Наталья Степанова
Конспект НОД по ФКЦМ в старше-подготовительной группе «Здравствуй, Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 г. Выборга»
Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старше-подготовительной группе «Звёздочки»
«Здравствуй, Зимушка-зима»
Ведущая образовательная деятельность: «Познавательное развитие»
с интеграцией других образовательных областей
Разработан: воспитателем
1кв. категории
Степановой
Натальей Николаевной
Публикация «Конспект НОД по ФКЦМ в старше-подготовительной группе „Здравствуй, Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФКЦМ для детей 5-7 лет.
Тема: «Здравствуй, зимушка зима»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Физкультура».
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знаний детей о зиме;
2. Обогатить и активизировать словарь: зимушка – зима; три белых коня – декабрь, январь и февраль; снегопад; снежная буря, вьюга, пурга, метель, буран, снежинки, сосульки, сугробы, позёмка, иней, изморозь; ледяные узоры на стёклах.
3. Развивать внимание, память, мыслительные операции анализа и синтеза; развивать творческое воображение, логическое мышление.
4. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
Ход НОД
Мотивационная часть. I этап
Воспитатель:
Ребята, я хочу вам загадать загадку, а отгадав её, вы узнаете тему нашего занятия.
Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я?
Дети: Зима.
Воспитатель:
Молодцы!
2. Основной этап.
Беседа о зиме.
Воспитатель:
Каждый год приходит к нам зимняя пора. Зима помогает нам снеговиков катать, по ночам каток для нас мостит, посыпает дорожки снежком, чтоб на санках веселее кататься было. А еще у зимы есть три сына. Кто их может назвать? Это три зимних месяца.
Дети:
Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель:
Молодцы. Давайте угадаем, о каком месяце говорится в загадке?
Назовите- ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга до весны легли снега.
Только месяц наш придет- мы встречаем Новый год!
Дети: Декабрь.
Воспитатель:
На Руси декабрь называли студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает.
Следующая загадка:
Щиплет уши, щиплет нос. Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду-упадет не вода уже, а лед.
Даже птице не летится: от мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это?
Дети: Январь.
Воспитатель:
Январь в народе называли сечень, т. к. он рассекал зиму на две половины.
Следующая загадка:
Снег мешками валит с неба. С дом стоят сугробы снега.
То бураны, то метели на деревню налетели.
По ночам мороз силен, днем капели слышен звон.
День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это?
Дети: Февраль.
Воспитатель:
Февраль называют лютый, т. к. выпадает много снега, стоят лютые морозы, часто бывают метели.
Давайте послушаем рассказ о зиме. Солнце зимой тусклое,низкое, светит мало и не греет. Дни стали короткие, а ночи длинные. Снег покрыл землю, дома, деревья пушистым белым одеялом. Часто падает густой снег - это явление называется снегопад. Холодный ветер со снегом наметает большие сугробы. Бушуют вьюги и метели. Зимой водоемы затянутым крепким льдом. Деревья стоят в инее. Воздух стал холодным и морозным. Люди надели зимнюю одежду.
А теперь я предлагаю вам встать в кружок и поиграть.
Дидактическая игра с мячом «Назови как можно больше красивых слов».
Дети отвечают на вопросы: какой? какая? какое?
Погода какая? – снежная, холодная, морозная.
Снег какой? – пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий.
Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.
День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.
Солнце какое? низкое, неяркое.
Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.
Зима какая? морозная, снежная, ветреная, холодная.
Воспитатель:
Какую холодную погоду вы мне описали, что сразу захотелоь погреться.
Игровое упражнение:
Руки в кулачки сожмем
И немножко подождем.
На ладошки мы подуем,
Все снежинки мы с них сдуем.
Каждый пальчик мы возьмем,
Сильно на него нажмем.
Каждый пальчик мы возьмем,
Сильно на него нажмем.
Мы ладошки растираем
И лицо обогреваем.
Растираем лобик тоже,
Теплым стать ему поможем.
Щечки надуваются.
Губки улыбаются.
(Дети выполняют соответствующие движения)
Воспитатель:
Снег такой колючий,
Как хвоя у ёлки,
На морозе жгучий,
Как укусы пчёлки.
Снег тепла боится,
На морозе в скрип,
Снег сухой искрится,
Мокрый к нам прилип!
Воспитатель: Откуда же берется снег?
Дети: Он подает из тучи.
Воспитатель: Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут за счет перехода пара в твердые кристаллы льда. Во время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде "сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами? (Ответы детей)
Воспитатель: Волшебница Зима приглашает нас в лабораторию «Снеговичок» .
Опыт «Почему снег хрустит?»
Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку. Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).
Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.
Вывод: Снег состоит из снежинок. А снежинки из кристалликов. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.
Заключительная часть. Рефлексия.
Дети, а что вам больше всего понравилось на нашем занятии? А что нового вы узнали?