть с детьми фотографии в семейном альбоме; назвать по именам и по родству всех членов своей семьи (кто кому кем приходится; например, обращаясь к ребенку, мама говорит: «Ты для бабушки внучка, а для меня дочка. Мы с папой — твои родители. Маленький Коля — твой братик, а ты ему сестра».
Ход занятия
1. Семейная фотография.
Покажите детям картинку «Семейная фотография» и скажите, что на ней изображена большая семья: дети — Таня и Ваня, их папа и мама, дедушка и бабушка.
Расскажите, что в этой большой семье много родственников: дети (спросите у малышей, как их зовут — Таня и Ваня, их родители (уточните, как их называют дети,—папа и мама) и родители родителей (спросите, как Таня и Ваня их назовут,—дедушка и бабушка).
Обсудите с малышами, кто кому кем приходится в этой семье. Дедушка и бабушка называют Таню и Ваню внуками, а мама и папа зовут их детьми — сыном и дочкой. Таня Ване — сестра, а Ваня Тане — брат. Мама с папой — муж и жена: папа маме — муж, а мама папе — жена. Также и дедушка бабушкой.
Спросите у детей: «Кто дедушка для бабушки? (Муж.) А кто бабушка для дедушки? (Жена.)»
Обсудите с малышами, кто в семье самый старший, а кто младший. Спросите 7 детей, у кого из них есть дедушка и бабушка, у кого — се
2. Портреты.
Скажите детям, что у вас есть не только большая семейная фотография, но и много отдельных портретов, на которых изображены члены той же самой семьи.
Попросите детей посмотреть на портреты и назвать всех членов семьи. Затем покажите малышам портреты: Тани, Вани, мамы, папы, бабушки и дедушки.
После того как дети назовут всех, сложите портреты веером оборотной стороной вверх и предложите одному из малышей вытянуть любые две картинки. Попросите ребенка посмотреть на эти портреты и сказать, кто изображен. Если ребенок не может сказать сам, то помогите ему сделать вывод — кем в семье эти люди приходятся друг другу.
Например, ребенок в игре вытягивает следующую пару портретов: Тани и мамы. Малыш говорит, что это — Таня и мама.
Спросите у ребенка: «Кто Таня для мамы?» Если ребенок затрудняется с ответом, то скажите сами: «Таня маме дочка».
Портреты Тани и Вани. Малыш говорит, что это — Таня и Ваня. Спросите у ребенка:
«Кто Таня и Ваня друг другу?» (Брат и сестра.)
Аналогично обсуждаются портреты: папы и мамы (муж и жена, Тани и дедушки (Таня для дедушки внучка, Вани и папы (Ваня папе сын) и т. д.
После того как первый ребенок ответит на вопросы, снова сложите все рисунки вместе и дайте такое же задание следующему малышу. Опросите таким образом всех детей по очереди.
3. Игра с мячом.
Предложите детям поиграть в подвижную игру с мячом. Для этого попросите их встать по кругу, а сами возьмите мяч и займите место в центре круга. Объясните детям правила игры: вы будете по очереди бросать им мяч и называть слово, а детей попросите ловить мяч, придумать пару к вашему слову и бросить мяч обратно. Например, вы говорите слово «папа» и бросаете мяч ребенку, стоящему напротив вас; он ловит мяч, говорит слово «мама» и одновременно бросает мяч вам обратно.
Пары слов, произносимые в подвижной игре (первое слово говорит взрослый, а второе слово подбирает к нему ребенок) : папа —. (мама, дедушка —. (бабушка, муж—. (жена, дети —. (родители, сестра—. (брат).
Далее произнесите с детьми те же пары слов, но в обратной последовательности: мама—. (папа, бабушка—. (дедушка, жена —. (муж, родители —. (дети, брат —. (сестра).
После окончания игры с мячом дети садятся за стол.
4. Рамки для фотографий.
Скажите детям, что семейные фотографии всегда берегут. Их хранят в альбомах или вставляют в рамки. Покажите, как это можно сделать, на примере большой семейной фотографии. Наложите на нее по периметру 4 заранее приготовленные картонные полоски. Скажите, что фотография по форме похожа на геометрическую фигуру прямоугольник — две ее стороны короткие и две стороны длинные. Предложите малышам сделать рамки для маленьких фотографий. Раздайте им портреты всех членов семьи и дайте картонные полоски. Попросите каждого ребенка взять по 4 полоски: две длинные и две короткие — и составить из них рамки для портретов. Уточните, какая сторона у портрета длиннее, а какая короче. Спросите у детей, какой формы эти портреты.
Попросите детей повторить словосочетания: «прямоугольный портрет» и «прямоугольная фотография».
5. Сосчитаем.
Предложите детям сосчитать, сколько всего портретов они вставили в рамки. Сосчитайте хором от 1 до 6, указывая на каждый из портретов. Затем покажите детям большую коллективную фотографию и скажите, что на ней сфотографированы сразу все члены этой семьи, и если каждый из них скажет про себя: «я!», то мы услышим сразу 6 раз «я».
Объясните детям, что таким образом и появилось само слово «семья», когда сразу 7 родственников дружно сказали: «я!» Спросите у каждого из детей, сколько человек в его семье. (Пусть малыши, называя членов своей семьи, загибают на руке пальчики.)
6. Отгадываем загадки.
Предложите детям отгадать загадки.
Ласково и нежно деток обнимает,
Лучшими словами в мире называет.
Самая красивая, самая родная,
Это же, конечно. (мама) дорогая.
Кто в семье высокий, смелый,
Самый сильный и умелый? (Папа)
Волосы седые, добрые глаза,
Всех внучаток любит. (бабушка) моя.
Добрый, бородатый —
Это папин папа.
С внуками играет.
Кто ж его не знает! (Дедушка)
7. Подведите итоги занятия, оцените работу детей.
Игры и задания для закрепления материала
Предложите детям нарисовать цветными карандашами свою семью, а затем показать и назвать всех ее членов по имени и по родству. Спросите детей, кто в их семьях самый старший, а кто — самый младший. Попросите назвать всех членов семьи по старшинству, начиная с самого старшего и заканчивая самым младшим.